Коренные браконьеры Севера

четверг, 19 октября 2023 г. Западная Сибирь. Крайний Север, Югра, таёжное село Саранпауль. Пасмурно. Холодно. Нужно наловить рыбы на зиму. Иду с удочкой. Вышло из туч солнце, - впервые за десять дней. Подошла к берегу сегодня после пустых дней, рыба. Начался неплохой клёв. Обрадовалась: наловлю и себе, и лайкам. Подошёл рыбак, с которым часто пересекаемся последнее время, стал на своё место, где постоянно рыбачит, я же – на своём кидаю спининг.

Слышу, - выше по Ятрии неводят в ямах. И спускаются на зелёной ржавой казанке трое местных. Полагаю, что проплывут мимо, а те тормозят, причаливают, выходят. Нагло располагаются рядом. На носу казанки сырой невод. - Кидали выше нас по Ятрии. Всё ещё не верю своим глазам: заводятся и заходят внаглую на тонь прямо передо мной, едва не порвав леску спиннинга. Та цепляется за ветку топляка от волны, с трудом вытягиваю, сматываю, хорошо, что не оторвала оснастку. Просто столбенею от наглости нациков.

Слышу один нерешительно говорит: «Может не надо? - Там же женщина рыбачит…». Хозяин лодки, (по морде-лица определяю: ненец – круглая, широкая, наглючая, беспринципная), за мотором сидя, отвечает, типа: «Ну и пусть…». – Чётко понимают, что делают мерзость, что так не положено у нас на Севере наглеть. Необходимо, как минимум, спросить разрешение, поздороваться, ибо место занято, притом женщиной в возрасте, не молодым мужиком! А мотором, неводом, с ямы, с заводи они выгребут всё живое подчисту, лишив рыбака рыбы. осознанно отнимают у меня и рыбное место, и рыбу. Это то же самое, что залезть в квартиру чужую и обворовать!

Так поступают самые грязные воры, что живут воровством, - шакалят (крысы!). А здесь, - браконьеры из местных, из хвалёных по всему миру «коренных» жителей Севера, - жадные, хитрые людишки! Давно забывшие заветы своих предков: не воруй, не убивай, не грабь, не бери у тайги последнего, уважай Закон тайги, старших.

Кричу, вы,- мрази! Что творите?!.. А те, слыша, молча упорно гребут, закругляют тонь селёдочным неводом, тогда как тугун (сосьвинская  селёдка под запретом лова в нерест! Тем более, - неводами с мелкой ячеей! Выгребают всю рыбу, распугивая остальную, что не цепанули. Мой же сосед – рыбак, к ним подсоединяется и тянут вместе вчетвером невод на галечник. Сматываю удочку. Едва отцепила зацеп, благо не оторвала хоть снасть. Иду к браконьерам. - глянуть на их морды.

-Вы что творите?! Те выгребли окуня, щуку, - стоят довольные. Непроницаемые лица не людей, а падали, ни капли совести, раскаяния, чести, мужского достоинства. Рожи -круглые, сытые. Двое всё же смотрят с опаской, стараются спрятать лица, чтоб не узнала, кто такие?!.. Только суть не в угрызения совести, а в страхе наказания за браконьерство. Между собой называют известные фамилии, известных в селе людей, в том числе из элитной учительской среды.

А главный наглеет. Смотрит на меня с вызовом. Передо мной - четыре мужского рода особи! Четыре скота! Четыре пропастины! Мои лайки подскочили, лаят, отзываю их. Не хочу, чтоб запачкались о людскую грязь. Те глядят на лаек.

Говорю: «Чтоб поперёк горла вам эта рыба встала!».  – Все саранпаульцы! Все разрекламированные националы - национальные меньшИнства. Рожи - по циркулю. Их вознесли до высот, рекламируя нефтяной Клондайк, имея на том огромные доходы от нефтедобытчиков. Вот и наглеют! А в начале двадцатого века наименование этноса  было- самоеды, так как ели людей, - каннибалы, ели друг друга в том числе. В России, чтоб традиционно уйти от правды, переименовали в примлемое слово "ненец", почти "немец". Выходцы с одного местечка на земном шаре. Только гены людоедов не изменить.

