2. Моменты семейной жизни Д. И. Ермакова

            2.Моменты семейной жизни Д.И.Ермакова
    Дмитрий  родился , по утверждениям одних,  в 1845 году (11,12,12а ), по мнению других - в 1846 году(5,13).Некоторые считают, что это произошло в 1866 году (12б).  В метрической книге Тифлисской Михаило- Архангельской церкви при Михайловской городской больнице, где скончался Ермаков, псаломщик   Давид Куч…  записал 30 октября 1916 года, что покойному было 60 лет(14), т.е. он родился в 1856 году, что не согласуется с другими точными датами его жизни. В коротком некрологе указывают, что «покойному было свыше 70 лет» (15). Изучении истории жизни Дмитрия Ивановича и др.,дало основание нам  принять, что Дмитрий родился в 1845 или в 1846 году.
    Есть разные мнения по поводу места рождения Дмитрия. Ученные Рождественский В. И. и Сироткин С.Ф., которые работали с дневниками сына Дмитрия Ивановича, называют Нахичевань (16).
    Большинство авторов убеждены, что это произошло в Тифлисе(5.13). Некоторые утверждают, что Ермаков был »Почетным гражданином» Тифлиса, но без ссылки на то, кто и когда его причислил(11). Достоверно известно, что Дмитрий Иванович в 1894 году был «тифлисским  гражданином»(11а) и умер в этом статусе (14).
    Что же касается родителей, то здесь сплошные легенды. Большая часть считает, что Дмитрий является» внебрачным сыном итальянского архитектора  Луиджи (Лодовико,Энрико и т.п.?) Камбиаджио, который приехал в Тифлис и женился, то ли «на девушке австрийско-грузинского происхождения, «известной пианистке» (4), то ли на бедной девушке (крестьянке) из молоканской семьи. Но личная жизнь Луиджи сложилась неудачно, брак оказался не вечным, и его супруга, забрав сына Дмитрия, уехала в Россию. Там она вновь вышла замуж, и её сын получил фамилию отчима – Ермаков, под чьим именем вошел в историю фотографии».   
   Эта легенда настолько распространена, что на перечисление ее авторов придется потратить больше времени, чем на прекрасные работы Ермакова. Да и переубедить уже читателей не удастся, вирус остался у них в памяти.
   И все-таки. Согласно архивному формулярному списку по службе архитектора при Карантинно-таможенном отделении Канцелярии Наместника Кавказского, надворного советника Людвига Камбиаджио, заполненного им лично в июле 1857 года, он получил назначение на должность областного архитектора Каспийской области 19 апреля 1846 года и 12 мая 1846 года приехал из Одессы в Тифлис(17), т.е. после рождения Дмитрия  либо накануне.
   14 декабря 1846 года Императорским указом царя Николая I, Кавказское наместничество было разделено на четыре губернии: Шемахинская, Тифлисская, Кутаисская и Дербентская. Каспийская область была преобразована в Шемахинскую губернию. Камбиаджио был переведен на должность губернского архитектора Шемахинской губернии.   
   17 сентября 1847 года в присутствии католического священника и Тифлисского Губернского Правления он был «приведен к присяге на подданство России и на верность службы». Теперь Луиджи именовался Людвигом Валентиновичем Камбиаджио.
   С 7 мая 1857 года надворный советник Камбиаджио был назначен  архитектором при Гражданской канцелярии Наместника Кавказского и переехал в Тифлис. К моменту составления формулярного списка в июле 1857 года, который он заполнял к документам для получения дворянства, Людвиг был женат на русской девице православного исповедания- Аграфене. При таких важных событиях в жизни, государственный служащий не мог  позволить  себе иметь внебрачных детей. Моральные устои (les principes de la morale) нужно было  строго соблюдать.
   Когда и где итальянец Людвиг встретил свою любимую русскую Аграфену-- в Шемахе, где к этому времени уже жили пришлые русские (православные и сектанты–молокане), или в Тифлисе, трудно сказать. Важно другое- Аграфена была дочерью Степана ЕРМАКОВА! Это сведения Российского государственного исторического архива. Думаю, что девичья фамилия жены   Людвига   Камбиаджио  послужила основанием для  этой легенды. 
    Фамилия »Ермаков» исконно русская, а значит, распространенная в России. Дмитрий Иванович мог быть родственником (племянником либо двоюродным братом) или просто однофамильцем.
    Согласно Кавказских календарей за разные годы, в Ставрополе долго жил и работал чиновником для поручений Ставропольской Комиссариатской комиссии   Егор Андреевич Ермаков с супругой Анной Афанасьевной, членом Ставропольского благотворительного общества(18). Но в каталоге фотоснимков Ермакова мы не нашли Ставрополя. Есть несколько фото молокан, живших в Тифлисском уезде.
