Глава 24. Выкуп и Искупление

Итак, сопричтенный к преступникам Господь «и той грехи многихъ воз¬несе и за беззаконiя ихъ преданъ бысть» (Ис.53:12). То есть, вознес на Себе грехи многих, преданный на распятие их беззакониями. По ходу заметим, что в синодальном переводе этого отрывка: «Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем», есть явная произвольно добавленная натяжка в пользу долговой «юридической» или «нравственной» теории обоснования спасительной Его жертвы. И натяжка эта совсем не случайна, но носит вынужденный характер. Разберем это подробнее. В самом начале наших размышлений мы уже говорили об особом смысловом содержании терминов «выкуп» и «искупление». Отмечали, что выкуп и искупление в отличие от покупки, означают не просто приобретение, а возвращение себе, воссоединение с собой чего-то или кого-то временно утраченного! И здесь очень важно увидеть главное существенное отличие смыслового содержания этих двух понятий. Рассмотрим по существу.

В полном церковнославянском словаре протоиерея Григория Дьяченко слово «выкуп» как самостоятельное отсутствует. Его значение заложено в слове «искупление». Искупление = выкуп, избавление от рабства. Искупити = выпускать на волю за выкуп, избавлять, искуплять, освобождать. По исторически сложившейся практике употребления этих слов в мирских бытовых житейских отношениях, слово «выкуп» всегда применялось только именно как инструмент вещественной материальной сделки по поводу возвращения любого временно утраченного одушевленного или неодушевленного предмета. Через выкуп происходило возвращение: из рабства - человека, из залога - имущества, из отчуждения - юридических прав и т.п. Сам выкуп представляет собой какое-то требуемое замещение, возмещение, передаваемое за возвращаемое. Это может быть денежная плата, натуральная мзда, услуга, исполнение обязательств, подвиг, жертва и т.п.

Таким образом, главные отличительные черты выкупа, как формы отношения, состоят в следующем:
1. Сделка с выкупом всегда носит вынужденный характер. 
2. Сделка с выкупом всегда является материальной и вещественной.
3. Сделка с выкупом всегда осуществляет возвращение любого временно утраченного одушевленного или неодушевленного предмета. 
4. В сделке с выкупом всегда необходимо имеются как минимум три отдельных участника. Первый и третий это непременно люди. Второй может быть как одушевленным, так и неодушевленным предметом. Суть сделки состоит в отношении: первого с третьим - по поводу второго. Сначала первым производится третьему согласованный ими выкуп и, только потом, следует возвращение второго первому.
5. Успешное исполнение сделки никак не предполагает последующего обязательного «душевного мира», отсутствия обиды, злобы, жажды мести и т.п., у ее участников.

По той же исторически сложившейся практике употребления слов в мирских бытовых житейских отношениях, слово «искупление», хоть некогда и имело то же содержание что и выкуп, но оно не применялось в отношении материальных вещественных дел, а применялось всегда именно по поводу восстановления нарушенных межличностных человеческих отношений. Если по возникшей милостью Божией потребности чьей-то виновной души в нее возвращалась любовь, то с ней приходило сожаление и сердечное раскаяние человека в содеянном зле. Тогда виновный желал загладить, искупить свою вину: нанесенную обиду, причиненный вред, нанесенный ущерб и т.п. Но для восстановления былых добрых отношений обязательно требовалось еще и душевное согласие обиженного им и пострадавшего от него человека, возвращение мира и согласия и в его душу. По сути это было прощение и восстановление своих прежних отношений.

В искуплении могли применяться и материальные средства, но играли они второстепенную роль. Главным в искуплении было духовное примирение людей. С одной стороны,- смирение и раскаяние виновного желающего загладить свою вину, и умиротворение, согласие принять предложенное покаяние, - с другой стороны. Поэтому в искуплении никогда нет существа добровольной или вынужденной сделки. Из истории военных времен нам известны примеры, когда попадавшим в плен и бежавшим из него солдатам предлагалось на передовой «кровью искупить свою вину», чтобы избежать тюрьмы или расстрела. Здесь следует отметить, что никакого отношения, кроме названия, к искуплению они не имеют. И не только потому, что раскаиваться им пришлось бы лишь в том, что их не убили, а потому, что это по существу была сделка! Исключение составило бы только личное желание самого человека осознавшего тяжесть совершенной им вины, искренне раскаявшегося в ней и просящего милости ради прощения его, совершить этот подвиг.

