Дивногорье, Костомарово, Белогорье. сентябрь 2023г

Так быстро в путешествие я еще не разу не собиралась. Это было мое самое необыкновенное путешествие. Возможно именно так нужно жить – в доверии к пространству, к Богу, не загадывая, принимая все так как оно складывается.
В последующем, вспоминая какие-то детали своей жизни, которые привели меня сюда, я обнаружила, что первый человек, который мне рассказал об этих местах была Татьяна Ивановна. Ну если вы читали мои рассказы про Соловки и Израиль, помните кто это. Татьяна Ивановна, это экскурсовод паломнического центра. И вот в одной из бесед, она рассказывала мне о Костомарове. Она рассказывала о пещерных храмах, про чудотворную икону, про природную красоту и силу этих мест. Но в тот момент мне это никак не откликалось, в тот момент мне не интересно.
Второй эпизод, который уже зародил во мне мысль «увидеть бы эту красоту», был, когда про свое путешествие в эти места мне рассказала Галя, моя спутница в одном из походов по Кольскому полуострову.
Я несколько раз искала в интернете хоть какие-то путешествия по этим местам… но получилось так, что поездка нашла меня сама.
В планах у меня было поехать смотреть дольмены Краснодарского края… но в следствии некоторых событий, организатор тура сообщил мне, что из-за недобора количества желающих, поездка не состоится, хотя до назначенного времени было еще два месяца, и шанс, что группа соберётся был. Ну да ладно, все к лучшему.
Тогда на этом же сайте, я увидела тур по Дивногорью, на примерно те же даты. Но я не собиралась ехать так быстро, я думала у меня в запасе на обдумывание и подготовку как минимум месяца полтора. Все произошло очень стремительно.
Позвонил Сергей и стал уговаривать ехать меня именно с 26 сентября. Говоря, что есть группа, а в последующем возможно группа не соберётся. Группа была еще не определена, и в последующем те первые люди, которые как бы вроде составляли группу просто слились, ссылаясь на болезнь.
В какой-то момент, у меня в голове что-то щелкнуло, и я, которая никогда не звала с собой в поездки кого-либо из своих знакомых, написала предложение своей подруге, при этом даже не надеясь, что та согласится. Но она согласилась.
За неделю до поездки, мне пишет другая знакомая с просьбой «возьми меня в поход». Я ей тут же пишу- «пошли». И тут начались отмазки – «у меня нет термобилья», «я не успею собраться», «у меня нет денег» , «я не готова» и т.д. и т.п…. Да, такое бывает, когда человек не готов принять всю благость места силы.
Мы с Натальей быстро решаем все организационные вопросы: билеты, предоплата, сбор необходимых вещей. И вот мы уже на вокзале в Лисках, ждем электричку на Острогожск. Чуть было, не уехав в другую сторону, сев не на ту электричку, хорошо вовремя мне пришла мысль спросить у сидящих в вагоне людей туда ли мы приедем, на что услышали ответ, что наша электричка стоит чуть дальше на этом же пути.
Час в дороге, мы в Острогожске, нас встречает Сергей Ветер. Среднего роста, худощавый мужчина, с карими глазами, смотрящими прямо тебе в душе. Необыкновенный человек.
Грузимся в машину, отъезжаем от вокзала и начинаем знакомится. Сергей рассказывает о себе, о своей жизни и увлечениях. Рассказывает, о том, как открывал для себя пещеры, о своей вере в Бога, о Дивногорье. Так незаметно, за разговорами, мы приезжаем в Дивногорский Свято-Успенский мужской монастырь. Оказывается, мы его уже видели, когда проезжали на электричке. Но мы видели его снизу, теперь мы подъезжаем сверху. Оставляем машину и начинаем спускаться вниз по лестнице к монастырю, любуясь при этом меловыми дивами, окружающей природой и слушая рассказ Сергея о Монастыре.