    Необходимо обратить внимание еще на один факт. Дмитрий Иванович назвал своего сына-первенца Иваном(16). Хочется думать, что это было сделано в честь или в память своего отца.В свою очередь,сын Иван позже в своих письмах называл отца"Батько".Так было принято у малороссов(украинцев)..
    Бракосочетание, возможно, прошло в Тифлисском Сионском Соборе в 1857-1858 годах. Если Аграфена была молоканкой, значит до замужества приняла православие. Такое случалось часто. Так, в церковной книге Тифлисского  Кафедрального собора за 1852 год имеется запись: 17 сентября  гражданка Варвара Афанасьева дочь Абрамова из города Шемаха, Шемахинской губернии, содержащая молоканскую секту, просвещена святым крещением. Восприемники: надворный советник Александр Соколов и графиня Варвара Шуазель. 4 сентября Мария, девятилетняя дочь молоканки ново просвещенной Варвары Абрамовой, на основании резолюции Его Высокопреосвященства Экзарха Грузии, просвещена святым крещением. Восприемники: генерал-лейтенант Михаил Иванов Жеребцов и графиня София Михайлова Сологуб. 10 октября, вновь выкрещенная из молоканской секты Шемахинской губернии г. Шемахи гражданка Варвара Афанасьева Абрамова, православного вероисповедания, бракосочеталась с Василием  Степановичем  Кравцовым, крестьянином  надворного советника Раманикова    Тамбовской губернии Козловского уезда (19).
    Если предположить ,что Дмитрий был сыном Аграфены Степановны, то ее статус был бы не »девица» ,а » гражданка».
    Не внесла ясности и »Автобиография», якобы написанная сыном Иваном Дмитриевичем  Ермакова  15 января 1926 года и опубликованная в  1999 году в его психоаналитическом труде «Психоанализ литературы, Пушкин, Гоголь, Достоевский»(35а).   
Написанное похоже на биографию (а не автобиографию), которую составила  его дочь  библиограф Милитриса Ивановна Давыдова. Фраза:» Отец его очень известный фотограф, член археологического общества, много лет работал как в Малой Азии, так и в Персии, на Кавказе, в Средней Азии   и др.» повторяет сведения, уже известные общественности о  фотографе Ермакове к 1999 году.Но в то же время указывает, что в 1926 году Иван Дмитриевич в своей биографии писал, что его отец -из крестьян.  О других членах семьи вообще не упоминается(35а).
    Дополнить и уточнить информацию могут только   архивные документы   и метрические церковные книги в Грузинском историческом архиве.   
    Известно, что супругой Дмитрия Ивановича была Анна Бихольд, которая, по устоявшему мнению, являлась »дочерью  австрийского строителя» и «пианисткой». Сохранилось фото этой милой женщины, матери троих детей. 
    Отец Анны - Вильгельм Иосифович фон Бихольд, немец из семьи баденского купца, родился в 1830 году (20). В 13 лет поступил в С. Петербургский Технологический Институт, куда принимались дети мещан, купцов, ремесленников и разночинцев. Это было «специальное высшего разряда учебное заведение закрытого типа, имеющее целью образование искусных и сведущих людей по технической части для устройства фабрик, заводов и вообще промышленных предприятий и для управления оными, а также распространение вообще технических познаний».
     В 1850 году Вильгельм окончил с золотой медалью полный курс С-Петербургского практического технологического института и получил звание инженера-технолога (21).
     Как судьба его забросила на Кавказ, установить не удалось.В 1852 году фон- Бихольд замечен членом-корреспондентом Императорского вольного экономического общества и на 2 мая 1867 г. еще числился там (22). При  таком статусе, он имел совещательный голос и не платил взносы.
     Также Вильгельм Иосифович  был членом Кавказского Общества Сельского Хозяйства и на 12-ом его заседании  22 апреля 1852 года, которое проходило  в доме Его Светлости Господина Наместника Кавказского, инженер-технолог Бихольд представил отчет об исполнении данном ему поручении рассмотреть некоторые промышленности в Горийском уезде. С пользою и знанием дела он его исполнил и сделал по ним весьма важные указания(22а).
     Первое сообщение о государственной службе Вильгельма Иосифовича было опубликовано в Кавказском календаре на 1855 год. В 1854-1855 годах он работает инженером-технологом при Главной гражданской канцелярии Наместника Кавказского генерал-адъютанта Муравьева 1-го, но числится «сверхштатным чиновником». Является членом-корреспондентом Кавказского отделения Общества сельского хозяйства и журналистом в «Закавказском вестнике» (23).