«Главарь» нашёлся, -решил подкупить меня (повязать), хитро традиционно предложив: «Может рыбы надо?..».

Мерзко! Ощутила рвотный позыв. Ответила: «Ворованное не беру!». Хотела сказать: "У обваленных в дерьмо брать, себя потом не отмыть". Смолчала, так противно! Отозвала лаек, чтоб не пачкались, стоя рядом с дерьмом и мы ушли с реки.

Солнце опять нырнуло за чёрные тучи. Черно на душе до чёртиков, омерзительно. Подумала:
- Отомстят! Такие твари, помнят! Могут и в спину стрельнуть. Им не привыкать. – Обычное явление стрелять с форточки, с кустов, прячась за шторки. Трусы и падаль!

Лайки послушно бегут вперёд, останавливаются, не понимают, что происходит, отчего хозяйка нервничает и уходит рано с рыбалки. Тогда, как на галечной косе Ятрии (тетеревиной реки) местные подонки- браконьеры, как стервятники, точнее – падальщики, выгребают в мешки браконьерский куш.

– Неужели, им жрать нечего?!.. Не с голода ведь пухнут! Рожи лоснятся жиром. Если и дальше кризис военный углубится, то тут, в таёжной глуши,  как в тридцатые годы прошлого века, в сталинские годины, местные аборигены начнут друг друга топить в прорубях, расстреливать, обворовывать и съедать в прямом смысле. Они сейчас пьют горячую кровь живого оленя. Такой традиционный обычай восхваляется прессой, чиновничеством. Сплошняком едят горячее мясо живых оленей. Особо ценится сердце оленя, что ещё бьющееся – живое. В нём адреналин, оттого пьянеют и впадают в экстаз.

Человеку, который ест живого оленя, ничего не стоит стрельнуть с форточки в спину человеку. Он умело разделает и человека… Им ничего не стоит зарезать человека, пырнуть ножом. До старости тут не доживают. Примеров не счесть. Сосед, что снизу, сидит по сто пятой: зарезал мужа сестры. Отсидит, вернётся ещё и героем. У другого соседа нашего дома брат по контракту сейчас зарабатывает деньгу на войне. С детства "чалит" по зонам, сидел – зарезал одноклассницу. Теперь искупает вину на юге и денежки получает за то. Порой, слушая претензии Европы к России в отношении русских, хочу возразить лишь одно: Россия многонациональна, и русских в ней не так много, а русскими именуют, кого угодно, только не русского человека.

Ловля неводами строго запрещена. Считается браконьерством. Только у этих нелюдей  в покровителях известные в селе фамилии.
О Законе Тайги сейчас никто не вспоминает. Местный люд живёт сегодняшним днём: обворовать соседа считается честью, стрелять по насту беременных лосих – норма. Сами же жалуются: не оставить сегодня  технику на зимнике – украдут свои же, - родственники, соседи. Рассуждают браконьерничая, - не они съедят, так съест сосед, родственник. Так пусть же брату не достанется! Понятия совести нет! Чести нет! Одно сдерживает, - закон зоновский, только спроса того опасаются, ибо село живёт им.

На днях расхваливают по телевизору волонтёрство одной хлебопекарни, те начали выпускать квадрокоптеры. -По пятьдесят тысяч штука. Покупают у них волонтёры. Жалуются, что государство берёт с продаж коптеров налог. Вначале подумала: «Есть же люди!». А как начали роптать за взымаемый налог, поняла: не в патриотизме дело, не в заботе о солдатах и в жажде победы, а спешат нажиться на войне, торопятся, пока востребовано оружие. Смотрю на людей, на деградацию общества, на то, что происходит в мире, и страшно за будущее. – А есть ли оно?.. Радует, что хоть пожили и вспомнить  найдётся что светлого.



Ключевые слова: Браконьеры, река, рыба, мрази, самоедь, самоедь, самоеды, националы, аборигены, Западная Сибирь, Крайний Север Югры, Саранпауль, таёжное село, река Ятрия, война, деградация людей, коптеры, закон тайги, тугун, Сосьвинская селёдка, рыбак.