Таким образом, главное, что по существу отличает искупление от выкупа, состоит в следующем:
1. Искупление есть не вынужденное, но, всегда только добровольное двустороннее взаимоотношение. 
2. Искупление, есть особое двустороннее отношение, которое носит не экономический, не юридический, а нравственный характер.
3. Искупление как особая нравственная форма двустороннего отношения, никогда не является сделкой и не имеет  участия третьей стороны.
4. Искупление всегда касается только утраченного для себя человека и никогда не происходит через его выкуп.
5. Искупление есть исправление испорченных двусторонних отношений, перемена их характера, с которой происходит возвращение прежних добрых отношений.

По сложившейся практике употребления слова, искупление фактически означает полученное и принятое прощение! Выше уже говорилось, почему настоящее истинное прощение Богом человека или человеком человека никогда не может быть односторонним, но всегда есть особое состояние взаимоотношения, возникающее по благодати Божией! И если получение прощения человеком у Бога всегда зависит только от самого человека, то прощение человека человеком, по их страстям, всегда зависит от них обоих. Искупление в человеческих взаимоотношениях означает то самое особое состояние взаимоотношения, возникшее в результате искреннего раскаяния виновного и искреннего прощения его пострадавшим. Это есть состоявшееся искупление своей вины одним человеком перед другим, и возвращение ими себя друг другу. Последнее и составляет сам смысл искупления! Лаконичное упрощение языка, - искупление вины, - исторически отпечатавшееся в построении фразы, не меняет ее основного смысла.

Конечно не вину свою, не грех свой искупает (воссоединяет с собой) человек. Они итак уже лежат на нем! Но через искреннее раскаяние и искреннее прощение, по благодати Божией, происходит оставление, заглаживание преступления, искупление друг другу прощенного и простившего. Таким образом, искупление - это есть совершенно уникальное слово которое, по сложившейся практике его применения, исторически само определилось в собственном обособленном своем значении. Кстати, это далеко не единичное явление. Складывавшаяся исторически практика употребления слов весьма часто меняла изначальные их значения и закрепляла за ними новые, качественно иные. Так в полном церковнославянском словаре протоиерея Григория Дьяченко значение слова Благодать включает в себя не только: «милость, благоволение,… то, что называют помазанием у проповедников,… дары Святого Духа», но также и благодарность. Это значение, которое хотя и полностью исходит из той же основы, так и не было востребовано в слове благодать. Но исторически это значение обособилось, выделилось в самостоятельное одноименное слово и по употреблению его утвердилось в нем качеством другого уровня.

Тем не менее, синодальный перевод без всяких затруднений переводит благодать как благодарность. Вот берем церковнославянский перевод: И аще любите любящыя вы, кая вамъ благодать есть? ибо и грешницы любящыя ихъ любятъ. И аще благотворите благотворящымъ вмъ, кая вамъ благодать есть? ибо и грешницы тожде творятъ. А вот синодальный перевод: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают (Лк.6:32,33). Одно слово совершенно меняет весь заложенный смысл! В итоге важнейшую для нас мысль, заключенную в словах Господа: Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым, можно понять только из церковнославянского перевода (Лк.6:35).

Бог и Царь христиан.
Итак, причиной и основой искупления людей друг другу является любовь. Только любовь способна вызвать раскаяние и смирение, погасить обиды, победить страсти себялюбия в обидевшем и обиженном, изгладить совершенный грех и вернуть мир в их души. Это искупление людей друг другу осознанно или неосознанно ими происходит только в Нем - Любви. И только Он - Любовь может спасти мир, искупив от смерти Своего человека. Искупление человека Господом означает возвращение Себе, воссоединение его с Собой. Это есть действительное избавление, освобождение, спасение человека, но не от кого-то, а от чего-то.