Монастырь занимает совсем небольшое по размерам место. Несколько зданий, маленький храм. Но какая сила и мощь. И пещерный комплекс- вот настоящее чудо монастыря.
В монастыре проводятся экскурсии, где брат Андрей, неординарная личность, влюбленная в историю монастыря, рассказывает паломникам об истории обители, о подвиги монахов и о чудотворной иконе Божией Матери Дивногорская (Сицилийская).
Мы застаем Андрея, вовремя, когда он проводит экскурсию для школьников- подростков. Андрей и Сергей давние друзья. Андрей просит нас подождать, пока он закончит экскурсию для предыдущей группы.
Вернувшись, Андрей, громко возмущается на отсутствие интереса к истории у предыдущей группы школьников. Да, времена сейчас сложные. Но пути господни не исповедями, кто знает, как сложится судьба у этих посетителей дивных мест, может и среди них найдутся бедующие подвижники веры.
Андрей очень интересно нам рассказывает об истории и жизни монастыря. После основного рассказа мы идем в храм, к иконе. Каждый обращается к светлому лику Божьей Матери со своим сокровенными чаяниями.
Из храма прямиком направляемся в маленький музей при монастыре. На столах лежат предметы археологических раскопок, по большей части, это отзвуки прошедшей войны. На Воронежской земле велись бои.
Чтобы попасть в пещеры нужно подняться по лестнице. Нам открывают двери пещерного храма и пускают внутрь. Собралось уже человек восемь паломников, и среди нас один иностранец- мексиканец. У нас есть что посмотреть, и возможно это круче пирамид Теотиуака;на. Две прекрасные дивы- меловые образования, и вырытые в меловых холмах пещерные храмы и кельи отшельников, чем не чудо. 
После посещения пещер, мы трапезничаем в монастырской столовой. За столом Сергей интересуется у нас с Натальей, нашими увлечениями и интересами. Наталья с удовольствием ему рассказывает, о всех наших интересах. Я же в свою очередь рассказываю о своей истории взаимоотношения с православием, повествуя о том, что пять лет своей жизни была погружена в христианскую веру. Но потом, почувствовав, что мне тесно в христианстве пошла дальше. Сергей задает вопрос «что я почувствовала, когда перестала ходить в церковь?», я ответила «свободу». Для меня слишком много ограничений в православии, и много моих вопросов, на которых я не получала ответа. Бог –один, путей к нему много.
Когда мы ехали к монастырю, Сергей, расспрашивал нас и одновременно предлагал варианты ночевок: - мы стоим лагерем на одном месте- это экономит время и силы на сбор и разбор лагеря, либо каждую ночь мы встаем лагерем в новом месте, тогда можно быть более мобильным и можно посмотреть больше красивых мест.  Склоняемся к тому, что пусть вариант размещения выберет Сергей, основываясь на своем немалом опыте. Сергей, предлагает встать лагерем в одном месте.
Из монастыря, мы едем знакомится с нашим местом ночевок и ставить лагерь. По проселочной, грунтовой дороге, особо не разгонишься, скорость 5-6 км/час. и кажется что мы едем куда-то очень далеко. Как потом оказалось, всего то в получасе ходьбы от монастыря, в месте где река Тихая Сосна впадает в Дон. В месте силы. Тут геомагнитный разлом, что подтверждает тот факт, что Дон тут сильно петляет, делая причудливые изгибы. Место буквально наполнено вибрациями энергий, это невозможно не почувствовать.
Ставим лагерь. Три палатки, в одной будем жить мы с Натальей, другая палатка для Сергея, и третья- это наша кухня и столовая- вот такие у нас трехкомнатные хоромы на ближайшие дни.
После установки лагеря, идем смотреть меловой холм под названием Одинокая Монахиня. Сергей рассказывает легенду, связанную с этим холмом и его названием. Холм довольно-таки крут, в смысле угла наклона плоскости. Кажется, что будет сложно на него подняться, но глаза боятся, а ноги идут. И мы неспешно поднимаемся на то место где есть небольшая площадка. Я отхожу немного в сторону, чтобы пообщаться с этим местом, интересно что оно мне о себе расскажет.
