Пятак под пятку для халявы

   Случилась эта простая история в прежней жизни, когда ещё не была разрушена страна, система образования которой считалась одной из лучших в мире, учебники тогда были едиными и ежегодно выдавались бесплатно каждому ученику.

   Странное дело, но хорошие школьные учителя в стране обычно работали по призванию, были бессребрениками, и именно за это профессия пользовалась уважением в обществе, а не за непомерно великую зарплату. Частенько учителя задерживались после уроков объяснять какому-нибудь тугодуму тот или иной материал. И, упаси Бог, если бы учитель взял деньги с родителей за эти дополнительные занятия: в серьёзной учительской среде репетиторство считалось зазорным явлением. А уж если бы министр образования назвал учителей работниками сферы обслуживания, то коллеги сочли бы это профессиональным унижением и несдобровать бы такому министру.

   Учителя тогда не «натаскивали» выпускников на участие в государственной лотерее под названием Единый государственный экзамен, а исправно учили детей в соответствии с межпредметными связями, да так, чтобы ученик не мытьём, так катаньем, понял, что мир познаваемое целое, а не распадается на случайные явления и загадочные чудеса. Но чудеса случались. Не так чтобы часто и много, а так по мелочам.

   Случилось как-то прелюдия к небольшому чуду - вечные реформаторы из министерства образования посягнули на традиционную схему выпускных экзаменов. Нет, до ЕГЭ их творческая мысль пока не дошла, но им удалось заставить выпускников весной посещать не только пляж и предметы, экзаменационные оценки по которым дадут право на получение аттестата (русский язык, литература, математика). Для усиления напряжения умные министерские головы ввели в традиционную структуру выпускных экзаменов ещё один предмет, о котором сообщали незадолго до окончания учёбы. Однажды девушкам даже домоводство пришлось сдавать. В каком году я не помню, но точно, что такое как-то случилось.

   Однажды пришлось выпускникам впервые сдавать физику. Директор школы Антон Владимирович по долгу службы был председателем комиссии из трёх человек на устном выпускном экзамене, а остальные члены комиссии являлись учителями физики. Предметники, как правило, одинаково оценивали знания учеников, и директору оставалось только присоединиться.  А вот в случае расхождения мнений решающее слово принадлежало директору, даже если он не являлся специалистом по предмету.

   Ещё до начала экзамена, беседуя с коллегой, учительница физики Дора Борисовна принялась расхваливать одну свою ученицу и её мать, активистку родительского комитета класса,  да так, чтобы и директор это слышал. Это его и насторожило: девица казалась ему из числа тех девчушек, которые учат билет назубок, особо не заморачиваясь содержанием. Впрочем, в нашей жизни всякое бывает, и он решил не удивляться, если девушка блеснёт знанием физики, в которой зубрёжки явно недостаточно: надо ещё и думать.

   Рассказывая о своей замечательной ученице Дора Борисовна ровненько разложила экзаменационные билеты в 2 ряда и отправилась за двери чтобы вдохновить, успокоить и пригласить первых учеников. Антон Владимирович заглянул в верхний билет, билет как бы нечаянно оказался первым, и директор также нечаянно поменял левые билеты местами, так на всякий случай.

   Интуиция не подвела опытного экзаменатора, упомянутая выше девица бодро вошла в класс и не сомневаясь взяла верхний слева билет. Ученики первой группы обычно бывают уверены в своих пресловутых ЗУНах. Так в те годы учёные чинуши сокращённо именовались знания, умения и навыки. И обычно практические задания лучше выполняют мальчики, а девочки частенько «плавают» на пустяках.

   Именно на таком практическом вопросе своего билета этой девушке надо было собрать какую-то проще некуда электрическую цепь. Директор наблюдал как готовится к экзамену ученики, а девчушка, которая так уверенно взяла верхний билет слева, сидит с растерянным видом и беспомощно перебирает разноцветные проводки, не представляя себе в какой последовательности их надо зажать в клеммы.

   Заметила это и Дора Борисовна, которая до начала устной части экзамена разносила по столам нужные приборы. Она в какой-то момент встала перед столом неумехи так, что широкой нижней частью своего туловища прикрыла стол ученицы как бы строго наблюдая за подготовкой учеников, но было заметно, что её указательный палец показывает неумехе последовательность сборки. И когда учительница вернулась на своё место к экзаменационной комиссии, на столе ученицы красовалась правильно собранная электрическая цепь.

   Однако ученица не торопилась отвечать, а тянула время до тех пор, пока не ответили все товарищи из первой группы. Но в жизни любого ученика наступает момент, когда тянуть время на экзамене больше нельзя, и приходится пройти к столу экзаменационной комиссии для ответа.
 
- Состав ядра атома. Изотопы… Термоядерные реакции, - бойко и уверенно прочитала первый вопрос своего билета девушка и замолчала. На столе перед ней лежал чистый листок бумаги: теоретический вопрос билета явился для неё неожиданностью и листок с тезисами ответа, с котором обычно приходят отвечать ученики, был девственно чист.