Нет никакого третьего участника, получателя какой либо мзды! Есть лишь Искупление (возвращение Себе) «блудного сына» ценой Родительского подвига любви к нему! Подвига Его - Любви пришедшего за гибнущим себялюбивым рабом страстей и греха, чтобы пробудить, вернуть в него любовь одну способную разорвать эти цепи рабства. Его, в крестных страданиях одолевшего смерть захватившую изнутри Его сына и Своею любовью пробудившего и оживившего его. И оживленный любовью раскаявшийся в грехах виновный смиренно идет к оставленному им, оскорбленному, страшно пострадавшему от него и снова милостиво его принимающему Господу, искупается Ему. Искупление Богом Своего человека происходит через изменение самого человека. Это стало возможным только самим пришествием Бога к человеку и вольным Крестным страданием Сына Божьего. И вот победное искупление произошло!

Еще самим созданием и устроением богоизбранного народа уже тогда была явлена воля Божия о его искуплении через поданное ему прощение. «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой» (Ис.43:1). В этом: «ты Мой» есть вся суть искупления. Заметим, что погрешности синодального перевода здесь нет: «И ныне сице глаголет господь бог сотворивый тя, иакове, и создавый тя, израилю: не бойся, яко избавихъ тя, прозвах тя именем твоим: мой еси ты». Избавъ - (ст. слав.) - избавитель, искупитель; избавити - избавить, освободить, спасти. (Протоиерей Григорий Дьяченко, Полный церковнославянский словарь).

Сам любящий Господь и создал, и избрал, и устроил, и искупил еврейский народ, дав ему имя его и назвав Своим! Чего хотел Господь и что получилось? «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою. А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня» (Ис.43:21,22). Вместо ожидаемых любви верности и благодарности, Богу доставались одни только лицемерные жертвоприношения, ропот, лукавые поклонения идолам, иные блудодеяния и преступления Закона Его. И «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? Не он ли Отец твой, который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» (Втор.32:6).

Господь не раз предупреждает неблагодарных отступников о грядущем им наказании. Но Он же всякий раз и заботливо утешает их обещанием Своего опять грядущего потом прощения и нового их искупления: «Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь Бог твой от руки врагов твоих» (Мих.4:10). И Он снова прощает народ и, вновь искупив его, освобождает из попущенного Им плена: «Так говорит Господь Бог, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями» (Ис.43:14).

Опять подчеркнем, что искупает народ Господь не освобождением из вавилонского плена, ибо и в плену он мог оставаться Божьим и быть верным Богу, а сначала простив их неверность по плачу и стенаниям их, затем освобождает из плена. И опять новый подвиг Родительской любви для исправившегося на время народа: «С тех пор как честен ты был предо Мною, ты прославился, и Я возлюбил тебя, и отдам других людей за тебя и вождей их за голову твою». Не бойся, ибо Я с тобою, - говорит Господь, - и со всех концов земли соберу и приведу Я сыновей и дочерей Моих, всех кто называются именем Моим, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил. Но, как и прежде истинного прощения и искупления не получилось. Снова это был подвиг любви односторонней и опять безответной, так как их честность перед Ним была очень недолгой, ибо собрал и привел Он «народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши» (Ис.43:4-8).

Тем не менее, Господь по любви Своей опять и опять прощает все грехи еврейского народа, говоря ему: хоть «ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис.43:25). Всю историю еврейского народа Бог милостиво взывал к нему, прощал ему все грехи, желал искупить его Родительскими подвигами любви: «Так говорит Господь Вседержитель: не Я ли умолял вас, как отец сыновей и как мать дочерей и как кормилица питомцев своих» (3Езд.,1:28). Но всякий раз Он видел, что «они развратились перед Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный» (Втор.32:5). Евреи никогда не были праведниками и Моисей говорит им: «Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас» (Втор.9:5-24).

Так было с самого начала их исхода из Египта. Когда погнались за ними Египтяне и настигли всех их расположившихся у моря, тогда устрашились и возопили евреи к Господу, и сказали Моисею: «разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что; это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне». Когда же увидел народ эту силу великую, которую явил Господь над Египтянами, то «убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (Исх.14:9-12;31). Увидел силу, убоялся и поверил! Вот что важно.

Не имея в себе любви к Богу (Ин.5:42), евреи никогда не могли с истинным раскаянием принять Его прощение, но смирялись только по страху своему от попускаемых им Богом вразумлений. Смирялись по страху животному, а не Божьему и только на время, пока этот страх продолжался в них «ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности» (Втор.32:20). И как только от милостей поданных Богом страх проходил, все опять начиналось сначала. «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор.32:15).

