Скрипка Дали - картина завершена

Завершил работу над картиной "Скрипка Дали". Полотно является частью масштабного триптиха, посвящённого прославленному испанскому живописцу — сюрреалисту 20-го века Сальвадору Дали. Начал работу над триптихом ещё в 2019-м году. Тогда у меня появилась идея написать портрет Дали, отразив мир его сюрреализма через призму мной созданного стиля орнаментализма. Долго работал над карандашным эскизом. Не торопился, продумывал каждую деталь. В итоге в 2020-м году появилась на свет моя картина "Трон Дали". Главный герой сидит на троне в окружении атрибутов мира сюрреализма. У меня рождается идея ввести в сюжет картины предметы, которые Дали в своём творчестве никогда не изображал, но они очень гармонично вписались бы в мир сюрреализма. Так, в картине "Трон Дали" я написал паровоз.

О творчестве Сальвадора Дали я узнал, когда мне было одиннадцать лет. С ним меня познакомил мой учитель живописи Детской художественной школы №1 в Рязани — Валерий Эрикович Черёмин. Преподаватель принёс на урок журнал "Юный художник", в нём была статья, посвящённая великому испанскому мастеру кисти. За это время я хорошо изучил творчество Дали. Задача, которую поставил себе — отобразить в картине мир Сальвадора через "призму" моих узоров. Добавить в композицию предметы, которые должны быть в его сюрреалистической вселенной, но он так их и не изобразил. Поэтому без труда в моей голове возник образ паровоза. Картина "Трон Дали" выполнена в сочетании мира Дали и моего стиля орнаментализма. Я изобразил парящие крупные снежинки, местами они отбрасывают тени, а иногда словно зависают перед поверхностью холста (между зрителем и произведением). Снежинка в живописи является моим "фирменным" знаком. Я открыл и первым применил этот метод в 1997-м году в полотне "Герика-Герликаэрика". Идея заключается в изображении в сюжете крупных снежинок, которые словно наслаиваются на реальность. В картине есть и очень мелкие узорчики, которые покрывают небо и кофту Сальвадора Дали. Все детали написаны мной тонкой кистью вручную, без применения трафаретов, штампов, печатей, аэрографа и других приспособлений, ускоряющих и упрощающих живописный процесс.

Когда работа "Трон Дали" была написана, я представил её зрителям на Областной художественной выставке "Осень-2020" в своём родном городе. Вернисаж был посвящен 80-летию Рязанской организации Союза художников России и проходил в Выставочном зале Рязанского областного государственного художественного музея имени И.П. Пожалостина. Экспозиция собрала около ста произведений современных мастеров кисти. В виртуальной видеоэкскурсии, Председатель Рязанского отделения Союза художников России Виктор Леонидович Грушо-Новицкий, уделил внимание моему полотну, сказал несколько хороших слов о картине и моём творчестве. В частности, что уже несколько десятилетий я придерживаюсь своей линии в творчестве, отображающей мир сквозь узоры и верно веду этот стиль в искусстве "никуда не сворачивая" с выбранного пути. Картина "Трон Дали" получила большой успех среди знатоков живописи и простых зрителей. После её публикации в интернете, прочел массу положительных откликов. Мне поступило предложение принять этим полотном участие в коллективной художественной выставке, посвящённой портретному искусству в крупнейшем музее Санкт-Петербурга. Искусствоведы обратили внимание на "Трон Дали" и в своих статьях дали холсту высокую оценку, в особенности интересному орнаментальному эффекту, открытому мной, когда написанные снежинки словно зависают в пространстве между зрителем и картиной, словно отбрасывают тени и блики на сюжет. Всё это оказалось для меня воодушевляющим стимулом. Решил развить тему, написав триптих, посвящённый миру Дали, где картина "Трон Дали" стала бы его центральной частью. Начав мысленную работу по поиску нужных сюжетов, перебрал массу вариантов, но ни один из них не удовлетворил меня в достаточной степени. После двух лет творческих поисков, я нашел нужные, оригинальные темы и решения.

Всё началось с ракушки.
Мне подарили несколько красивых морских раковин, от самых простейших, до очень причудливых, фантастических. Любовался их затейливыми формами, игрой на свету, узорами на поверхности, слушал "музыку моря". Меня словно осенило — буквально увидел в воображении сюжет следующей картины! Слева, — в небе левитирует одна из морских раковин. По центру главный герой картины, — существо с телом скрипки, грудью — раковиной. Он имеет и голову с глазами и ртом. Она образована вершиной скрипки: "шейкой" грифа; колковой коробкой с колками, которые в то же время являются ушами персонажа. Тотчас появляется и следующий предмет, который Сальвадор Дали никогда не изображал в своих работах, но он буквально просится в мир Дали, это — утюг. Рука героя картины упирается в его ручку. Им он разглаживает складки на земле и словно салфетки, квадратные снежинки. В сюжет ввожу смычок, который одним концом стоит на грунте, другим, устремляется вверх, уходит в небеса, выше края картины. Я бы сказал — за грань небес. По сути герой картины, это аппарат для создания и извлечения орнаментальной симфонии, состоящий из скрипки, морских раковин и человека.

