Биография Юдоры Уэлти

Родившаяся в 1909 году в Джексоне, штат Миссисипи, дочь Кристиана Уэбба Уэлти и Честины Эндрюс Уэлти, Юдора Уэлти выросла в дружной и любящей семье. От своего отца она унаследовала “любовь ко всем инструментам, которые обучают и очаровывают”, от матери - страсть к чтению и языку. Со своими братьями, Эдвардом Джефферсоном Уэлти и Уолтером Эндрюсом Уэлти, ее связывали узы преданности, товарищества и юмора. Воспитанный таким опытом, Уэлти стал, пожалуй, самым выдающимся выпускником системы государственных школ Джексона. Она посещала начальную школу Дэвиса, когда мисс Лорена Дулинг была директором, и окончила Центральную среднюю школу Джексона в 1925 году. Ее студенческие годы прошли сначала в женском колледже штата Миссисипи в Колумбусе, а затем в Университете Висконсина, где она получила степень бакалавра. Из Висконсина Уэлти поступил в аспирантуру Школы бизнеса Колумбийского университета.

После окончания колледжа Уэлти работала на радиостанции WJDX, вела светские колонки в "Мемфисском коммерческом обращении" и была младшим рекламным агентом в администрации прогресса работ. За эти годы она сделала много фотографий, и в 1936 и 1937 годах они были выставлены в Нью-Йорке; но они не были опубликованы так, как она хотела. Вместо этого ее первой публикацией стал короткий рассказ “Смерть коммивояжера”. В 1936 году редактор литературного журнала “Рукопись" назвал его "одним из лучших рассказов, которые мы когда-либо читали”.

Ее первая книга была опубликована пять лет спустя. Под зеленым занавесом Уэлти включил в себя семнадцать рассказов, которые переходят от комического к трагическому, от реалистичных портретов к сюрреалистическим, и которые демонстрируют ироничное остроумие, острое внимание к деталям и уверенную передачу диалекта. Здесь она иногда переводила в художественную литературу воспоминания о людях и местах, которые она ранее фотографировала, и три рассказа, посвященные афроамериканским персонажам, иллюстрируют сопереживание, которое присутствовало на ее фотографиях. Тони Моррисон заметила, что Юдора Уэлти писала “о чернокожих людях так, как мало кто из белых когда-либо был способен написать. Это не покровительственно, не романтично — именно так о них и следует писать ”.

В 1942 году Уэлти опубликовал совсем другую книгу - повесть, в которой сочетаются фольклор, сказки и легендарная история Миссисипи. Через год после появления этой повести Уэлти опубликовала третью книгу художественной литературы "рассказы, собранные под названием "The Wide Net" (1943), которые были меньше по количеству и более мрачно-лиричны, чем те, что были в ее первом томе. Затем наступила Дельта - свадьба, ее первый роман. Действие происходит в дельте Миссисипи в 1923 году, хотя книга была опубликована в 1946 году, первоначально ее критиковали как ностальгический портрет южных плантаций, но с тех пор критическое мнение опровергло подобные взгляды, усмотрев в романе, по словам Альберта Девлина, “стремление к гуманному порядку”.

В следующей книге Уэлти единство романа отсутствует, но не полностью. Золотые яблоки (1949) включает семь взаимосвязанных историй, которые прослеживают жизнь в вымышленной Моргане, штат Миссисипи, с начала века до конца 1940-х годов. Однако, когда Уэлти начала писать эти рассказы, она понятия не имела, что они будут связаны. На полпути к написанию она наконец поняла, что пишет об общем наборе персонажей, что персонажи одной истории кажутся младшими или старшими версиями персонажей других историй, и она решила создать книгу, которая не была бы ни романом, ни сборником рассказов. Возможно, это величайший триумф в ее выдающейся карьере, непревзойденный пример сюжетного цикла.

После публикации этой книги Уэлти отправилась в Европу и использовала свой европейский опыт в двух рассказах, которые она в конечном итоге объединила с “Цирцеей”, историей, рассказанной богиней-ведьмой, и четырьмя историями, действие которых происходит на юге Америки. Хотя взаимосвязанный характер The Golden Apples исчез, появляется новая тема. Большинство этих историй исследуют то, как люди могут жить и создавать смысл для себя, не будучи укорененными во времени и месте. Еще до того, как она собрала воедино "Невесту из Иннисфаллена" и другие рассказы (1955), она опубликовала "Вдумчивое сердце" (1954), продолжительный драматический монолог, произнесенный Эдной Эрл, персонажем, который действительно является персонажем.

За четырнадцать лет Уэлти выпустила семь отличительных книг, но этот темп производства резко остановился. Личные трагедии вынудили ее отложить писательство на второй план более чем на десять лет. Затем , в 1970 году , она украсила издательский мир Проигранными битвами, длинный роман, повествующий в основном о беседах тетей, дядей и двоюродных братьев, присутствовавших на шумном семейном торжестве 1930-х годов. Два года спустя вышел сдержанный роман, действие которого происходило в конце 1960-х и описывало переживание потери и горя, которые так недавно были ее собственными. Уэлти нехарактерно для себя включила немало биографических деталей в книгу "Дочь оптимиста", за которую она получила Пулитцеровскую премию.

Исследование Уэлти таких разных предметов и техник включало, конечно, нечто большее, чем искусство ради искусства. В своем эссе “Слова в художественном произведении” она описывает художественную литературу как “личный акт видения”. Она не предполагает, что видение художника передает истину, которую мы все должны принять. Вместо этого, по ее мнению, художник должен прямо смотреть на тайны человеческого опыта, не пытаясь их разрешить. Способность Юдоры Уэлти раскрывать, а не объяснять тайны - вот что впервые привлекло Ричарда Форда к ее работам. Это привлекло и Рейнольдса Прайса. Прайс, однако, фокусируется не на термине "тайна", а на сложности ее видения. Он пишет, что Юдора не “мягкая, звучная, ‘утвердительная’ художница, которую Америка любит прижимать к своей груди”, а писательница с “гранитной сердцевиной в каждой истории: такое же полное и неопровержимое изображение человеческих отношений, как и любое другое в нашем искусстве, трагичное по необходимости, но и комичное”.

Достижения Уэлти включают в себя нечто большее, чем просто ее художественную литературу. Ее ранние фотографии в конечном итоге появились в виде книги: ее фотоальбом "Однажды, в одном месте" был опубликован в 1971 году, а впоследствии другие фотографии были опубликованы в книгах "Фотографии" (1989), "Сельские погосты" (2000) и "Юдора Уэлти как фотограф" (2009). Ее эссе и рецензии на книги были собраны в изданном в 1978 году томе под названием " The Eye of the Story" и ее автобиографии "Начало одного писателя"., опубликованная в 1984 году издательством Harvard University Press, стала общенациональным бестселлером. В течение последних трех десятилетий Уэлти периодически работала над художественной литературой, но ничего не завершила в соответствии со своими высокими стандартами, которые сделали ее литературной знаменитостью. Она появлялась в телевизионных интервью, получила Президентскую медаль Свободы и французский орден Почетного легиона, послужила сюжетом документального фильма Би-би-си и была выбрана первой из ныне живущих писательниц, который будет опубликован в Библиотеке Америки. Серии. После непродолжительной болезни в результате сердечно-легочной недостаточности Юдора Уэлти скончалась 23 июля 2001 года в Джексоне, штат Миссисипи, доме своей жизни, где она и похоронена.


Рецензии