Искушение

19 января 1891 года Константин Леонтьев, которого многие почитают за выдающегося философа, принялся за  огромное письмо (более похожее на дневник) своему близкому другу, священнику и общественному деятелю И. Фуделю.
Леонтьев начал своё послание воодушевлённой благодарностью Господу и за тёплое жильё (он снял у монастыря в Оптиной пустыни двухэтажный дом), и за ясность ума в слабеющем теле, и за радующую глаз природу вокруг, и в особенности за горничную свою, милую Варю, «и её обо мне сердечные заботы».
Письмо другу-священнику философ писал много дней, находя несравненную ни с чем отраду в беседе с единомышленником, запечатлевая суждения свои, наблюдения, события жизни.
И вот спустя неделю в письме-дневнике, начинавшемся с имени милой сердцу горничной, появляется такая запись: «Варя, увидевшая, что я вам пишу, а не статью для журнала, бранит меня: «Как Вы мне, право, надоели! В доме денег нет, в банк надо платить, а Вы вместо статьи что пишите?!».
И выдающийся философ, знаменитость, продолжил писать письмо украдкой, словно мальчишка, боящийся, что его накажут за шалость. «Увы! Варя права. Я в эту зиму ничего ещё за литературу не получил».
Четырнадцатью годами ранее Леонтьев в письме к племяннице, нелестно отозвавшейся о его горничных, признался: «Варька – вот где искушение. Искушение в том смысле, что я боюсь слишком уж отечески и серьёзно привязаться к ней. Она так мило, честно и хотя и почтительно заигрывает со мной, так добра, умна и честна, что просто беда.
Слава Богу, я каждый день помню о непрочности всего земного и молю Бога, чтобы из этого не вышло новой тягости и новой боли».


Рецензии