Одновременно с сюжетом "Скрипки Дали" (так я назвал полотно), в моём воображении тотчас рождается третья картина. Так часто бывает в творчестве, — после долгих поисков, неопределённости, образы словно "выстреливают" один за другим, являя себя миру. Мне пригрезилась красивая обнаженная девушка, которая стоит на большой жемчужине и олицетворяет богиню любви — Венеру. Постаментом красоте служит раковина, форму которой взял из подаренной недавно мне коллекции "морских чудес". Всматриваясь внутренним взором, ясно увидел ещё один предмет, который вполне Дали мог бы изобразить в своих картинах, но почему-то никогда не изображал. Им оказалась швейная машина. Как её зеркальное, изобразительное эхо, рядом с ней увидел небольшого слонёнка. Его хобот повторял очертания и движения ручки швейной машины. Всё это так ясно проступало в воображении, что было похоже на проявление фотографии сюрреалистического и орнаментальных миров. На спине слонёнка увидел телефонную трубку. Это был телефонослон, по которому можно было позвонить Венере. От того сразу родилось название картины "Телефон Венеры".

Прежде чем начать работу над холстом, всегда тщательно выполняю эскизы на бумаге в карандаше. Много чего переделываю, ищу идеальную композицию. Так и в этот раз нарисовал один за другим подробнейшие эскизы к картинам: "Скрипка Дали" и "Телефон Венеры".

15 октября 2023-го года завершил работу над полотном "Скрипка Дали". Непосредственно живописный процесс маслом на холсте длился около года. Кроме сюжетной линии, изображающей сюрреалистического персонажа с телом скрипки и грудью — морской раковиной, отобразил этот мир сквозь призму моего орнаментального восприятия. Всё небо сюжета составляют крупные снежинки, которые в свою очередь образованы мельчайшими узорами. Весь небосвод заткан причудливыми арабесками с применением эффекта дополнительных цветов. Некоторые узоры имеют голубоватые и зеленоватые оттенки, соседствующие с нежными розовыми и лиловыми. На расстоянии всё сливается в общую игру света и кажется, что небо в картине мерцает. Произведение состоит примерно из ста тысяч узоров. В колорите картины старался придерживаться принципов "старых мастеров" эпохи Возрождения. В цветовых отношениях преобладают: охристые; коричневые; жемчужные и терракотовые оттенки. У горизонта изобразил (с одной стороны от персонажа) гору, с другой — крепость с башней-маяком. Главный герой картины и все предметы, также просвечивают сквозь другие снежинки, словно расположенные между зрителем и персонажем полотна. Снежинки имеют разную форму, от классических шестигранных, до семнадцатигранных, также и мною особо любимых квадратных и ромбовидных. Таким образом создаётся эффект зеркального, изобразительного эхо, когда снежинки в небе вступают в диалог со снежинками, будто находящимися рядом с нами. Стоит заметить, что этот особый эффект "визуального эха" я заметил в своих картинах уже много лет назад. Данный композиционный приём родился случайно и является частью моей концепции орнаментализма. Орнаменты на земле имеют структуру нитей. Главный герой картины разглаживает утюгом эти морщины почвы. Ещё получился неожиданный и интересный эффект, — утюг введённый мной в сюжет, как предмет, который никогда не изображал Дали, гладит снежинки словно салфетки. И они укладываются в плоскость многомерного пространства композиции. Происходит рождение нового измерения. Сюрреализм перестаёт быть просто сюрреализмом. В сочетании с моим орнаментализмом проявляется новая явь бытия.

Третья картина "Телефон Венеры" сейчас находится в стадии работы над холстом. На данный момент я делаю двухцветную гризайль.

Данные триптиха:
"Скрипка Дали" (правая часть триптиха "Сальвадор Дали"), 100х80 см, холст, масло, 2022-2023 гг. Файл высокого качества в типографском формате TIF: https://disk.yandex.ru/i/m3F6hOkmX0Tguw.
"Трон Дали. Портрет Сальвадора Дали" (средняя часть триптиха "Сальвадор Дали"), 100х100 см, холст, масло, 2020 г.с. Файл высокого качества в типографском формате TIF: https://yadi.sk/i/Z-jQtwF3ZBe1hw.
"Телефон Венеры" (левая часть триптиха "Сальвадор Дали"), 100х80 см, холст, масло, картина в работе.

© Copyright: Алексей Акиндинов (автор картин и текста), 15-19 октября, 2023 год.
РОССИЯ, Рязань.


Рецензии
Интересный текст, как и стиль авторской живописи!!!

Григорий Пядухов 2   14.12.2023 09:34     Заявить о нарушении
Григорий, приветствую Вас! Большое спасибо, что зашли на мою страницу! Признателен за добрый отзыв! Творческих Вам успехов и неисчерпаемого вдохновения!

Алексей Акиндинов   19.02.2024 17:07   Заявить о нарушении