Мишка и Маяк

На далеком холодном материке, в бесконечных арктических льдах, среди белоснежных айсбергов и пушистых снежных шапок сурового Севера жил крошечный медвежонок. Было ему не так много дней от роду, но считать он, конечно не умел, поэтому скажем просто – он был ещё совсем-совсем маленьким. Звали его тоже просто – Мишка.

За всю свою коротенькую жизнь он ни разу не отходил больше, чем на пару шагов от своей мамы и от их уютной берлоги, что была прямо в центре берегового снежного наноса. Но в один крайне морозный день медведица была слишком чем-то занята и велела Мишке пойти познакомиться с другими медвежатами, поиграть и весело провести время.

Мишка послушно отправился к своим сородичам. Они сразу же приняли его в игру – толкать носиками снежные комья, как мячи. Надо сказать, что играли медвежата на огромной льдине, которая одним краешком едва примыкала к суше, и лишь тонкая полосочка соединяла её с берегом. С другой стороны было бескрайнее мёрзлое море….

Так заигрался Мишка, что не заметил, как потихоньку все медвежата разбрелись по своим домам. А его прямо на этой самой льдинке сморил усталый сон. Мало-помалу, надломилась полосочка льда, и стала льдинка отплывать от берега всё дальше и дальше. И спустя несколько часов спящий Мишка, свернувшись калачиком и сладко сопя, дрейфовал уже в открытом море…

Море в тот день было тихим. Поэтому он проснулся уже тогда, когда его ледяная лодочка отплыла от земли на такое значительное расстояние, что казалось, будто вокруг одна вода и больше ничего.

Мишка вскочил, увидев, что случилась такая беда. Огляделся по сторонам – только чуть слышный плеск волн омывал его льдину, мягкие лучики солнца падали ему на мордочку, а леденящий северный ветер колыхал его белую шёрстку.

Он загрустил, подумав о маме. Как же она будет переживать! Но в его маленькую головку не приходило совсем никаких мыслей о том, как же ему вернуться назад.
Тут вдалеке что-то сверкнуло. Сначала Мишка не придал этому значения, приняв за солнечный блик. Но потом сверкание повторилось, и он пригляделся – вдали горел какой-то огонёк, чуть заметный среди полуденного света. На небольшом каменистом островке, припорошенный блестящим снегом, стоял одинокий старый Маяк.

Мишка не знал, что это такое – маяк, потому что никогда их не видел. Но мама рассказывала ему о маяках, как о звёздах, спустившихся с небес, чтобы мерцать на нашей земле, прямо посреди огромных морей. Она говорила, что маяки очень умны и мудры, но вместе с тем не любят, когда их тревожат, предпочитая одиночество…
Мишка подумал – так вот он какой, маяк. Да, наверное, это он! И опустившись за «борт» своей ледяной лодки, то есть свесив лапы за кромку своей льдины, он изо всех сил начал грести к островку.

– Здравствуй, маленький странник, – услышал он скрипучий голос Маяка. – Что привело тебя сюда?

Мишка засмущался. Ему было неловко признаваться, что он потерялся из-за того, что уснул на льдинке.

– Я отправился в опасное путешествие, чтобы найти маяк, – отважно заявил он и, вспомнив мамины истории, добавил: – А правду говорят, что вы знаете ответы на все вопросы?

Старый Маяк расхохотался. Мишка выглядел совсем как ребёнок, и Маяк видел это своими глазами-окошками башни. Но медвежонок нахохлился, очень стараясь казаться взрослей, даже сделал голос басистей, и Маяк решил с ним не спорить.

– Да, это действительно так. Я – самый старый Маяк из оставшихся, – сказал он Мишке. – Разрешаю тебе задать мне один вопрос, ведь я знаю в этом мире всё и обо всём.

Мишка задумался. Он ещё мало видел на свете, и даже не знал, о чем спросить. Он знал о созвездиях из рассказов папы-медведя перед сном, и всегда удивлялся их названиям. Однажды папа упомянул, что названия им дали вовсе не медведи, а существа под странным названием «люди». Больше ему ничего о людях узнать не удавалось – папа не хотел ему ничего говорить, а может быть, и сам не знал.
И храбрый медвежонок решил выяснить это у старого Маяка.

– А кто это такие – люди? – спросил он.

Старый Маяк поскрежетал единственной дверью, словно подбирая слова.