Самое страшное в этом и трагичное для евреев было то, что в своем порабощении страстям они стали уже неспособны понимать, что Бог нужен им и всякий раз оставляя Бога, они оставляют сами себя без Его благодати: «Вы не Меня оставили, а вас самих, говорит Господь». И вновь следует им попущение вразумлений Божиих и за ними опять наступает смирение народа от страха их. И вот, наконец, впервые за всю историю подаваемых евреям искуплений Бог вышел за пределы Своего обычного милостивого прощения. Теперь не прощение от Любви, но Он - Любовь уже Сам приходит к людям пробудить и возродить в них Себя, пробудить и возродить в них любовь - единственную истинную основу их раскаяния и Искупления Господу.

Наконец сбылось древнее пророчество об исполнении решения Предвечного Совета Святой Троицы о вочеловечении Бога и пришествии в падший мир долгожданного Самого Господа Спасителя. В Нем соединились и Им явились миру два бессмертных естества: истинного Бога и истинного Человека: «Милость и Истина встретились, правда и мир облобызались; Истина от земли воссияла и правда с Небес приклонилась; ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред Ним, и направит в путь стопы Свои» (Пс.84:11-14). Путь этот Господь начнет с Израиля.

По Своему промыслу о человеке, на протяжении всей истории еврейского народа, Бог оставался только их Искупителем. Даже с приходом времени истинного страшного победного и окончательного искупления Им Своего человека, Он Господь сначала послан только к погибшим овцам дома Израилева  (Мф.15:24). Но евреи давно перестали правильно понимать Бога и по страстям своим по-своему понимали Его и служили Ему. Сам Господь об этом сказал им: «Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа Бога Израилева, но  исповедующие не со истиной и не со правдою» (Ис.48:1).

Их начальники «слепые вожди слепых» (Мф.15:14) завели их в этот тупик веры, где они уже необратимо преткнулись о положенный Им в основание Сиону камень истинной веры. Камень «драгоценный, избранный, краеугольный, чистый, во основание ему, и верующий в него не постыдится» (Ис.28:16). Сам Бог стал камнем преткновения для обоих домов Иуды и Израиля. Только лишь верующему в Него «со истиной и со правдою» будет Он «в освящение, а не камнем преткновения, и камнем соблазна как для обоих домов Израиля петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис.8:13-15). Для отступивших от истинной веры евреев, Бог стал камнем преткновения и соблазна. Его Самого - «краеугольный камень» своего спасения пренебрегли и отвергли еврейские домостроители, и этим сами решили свою судьбу. Уже не сбудется промысленное о них: «вы же назоветесь священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; станете опорой народов и в богатстве их дивны будете» (Ис.61:6).

Своим отвращением от истинного Бога евреи лишили себя богоизбранности и Сам Господь известит их об этом: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дастся народу приносящему плоды его» (Мф.21:43). Больше не будет Бог простирать весь день руки Свои к народу непокорному, прекословящему, ходящему не путем истины, но вслед грехов своих и постоянно оскорбляющего Бога в лице Его (Ис.65:2,3). В Сыне Своем откроет Он Себя уже иным не именовавшимся Его именем и не знавшим Его народам: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня; сказал: вот Я, народу, не призывавшему имени Моего» (Ис.65:1). Скажет о великой этой милости: «Во свидетельство народам Я дал Его, вождя и наставника народам. Вот народы, не знавшие о Тебе, призовут тебя и люди, не познавшие Тебя, поспешат к Тебе ради Господа Бога Твоего, Святаго Израилева, ибо Он прославил Тебя» (Ис.55:4,5).

От бывшего же народа Своего изведет Господь семя только из Иакова и из Иуды. Это будут те оставшиеся, которые вместе сами взыщут Его и «придут и приложатся к Господу заветом вечным, который забвению не предается» (Иер.50:4,5,20). Те, чьих грехов больше не найдется, ибо все будут оставлены Господом. Они, в ком благословение «как в виноградной кисти сок», рабы и избранные Его наследуют святую гору Его (Ис.65:8,9). С ними же будут из всех народов смиренные сокрушенные духом, трепещущие пред словом Его (Ис.66:2). О них Он говорит: «воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их - среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом» (Ис.61:8,9).

