04. Школьные годы

Начало... http://proza.ru/2023/10/19/1421

04. Школьные годы

Но не смотря на все эти их расхождения во взглядах, Андрею все же было как-то не по себе, от того, что встретил он Павла в той очереди за пивом. Злорадствовать он был не готов. Его убеждений и мыслей Андрей и раньше-то никогда не разделял, но прежде Павел всегда был полон жизни и каких-то устремлений, жаждой Быть в этой жизни. И всё помнились ещё Андрею страстно горящие когда-то глаза Павла.

Ещё в школе Павел вступил в комсомол. А до этого и в октябрятах был, и в пионерах. И всё зачитывался книгами А. Гайдара и Н. Островского. Правда, в те дни он все, кстати, и некстати, произносил фразу Павки Корчагина - «Свою жизнь надо прожить так, чтоб тебе потом не было мучительно больно и стыдно за бесцельно прожитую тобою жизнь». Произнесёт и долго потом разглядывает лица тех, кому он это сказал. Услышавшие же всегда при этом молчали и как-то так задумчиво разглядывали его. Как бы ни понимая. А чего это он так надрывается-то?   

Помнил Андрей, как в день похорон Сталина Павел вместе с такими же, как и он, считавшими, что в стране произошло большое национальное горе, пробрался поближе к Дому Союзов, поближе к гробу с Вождём и Учителем. Его там на «Трубной площади» такие же, как и он, бледные и худосочные со страстно горящими глазами чуть было ни раздавили. И долго потом Павел рассказывал всем об этом как о подвиги каком.  Правда, Андрею все это казалось странным каким-то. Зачем все это было нужно Павлу? Что он всем этим хотел доказать кому-то?

Но в те годы все вели себя странно и не понятно.  Вот, например, мать Павла. Почему она, будучи ещё, в общем-то, молодой женщиной, была всегда грустной какой-то? Всегда такой молчаливой и как бы рано состарившейся. Андрею это было не понятно. Помнил он, как до похорон Вождя ещё спросил он как-то у неё, а где, мол, отец Павла, кто он, но, увидев, как она отреагировала на это, больше решил об этом у нее не спрашивать.

И вот теперь эти похороны. У всех из его окружения на лицах в те дни был страх. Что-то теперь будет?! И, казалось, только мать Павла в те дни вдруг стала другой какой-то. Она, интересующаяся, казалось, только своими цветами в горшках на подоконниках, вдруг заговорила и даже стала слушать радио.

И вот потом это разоблачение культа личности. Андрей торжествовал и на состоявшемся тогда у них в школе собрании решил даже выступить. Решил озвучить кое-какие свои соображения по поводу уходящего и дальнейшего нашего проживания. Ведущий собрание Павел – он тогда уже был секретарём комсомольской организации у них в школе -  дал ему слово.

- Культ личности вырастил из нас конформистов, панически боящихся иметь собственное мнение, - понесло Андрея. - Наш обожествляемый Вождь и учитель всех времён и народов играл на наших полубиологических инстинктах, на психологии холопа, жаждущего Хозяина, твёрдой руки, - с вызовом произнёс он и посмотрел при этом на Павла. Но Павел сидел, разглядывая что-то перед собой на столе, и молчал. И тогда Андрей решил продолжить:

- Мы давно уже привыкли к книгам и фильмам, где одиночки, своего рода Донкихоты, часто из числа молодёжи, ведут тщетную и неравную борьбу со склеротичным и костным аппаратом. Их судьба вдохновляет немногих. Потому что читатели и зрители находят здесь подтверждение тому, что они часто видят в жизни. Создаётся психология типа «моя хата с краю» и «зачем мне это нужно».

Вначале все, сидящие в президиуме собрания под надёжной защитой портретов, висящих на стене, не вслушивались в слова выступающего, считая, что тот говорит что-то из того, что и говорят всегда на собраниях, но потом их стало что-то беспокоить и веки сознания их, встрепенувшись, приоткрылись. Они вдруг услышали такое...

- Молодёжь глубоко разочарована в эффективности честной гражданской позиции, в целесообразности борьбы за справедливость, - продолжал Андрей. -  А отсюда её равнодушие к общественным вопросам и довольно распространённая тенденция укрыться от них. Наша социальная энергия, не имея здорового применения, нередко направляется по каналам, ведущим к правонарушениям. Создаются замкнутые паразитические «псевдообщества» со своими законами…

Сидящие в президиуме посмотрели на ведущего собрание Павла с удивлением, а тот сидел и всем своим видом изображал либерализм и демократию, которая вот, мол, уже и наступила. Но сидящим в президиуме, вдруг стало страшно от услышанного. С глазами, полными чем-то средним между страхом и гневом, они воззрились на говорящего Андрея.

И что тут вдруг началось! Президиум весь как озверел! Кошмар! Андрею не дали даже договорить. Больше того. Его потом чуть из комсомола ни выперли. Спасибо ещё собранию. Оно не пошло на поводу президиума. Ограничились только выговором. На том разоблачение культа личности тогда у них в школе и закончилось.

Продолжение следует... http://proza.ru/2023/10/22/323


Рецензии