Ав. букIине и халха-монг байх
халха-монг. БАЙГАА "имеющий, существующий", таким образом, перед нами ав. БУГО "есть, имеется", БУКIИНЕ "быть, существовать, иметься".
Монг. язык обходит всякие классные показатели и застывает на ав. классном показатели "б-" как единственно правильном.
И вот здесь мы находим точное соответсвие в халха-монг.:
БАЙХ "находить, быть, существовать, иметься". Напомним, что монг. "к" часто отражается в других монг. языках как "к" и "г". Перед нами явно ав. БУКI-ИНЕ "находиться, иметься" и БАКI "место, сиденье".И всё гармонично сходится одно с другим. Потому что в монг. и даже кетском представлен весь этот ряд. Его нет однако в тюркских языках.
Монг. БАГТААХ "помещать, вмещать" (ав. бакI), БАЙГУЛАХ "строить, сооружать" (ав. ба-зе "строить"), БАГАНА "столб, колонна, подпорка, подставка" (ав. бакI "место,стул", бакI-б "тяжёлый").
Все эти моменты чётко указывают, что в ауарском классные показатели - НЕ МОНГОЛЬСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, а условно монгольским явл. набор глаголов и отглагольных существительных с классным показателем "б-".
Другой классный показатель нахско-дагестанских язык, с которым дружат монг. языки, это - "д". Он отсутствует в ауарском, но представлен,напр. в чеченском. Обычно н.-д. классный показатель "д-" отражается в ауарском как "р-" Но он почти полностью отсутствует в халха-монгольском.
Таким образом, здесь общая картина ясна. Монг. языки ориентируются на нахско-дагестанские кл. показатели "б-", "д-".
На материале монг. языков это явление вкратце отражается так: в монг. языках есть соответствие ав. бакI и есть отражение ав. б-укI-ине, но в-укI.., йи-кI.., р-укI.. нет. Данные монг. языков указывают на то, что ав. бакI и букIине родственны, а всё остальное - пустышки. Поэтому в данном случае не стоит искать никаких соответствий некой гипотетической основе "-укI-", потому что такой основы нет и никогда не было.
Свидетельство о публикации №223101901321