Подготовка пилотов и лётчиков

     У нас система подготовки лётного состава в стране сложилась много лет назад и, в принципе, сохранилась до сих пор. Желающие стать пилотами или лётчиками сами выбирали учебное заведение и поступали туда. Кто хотел быть военным лётчиком, выбирал военное лётное училище в зависимости от того, кем он хочет быть – истребителем, бомбёром, транспортником. Кто желал быть гражданским пилотом, тот поступал в лётное училище гражданской авиации. И этим выбором определяется дальнейшая, можно сказать, судьба авиатора.

     Но есть нюансы. В прошлые добрые времена можно было сразу поступать в училище, а можно было «заранее» прийти в аэроклуб, там начать летать на спортивном самолёте, а в дальнейшем выбирать то ли военное, то ли гражданское лётное училище. Или вообще ничего не выбирать. Аэроклуб был бесплатным, после лётного обучения в нём, выпускник не имел никаких обязательств. Обучение в гражданском лётном училище тоже было бесплатным и всё зависело только от желания курсанта учиться, его способностей и здоровья.

     В наше же время только военное училище осталось бесплатным. За лётное обучение, что в аэроклубе, что в гражданском училище надо платить и платить «много». Появились, кроме государственных лётных училищ, разные частные учебные центры. Военное училище, конечно, осталось бесплатным, но и там произошло существенное изменение. Училище теперь одно и там обучаются и истребители, и все «остальные». И выбор вида авиации уже не совсем добровольный. Как и в прошлые времена, курсант военного училища с момента поступления раз и навсегда связывал себя с Армией.

     Так уж произошло, что сложилась существенная разница в работе лётного состава военной и гражданской авиации. Это и уровень оплаты, и условия служебной деятельности, и всё не в пользу военной авиации. Поэтому естественен «переток» лётного состава из военной в гражданскую авиацию, по возможности, конечно. В армии, естественно, ставятся этому всяческие препоны и тоже, по возможности. Какая-то часть лётного состава, отлетав несколько лет в военной авиации, всё же приходит в гражданскую. Но это во всех смыслах не просто. И уйти надо из армии с «лётной годностью», и сам «переход» в гражданскую авиацию стоит немалых денег, за переподготовку надо платить.

     А вот, на так называемом «западе», в этом отношении другая система сложилась, - отслужив в военной авиации, лётчики переходят в гражданскую. И это в порядке вещей. Пока молод, летаешь в армии, набрался опыта, «заметерел», переходишь в гражданскую. И всем хорошо во всех смыслах.

     Знал одного немецкого лётчика, тот летал в армии на Торнадо, уволился и стал инструктором в лётной школе Люфтганзы, потом летал на частных самолётах.

     Похоже, на «западе» в порядке вещей после лётной службы в армии переходить в гражданскую авиацию. Очень логична и удобна система, когда государство готовит военных лётчиков и они, отлетав «своё» в армии, становятся гражданскими пилотами уже с хорошим лётным опытом.

     Думаю, и у нас к этому придёт.

17.10.2023 – Севастополь.


Рецензии