- Приступайте к ответу, - предложил Антон Владимирович, и заметил, как ученица смущённо взглянула на Дору Борисовну, словно спрашивая, что же ей делать, пытаться ответить или просить разрешение тянуть второй билет.
 
– Не волнуйся: эту тему ты знаешь хорошо, и на уроке по ней получила даже пятёрку, - подбодрила ученицу Дора Борисовна, и девушка приступила к ответу.

   В школьные годы Антона Владимировича такую тему на уроках не проходили, впоследствии он окончил институт, в котором основное внимание уделялось химии, анатомии и физиологии, поэтому ему было интересно, что же новенькое предлагает ученикам современная наука физика, и он стал внимательно слушать.

   Поначалу девица отвечала бойко, сыпала умными иностранными словами так уверенно, что директор заслушался неизвестными ему знаниями, но быстро понял, что для ученицы всё едино - ядра атомов, электроны с протонами и нейтронами, оболочки с нуклонами и нейтрино с альфа-частицами. Она просто жонглировала известными ей словами и всё валила в одну кучу вслед за Резерфордом. Что Резерфорд – фамилия, а не название элементарной частицы, девица как-то и не сподобилась догадаться.
Но самое странное было то, что Дора Борисовна одобрительно кивала головой после каждой очередной глупости, высказанной ученицей, а её коллега уткнулась в классный журнал с оценками и делала вид, что изучает, с какими оценками ученица допущена до экзамена.
 
- Какие будут вопросы?  - поинтересовался Антон Владимирович у коллег, но они сделали вид, что у них вопросы не возникли.
 
Директор усмехнулся про себя: «Договорились, значит!» Если бы присутствовала женская солидарность для того, чтобы вытащить ученицу на тройку, он бы, пожалуй, и не возражал, но вспомнил уверенность Доры Борисовны в знаниях зубрилки и предвосхитил её намерение поставить хорошую оценку за здорово живёшь: по тогдашним нормам, отсутствие вопросов означало, что ответ выпускницы отличный. Непорядок, однако! Нельзя создавать льготы девчонкам: будет стыдно перед мальчишками от такой несправедливости:
 
- А не могли бы Вы привести пример термоядерной реакции? -  поинтересовался Антон Владимирович.
 
- Гром, - ничтоже сумняшеся ответила ученица.

– Вот как! А молния?

– И молния тоже, - уверенно подтвердила незнайка.

- Есть ещё вопросы? –обратился директор к членам комиссии. – Если нет вопросов предлагаю посмотреть, как ученица справились с практическим заданием.

- Цепь собрана отлично! – засуетилась Дора Борисовна, подвела комиссию к столу и нажала на ключ, лампочка между батарейкой и выключателем загорелась.
 
– Не сомневаюсь в умении наших учителей включать электричество, - и с этими словами председатель комиссии ослабил две клеммы и вынул из них проводки. - Предлагаю ученице исправить неполадку в этой цепи.

  Как и следовало ожидать, повторить ученица не смогла. При обсуждении оценок мнения членов комиссии разошлись. В сложившейся ситуации Дора Борисовна не стала настаивать на том, чтобы оценить ЗУНы девушки на «отлично», а поставила ей четвёрку, коллега же только тройку. Антон Владимирович вздохнул и присоединился к этой оценке.

   После того как были оглашены результаты экзамена, ученики вышли, а директор замешкался подписывая протоколы, затем аккуратно собрал бумаги в папочку и вышел вслед за совестливой коллегой. За дверью ещё стояли ученики и живо обсуждали результаты экзамена. Девушка стояла к нему спиной, её обступили подружки, а она хвасталась:

- Представляете, я совсем ничего не знала, а дирик этого даже и не заметил.  Потом он пытался меня завалить, но ничего у него не вышло. Не зря мамка обо всём договорилась с Дорой, а я ещё и пять копеек положила под левую пятку, так на всякий случай…

                * * *

   Впереди оставался последний экзамен – сочинение. Что насочиняла выпускница директор читать даже и не стал, так как девушка писала на злобу дня о «перестройке».

   После последнего экзамена и случилось маленькое и незаметное чудо – девушка окончила среднюю школу, получила аттестат зрелости и мама удачно выдала замуж. И далась ей эта физика?!


Рецензии
Действительно, Владимир ! Не слишком ли большое значение придается школьным экзаменам ?!
На жизненном экзамене все равно будут другие вопросы...

Владимир Лоскутов   08.04.2024 08:49     Заявить о нарушении
Это точно! На днях встречался с бывшим учеником. Случилось очень жёсткое убийство в 90 годы. Был приговорён к смертной казни, но СССР развалился, отсидел 15 лет, был выпущен. Работает дальнобойщиком, имеет жену и 2 детей...
Вот такой зигзаг. Ехал 6-7 часов ко мне, чтобы встретиться и поговорить. Встретились и поговорили. Значит ему надо было. Вот как к этому относиться?

Владимир Улас   20.04.2024 19:23   Заявить о нарушении