Пророчество преподавателя научного атеизма

Недавно получил любопытное письмо от своей однокурсницы: "Думаю, что ты помнишь нашего преподавателя по атеизму М. ... М. предлагал мне работать с ним, а я ему сказала, что у нас на курсе есть люди умнее, и назвала тебя, на что он мне ответил: «Таких, как Бобылев, у меня на моём философском факультете хватает. Всё дело в том, что они часто не доучиваются. Бросают учёбу в университете и уходят в Духовную семинарию. А если доучиваются, то идут туда после университета. Думаю, что Бобылев изберёт позже такой же путь..."

А был наш атеист похож на лукавого (разные глаза, да и профиль занятий соответствовал). Откуда у него такая прозорливость? Кто ему подсказал? Я окончил семинарию в 2022 году, через 49 лет после окончания университета.

Надо сказать, что в то  время, когда  атеистом были произнесено пророчество относительно меня, я не афишировал свою веру, причем она у меня  была весьма размытая. Верил в некое Верховное Существо. Я не был православным. Стал им только в 1989 году, после крещения, да и то только относительно. Много было в голове разных мистических забреданий: Рамакришна, Вивекананда, теософия, Роза Мира. Под воздействием последней книги я находился  несколько лет. Сжег ее только  в 1994 году.Только тогда смог окончательно освободиться от ее влияния и обаяния...

И все это перемешивалось с православной мистикой сердца. Интеллигенты особенно падки на нее. Между тем, святитель Феофан Затворник предупреждал об опасности преувеличения значения мистики сердца (дыхательные, физиологические моменты, ощущение сердечной теплоты во время Иисусовой молитвы и пр.). Расходился со многими православными мыслителями и деятелями в этом вопросе (со свт. Игнатием Брянчаниновым, афонскими монахами и др.).

При этом осторожность Феофана Затворника в вопросах мистики сердца (я понял это, в том числе, на собственном примере) была продиктована не отсутствием сокровенного духовного опыта, но педагогическими соображениями, стремлением оградить свою паству (особенно интеллигентную) от прелести, самовозношения, или «самоцена», как любил выражаться святитель.


Рецензии