     Похоже, что Вильгельм не был настроен на продвижение по государственной службе, так как срочно решил жениться. В метрической книге Тбилисского кафедрального собора за 1854 год под №29 есть запись от 16 мая  в Гимназической церкви о скромном бракосочетании«состоящего при канцелярии Наместника Кавказского механика инженера-технолога Вильгельма Иосифовича Бихольда, 24 лет, римско-католического исповедания, первым браком и девицы Анны, дочери аудитора Василия Кузьмы-сына Дiокарева (Дёкарева?) 20 лет, православной, первым браком. По жениху: действительный статский советник, директор гражданской канцелярии Наместника Михаил Павлович Щербинин и титулярный советник Михаил Иванович Прибыль. По невесте- правитель канцелярии Управления Кавказского учебного округа, надворный советник Николай Иванович Прибыль и помощник городового архитектора в городской строительной комиссии, кол. советник Григорий Соломонович Абессаломов. Венчал молодоженов протоиерей Иоаким Романов(24). 
    Нам не удалось точно расшифровать фамилию отца невесты, но ясно, что он был русским и служил аудитором в полевом аудиториате при Генеральном штабе. Это высшие ревизионные военные суды в Российской империи, которые  просуществовали до введения военно-судебной реформы 1867 года.
    Можно предположить, что дочь Анна в семействе Бихольда родилась в 1854-55 годах. Позже родилась еще одна дочь-Мария Вильгельмовна, которая в 1880 году была пепиньеркой Закавказского девичьего  института, т.е. после окончания закрытого среднего учебного заведения она была оставленная при нём для педагогической практики(28а).
    В 1855 году   инженер-технолог  В. фон-Бихольд, опубликовал в  "Записках Кавказского отделения общества сельского хозяйства", статью »Азиатские водяные мельницы и способы их улучшения», а в 1856 году там же –«Сельские турбины». Он состоял в этом обществе тоже как член-корреспондент по Тифлису(25,25а).
    Что же касается служебной карьеры Вильгельма Осиповича, то есть основания предположить, что она не удалась. В 1857 году он оставался на должности сверхштатного чиновника при канцелярии Наместника(23).   
Затем его фамилия из  ежегодных сведений  Кавказского календаря исчезла. Возможно, это о нем так неодобрительно вспоминает б. вице -директор канцелярии В.А.Инсарский в своих «Записках» о своей службе при Наместнике  Кавказском  кн. А.И.Барятинском (26). 
    В 1860 году Бихольд участвовал в обследовании разрушенной Церкви св. Андрея Первозванного (голубой монастырь) с целью ее восстановления  и проведения богослужений(27).
     6 декабря 1862 года  князь Барятинский по болезни  покинул  Тифлис. Наместником на Кавказе был назначен Вел.Князь Михаил Николаевич. С  этого времени Вильгельм Осипович работает инженером-технологом в Управлении сельского хозяйства и промышленности на Кавказе и за Кавказом(28), которое было создано в 1861 году. К 1869 году технолог  Бихольд(без фон) дослужился до статуса  коллежского секретаря (Х класс) в Управлении госимуществами, лесами, делами сельского хозяйства и промышленности.Работал  он там и в 1872 году (29). 20 декабря 1872 года технолог Управления имуществом фон-Бихольд приказом по Управлению Наместника Кавказского был награжден орденом Св.Станислава 3 ст.(29а)
     В 1873 году он принял участие в Пятой Венской выставке, где был отмечен  «медалью за персидский порошок, приготовлявшийся из семян персидской ромашки  и славившейся как лучшее средство против клопов и тараканов»(30).
    С 1-го октября 1874 года, согласно приказу по Главному управлению Наместника Кавказского, технолог Управления Государственными Имуществами при Главном управлении Наместника Кавказского  коллежский  секретарь Вильгельм  Бихольд  был переведен   в титулярные советники- IХ класс (31).  1- го февраля 1875 года титулярный советник назначен инженером-технологом (32) и на этой должности он был замечен до 1878 года (33).В  Адрес-календаре начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1877-1888 год последний раз  он упоминается в 1879 году(34).
     В 1878 году в книге, выпущенной к 50- летнему юбилею С-Петербургского технологического института,не имея точных данных о нем, писали: «В течение весьма продолжительного времени и до сих пор занимает должность механика Закавказского края»(21.В 1903 году, отмечая 75- летний юбилей института, отдельно были  составлены сведения об окончивших полный курс института и о том, что сумели после себя оставить.Возле фамилии В.О.Бихольда новых сведений о нем  не было(32).
     Нам не известно, как сложилась дальнейшая жизнь Вильгельма Осиповича  и дата его смерти. Ясно, что семья Бихольда была небогатой, но несмотря на это, предполагаем, что их дочь Анна окончила одно из женских учебных заведений Тифлиса и получила хорошее воспитание. 
     Известна фотография, сделанная в 1896 году, где запечатлена вся семья Ермаковых- Дмитрий Иванович, супруга Анна Вильгельмовна и дети: Иван (1875–1942), Александр (1877–1924?) и Людмила.
      У Дмитрия Ивановича к концу жизни была еще одна любящая женщина. Но об этом дальше.    

  ФОТО СЕМЬИ ЕРМАКОВЫХ,1896 ГОД.
 продолжение далее http://proza.ru/2023/11/20/1569.
спасибо,что прочитали.


Рецензии