– О, люди – самые прекрасные и самые опасные создания нашей планеты, – наконец ответил он. – Да только вот их больше не осталось.

– Как это – не осталось?

– А вот так, – протянул Маяк. – Вымерли.
 
Мишка знал, что такое вымирание. Однажды его любимый вид мелких рыбёшек, которыми он любил лакомиться на завтрак, неожиданно пропал насовсем. Когда он спросил у своих родителей, куда же делись рыбёшки, услышал в ответ это загадочное слово – вымерли. Так он сделал вывод, что вымереть – значит, пропасть насовсем. В силу возраста, причин он не знал, и думал, что это просто иногда происходит. Вот просто потому что.

– Очень жалко, – сказал он Маяку. И вдруг продолжил: – А почему?

Маяк замолчал. Он совершенно не знал, как объяснить этому крошечному несмышленому медвежонку значения слов и фраз «загрязнение мирового океана», «катаклизмы», «новый ледниковый период». И потому он молчал.

– Ну почему же? – в нетерпении повторил Мишка.

Тут на помощь пришла морская вода. Она не всегда была такой холодной. Много лет назад она плескалась в самом тёплом на свете море, а её капельки рассыпались радужными брызгами, когда мягкие волны накатывали на зелёные цветущие берега. Она помнила, как земли были плодородны и полны жизни, воздух горяч и приятен, а в небе парили крылатые железные птицы, внутри которых сидели самые разумные существа на планете…

– Понимаешь, – булькнула она, – когда кто-то стремится достичь невиданных высот, жадно мчится к совершенству и хочет дотянуться до невозможного даже в ущерб окружающему миру… Неизбежно наступает печальный конец.

– Нет, не понимаю, – медвежонок помотал головой. – Слишком сложно говоришь!

– В своей погоне за ресурсами, в своей борьбе за власть над морями и землями, человечество сгубило себя, – пояснил Маяк. – Люди засорили нашу планету, разграбили её богатства, и природа воспротивилась… Количество солнечного света сократилось, но никто не заметил этого в гонке за различными благами. И вот, климат изменился, стало холодать. Опомнившись, люди стали стремительно искать выход, но как всегда не смогли договориться между собой…

– И вымерли? – прервал его Мишка, с сожалением думая о своих рыбёшках.

– И вымерли, – подтвердил Маяк. – По всему миру остались немногие их творения… Я, например, тоже был создан людьми. Теперь же я никому не нужен, и доля моя – отвечать на вопросы потерявшихся медвежат, – он хитро подмигнул Мишке своим фонарём.

– Ой, – Мишка прижал уши. – Откуда вы знаете?

Маяк усмехнулся.

– Я же знаю всё, забыл?

– И что же мне теперь делать? – с тоской спросил медвежонок. В животике у него уже заурчало, да и к маме сильно хотелось под бочок.

– Человек строил нас так, чтобы свет был виден за семнадцать морских миль, – задумчиво сказал Маяк. – А значит, не так уж далеко ты уплыл. Я попрошу воду направить тебя обратно, к родному леднику.

Вода утвердительно заплескалась, и лёгкие волны понесли льдинку в обратном от Маяка направлении. Мишка тем временем незаметно для себя заснул, думая о том, что он узнал, а вода продолжала бережно нести его по ледяному морю назад, домой…

***

– Мама, мне такой сон приснился! – Мишка настойчиво дергал маму за хвост, подпрыгивая возле неё и желая поделиться своими приключениями. – Будто я уплыл на льдинке, увидел старый Маяк, а он рассказал мне, кто такие люди…

– Глупости какие... Люди! – фыркнула медведица и плюхнула перед Мишкой большую рыбину. – Давай ешь и не придумывай! Одни мы тут. И всегда были. Да и для нас здесь иногда бывает слишком холодно.

Мишка решил не спорить с мамой и, доев свою рыбу, сонно зевнул. Уже прикрывая глаза, он посмотрел в морскую даль. Море было чистым и спокойным. Темнело, и сумрак облаков отражался в глади воды.

Последний раз моргнув перед тем как заснуть, Мишка увидел, как вдалеке едва заметно блеснул огонёк. Это подмигивал ему своим фонарём самый старый в мире Маяк, хранящий секреты былых времён. Времён, когда мир был полон людей, а вот арктических белых медведей было так мало, что их считали вымирающим видом.

Кто же знал, что вполне может выйти наоборот….


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.