Все же остальные из бывшего народа Его оставившие Господа и забывшие святую гору Его всеми своими неправдами лукавством и злодеяниями обрекли себя на уничтожение. Господь говорит: «Оставите имя ваше избранным Моим для проклятия, вас же убьет Господь: работающим же Мне наречется имя новое, которое благословится на земле, ибо в нем благословят Бога истинного, и клянущиеся им на земле, будут клясться Богом истинным» (Ис.65:15,16). Это имя - Христиане! Господь Иисус Христос - Сын и помазанник Бога Отца вочеловечился и пришел в мир исполнить промысел Божий об искуплении Своего человека от греха и смерти. Ныне исполнилось писание, - возвестил Он людям, - Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, и слепым прозрение, отпустить измученных на свободу»  (Лк.4:18).

Теперь уже не только остатки из некогда единственного избранного еврейского народа, но все истинно возжелавшие принять Его и последовать Ему люди, будут искуплены Им от греха и смерти. О них была воля Бога Отца: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:6). О них говорит Господь: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16).

Это будет сообщество новых людей уже не связанных «детоводителем» с его традициями Ветхого Завета, совсем утратившими свое назначение. «В те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим, и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (Иер.3:16,17). И Он, прежде только «Господь, Царь Израиля, и Искупитель его» (Ис.44:6), станет истинным Искупителем уже не избранного народа, но теперь всех услышавших Его, уверовавших в Него и уповающих на имя Его людей из всех народов, станет Богом и Царем всех спасающихся в Нем христиан! 

Искупление не долг, но любовь.
Сама суть этого главного события мира искупления Богом человека никак не может быть правильно понята без правильного понимания смысла слова «искупление». Исторически возникшее в литературе неправильное понимание «искупления» как «выкупа» неизбежно привело к мысленным построениям теорий искупления как актов «сделки». Об основных теориях «юридической» и «нравственной» уже было сказано выше. Еще раз отметим главное общее для них составляющее их основу: признание «искупления» - «выкупом», есть признание некоего долга! На этом основана сама логика их построения. Поэтому, если «искупление» понимать как «выкуп», то дальше уже совершенно неважно, какое право (юридическое или нравственное) для взыскания долга имеет его получатель. Остается только его найти.

Таким теориям определенно необходимо было найти того, кто, кроме Господа и человека, станет третьим участником такого «искупления». Иначе, при таком понимании «искупления», у сторонников этих теорий ничего не получается! Совершенно неизбежно должен быть кто-то третий от кого производится возвращение и кому следует уплатить выкуп! Посмотрим, что из всего этого получается. Уплатить выкуп дьяволу, который смертью поработил человека? Но это немыслимо и невозможно. Это не только крайне оскорбительно, но и никак не будет победой над смертью! А если Отцу? - рассуждает святитель Григорий: «То, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, который не принял Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение - вместо словесной жертвы дав овна».

Здесь нужен очень весомый аргумент. Тогда следует признать, что человек был должен Богу, ибо грешил, враждовал с Ним и потому находился в рабстве у дьявола. И чтобы умилостивить Бога и приобрести людям примирение с Ним и прощение их грехов, нужно было принести Ему эту искупительную жертву. Получается, что проблема была не в человеке, а в Боге! Это по Его «обиде» на человека не прощались ему грехи, и был «закрыт» доступ к спасительной благодати. И лишь только страшная искупительная крестная жертва «умилостивления», Сына Божия закланного вместо грешного человечества, примирит его с Богом, даст ему прощение грехов и «откроет ему доступ к благодати».

Невозможно выразить насколько оскорбительны такие мысли о Боге, который никогда не был, не мог быть во вражде с человеком, и всю историю его отступлений всегда милостиво Сам прощал все грехи его! Любовь или прощение есть неизменное состояние Господа и Святого Духа Его. Не говоря о том, что никакое «умилостивление» к нему не может изменить душевное состояние человека, не хотящего Бога! Но может быть дело не в Самом Боге, а Его «Божественной справедливости», по которой любовь требует прощения грешника, а правосудие - наказания его? И тогда добровольно принесенная жертва, удовлетворив «правосудие Божие», откроет место для всепрощающей любви Божией и потому сделает спасение людей возможным.