Анонс. Браконьерский лов рыбы неводом на реке Ятрия в селе Саранпауль Хмао-Югра местным аборигенным населением.

Фото автора. 27 октября 2009 год. Река Ятрия. Ледостав. Саранпауль. Западная Сибирь. Крайний Север, Хмао-Югра.

Браконьеры Севера


Рецензии
Татьяна, здравия Вам.

Весомая для чтения нетленка. Порождает шлейф ассоциаций и размышлений.
Каждая эпоха влияет на нравы людей, но капитализм, на мой взгляд, привнёс в нашу жизнь особую циничность. Газоносные провинции согнали из тундры оленей, проредили в реках рыбу... изменили местных людей.
Общее влияние Мамоны, словно смертный саван, распространяется на весь мир и как тут не обратиться к древним пророческим текстам, например ко Книге пророка Ездры... http://azbyka.ru/biblia/?3Ezr.16
Читая её строфы невольно вздрагивается, так иногда похожи они на суть наших дней.

Хотя есть в памяти и объяснения - закономерное - "Чем старше будет становиться мир, тем большее будут сгущаться в нём скорби..." и главное - Чтобы узнать сроки, гляди и суди из себя...
Чем старше будет становиться мир, это о самом человеке. Когда мы молоды, вообще не замечаем зла, а слабея - со всех сторон ожидаем опасностей.
Конец света, это и то самое качественное изменение, которое Вы описали - Зримо, светлая сторона быта померкла, добрая традиция заменилась хмурой прагматикой.

Но попробую я таки-ж развести, описанные здесь северные тучи, руками.
Зная характерную особенность местных людей - немногословность и, с удалённым прицелом, их юмор.
Русский человек, видя мёрзнущих над поплавком рыбаков, крикнул бы им - Сейчас черпану и отсыплю вам, сколько нужно. Помогу, выручу...
А местные так вот - действуют без пояснений, подразумевая последующую помощь естественной.
Скорее всего они обязательно пригласили бы и Вас к улову.

Другое дело, что Ваша совесть не позволила бы набрать "не своей" рыбы.

Владимир Рысинов   23.10.2023 06:50     Заявить о нарушении
Владимир! Вы абсолютно правы во всём! И в том,будь прогматик, то просто подошла б и потребовала свою долю. Только в этом месте, как заведено в селе веками, рыбачат исключительно дети, подростки, женщины, пожилые люди, кто не может по ряду причин ездить на другие места на моторных лодках, на снегоходах, а ходит исключительно пешком.
И никогда тут не рыбачили полные сил, техники зыряне. У нас традиционно действовал до сего дня негласный закон тайги, где так или иначе разумно поделено. Только сегодня те, кто раньше не переступал порог совести, до ледостава вычерпают мелочными неводами всё около села, до малька на продажу. Всё идёт не от голода, а от тотальной жажды наживы и попрания совести. Вчера не стала рыбачить, столь гадко смотреть, как и вчера! Мужики с техникой, машинами, лодками, местные!!! Уничтожают всё. Цены в селе на рыбу подскочили выше, чем в городах. И местный житель никогда сейчас сам не предложит поделиться! В этом Ваша ошибка.
Если ты застал браконьера в тайге за разделкой лося, тут два выхода'
- тебя или тут же закопать или ты берешь свою долю мяса, деля соответственно всю уголовную ответственность за групповое браконьерство, и соответственно молчишь, ибо уже соучастник навсегда. Вякнешь, получишь пулю в спину. Мстить будут годами.
Так что каждый решает, что выбрать сам.
С уважением!

Татьяна Немшанова   23.10.2023 10:54   Заявить о нарушении
Даа, серьёзные дела.
Когда-то, ещё при Советах, Красноселькупский один посёлок называли- "местный Техас".
Из крохотного Пельвожа в Салехард ждал оказии неделю - буран перемёл дороги. Приезжают аэросани с милицией, увозят обратно двоих - один убийца, второй труп. Я просился, хотя бы с ними.

Владимир Рысинов   23.10.2023 12:09   Заявить о нарушении
Как знакомо! Летали вертолетом, сидя на гробу! Лишь бы лететь, неважно на чём!

Татьяна Немшанова   23.10.2023 12:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.