Вот опять получается, что проблема была не в человеке, а Боге. К тому же, в этом случае «Божественная справедливость» выступает в качестве какого-то особого нравственного закона, непонятно каким образом обусловливающего безусловную Любовь и ограничивающего Того, Кто Сам есть безграничный и абсолютный Нравственный Закон! Все учение Господа пронизано словами любви и прощения. Он, который учит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», нигде не ставит условий этой любви! Не важно любят ли вас, вы любите «да будете сынами Отца вашего Небесного», который Сам независимо от того любят Его или нет «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Не имеет никаких границ и прощение Господнее. Не «до семи, но до седмижды семидесяти раз», то есть бесконечно прощать согрешивших перед ними, учит Он учеников Своих. И никакое «правосудие Божие» Ему не требуется, чтобы открыть место для всепрощающей любви Божией (конечно если не додуматься до того, что это есть заповеди данные людям лишь по Человечеству Его и милосердие Божие меньше человеческого). Он - Любовь единственный источник всякого блага и Сам есть всему абсолютный Нравственный Закон. Его любовь всегда только созидательна и не знает никаких ограничений, ибо никак не нуждается в них. Он - Любовь есть единственная истинная «Божественная справедливость» безграничная ко всем людям. Однако многие из них не могут, не способны принять любовь из-за страстей, грехов своих. Вот против них в защиту любви нужны нравственные ограничения.

Особо нужда в них возникает тогда, когда эгоистичное разрушительное действие себялюбивых страстей губит любовь и созидание, угрожает их существованию. И тогда для их защиты возникают нравственные ограничения. Ими явились заповеди Его! Сам Господь первым выступил в защиту любви. Своим учением, служением и вольным крестным страданием явил Он «правосудие Божие» страстям и греху. Утвердил Свои спасительные для грешного человека нравственные ограничения, которые не «откроют место для всепрощающей любви Божией», а не позволят закрыть его! Не позволят страстям и греху владеть человеком, помешать ему принять спасительную любовь Божию, раскаяться и обратиться к Богу.

При верном понимании искупления не нужен никакой третий участник сделки потому, что никакой сделки нет! Но есть служение Любви и Его спасительный подвиг искупления Своего человека от греха и смерти! Не всех, хотя Он «всемъ человекомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины прiити», но сие зависит от личного выбора самого человека! Именно для помощи ему в этом и пришел в мир Господь Иисус Христос: «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Вслед Самого Господа это самоотверженное служение любви для спасения и дальнейшего искупления Ему все новых людей, возвращения их к Жизни и спасения в Нем, продолжат Его святые ученики апостолы и созданная ими Его церковь. Разные и многие жертвы любви, исполняя волю Его, принесут они искупаемым Ему людям, вслед за Ним желая искупления всем и, так же как и раньше его получат не все, а только восхотевшие этого и уверовавшие в Него.

Спасительное искупление Господом Своего человека от греха и смерти, последовавшее потом за ним служение любви Его святых апостолов и созданной ими церкви все это было истинной жертвой Отцу Небесному, Который есть Любовь! Как сразу все становится просто, когда отпадают все надуманные натянутые обоснования. Совершенно ничего невозможно понять, видя Бога участником юридической или нравственной «сделки», Бога нечто получающего «Себе» и взамен что-то дающего. Безусловный и безграничный Бог никак не может быть ограничен никакими условиями. Бесстрастный Бог не может ничего хотеть «Себе» и быть где-либо  участником, обособленным «Своим» интересом. Слова: «Все сделал Господь ради Себя» (Притч.16:4) или «Тот, для Которого все и от Которого все» (Евр.2:10), имеют только один смысл достойный Бога: все сделал Господь - Любовь ради Любви, или Тот - Любовь для Которого все и от Которого все!

Перефразируя слова блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем», тогда скажем: все сразу становится на свое место, только когда Бог становится на Свое. Ни в Единой Троице, ни в отдельной Ипостаси Бог ничего не хочет для Себя! И если Он «всемъ человекомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины прiити», то не для Себя, а для них. Он есть Любовь. И жертва любви Ему принесенная и есть исходящая от Него! И Господь по Своему Человечеству только в Нем - Любви черпал силы совершая Свой крестный подвиг любви к человеку. Так Господь единосущный Отцу «Им же вся быша» искупив Своего человека, принес Ему от Него исходящую жертву Любви.   
          


Рецензии