Место очень древнее, сакральное, связанное с египетскими пирамидами, своего рода портал в другие измерения, другие миры.
Поднявшись еще выше, наблюдаем закат солнца. Видим, еще достаточно большой светлый диск, и всего несколько минут, диск становится меньше и пропадает за линией горизонта. В эти минуты ощущаешь насколько быстротечна наша жизнь, и как прекрасно может быть каждое мгновенье. По холму идем в сторону монастыря, спускаемся по лестнице, проходим по территории монастыря и пройдя по тоннелю под железной дорогой возвращаемся в лагерь. По пути встречаем большую машину с бытовкой, и людей, расположившихся на берегу Дона, готовящих ужин на костре. Приветствуем друг друга.
Сергей организует ужин, мы предлагаем ему помочь, но он каждый раз отвечает- отдыхайте, я сам. Зайдя в палатку-столовую на ужин, я ахаю от восхищения- стол накрыт скатертью, посередине стоят свечи в изящном подсвечнике, все очень красиво сервировано. Как много это может сказать о человеке который это организовал. Для меня этот так волшебно и необычно. Атмосфера за ужином дружеская, располагающая к беседам о сокровенном. И мы беседуем, как старые добрые друзья, встретившиеся после долгой разлуки. А мне приходит осознание, что самое ценное в жизни - это люди которых мы встречаем, у которых учимся, с которыми общаемся, с которыми у нас есть общность взглядов и мировоззрения.
Утром просыпаюсь в половине шестого, без будильника, покидаю палатку, мне нужно выполнить свои практики, ухожу от лагеря на небольшое расстояние, ближе к месту впадения Тихой Сосны в Дон. Там такое интересное место, и там теплее, чем у нас в лагере. Не смотря, на то, что конец сентября, дни стоят довольно теплые, но по ночам холодно, тем более возле реки. Ближе к восьми часам возвращаюсь в лагерь, воздух прогревается и уже не так холодно идти на реку совершать гигиенические процедуры. Сергей готовит завтрак, Наталья занята своими делами.
После завтрака мы едем к горе, называемой «шатровой». По пути нам встречается машина, в которой сидят двое мужчин солидного возраста. Машина останавливается, мужчины спрашивают нас «не знаем ли мы где пещера "Ульяны"». Конечно, Сергей знает. Он немного рассказывает, где найти пещеру, дает свою визитку. Говорит, что туда проблематично попасть, так как пещера находится почти в отвесной скале, над железнодорожным полотном. Окидывая взглядом мужчину, его физические параметры, говорит, что ему будет проблематично туда попасть. На что слышит ответ- "мне по работе". М-да, загадка, по какой такой работе? А не станет ли хуже от того, что к этим святыням прикоснется рука административно- управленческого аппарата? Нас троих это настораживает. И пусть мы с Натальей, возможно больше сюда не попадем, но нам очень хочется, чтобы везде сохранялась первозданная чистота и красота. 
Сергей показывает это место нам и тем двум мужчинам. Снизу мало что видно и понятно, да еще с такого расстояния. Надеемся, что место само себя сохранит. 
Приезжаем на место где расположена гора «шатровая». Машину оставляем, дальше идем пешком минут пятнадцать. Спускаемся в первую пещеру. Идем по коридорам пещер, Сергей нам показывает место где произошел раскол горы, и куда он в трещину спускался сам и спускал желающих. По своим физическим параметрам мы не подходим для такого спуска, да и нужно быть большим авантюристом или достигатором, чтобы рискнуть туда спускаться, конечно интересно исследователь недра земли, но природная женская рациональность и сохранение жизни не позволяет нам идти на такой риск.
Доходим до того места, где пещерный ход очень сильно сужается, и начинается шкурадерня, ну по крайней мере для нас. Сергей оставляет нам выбрать- идти дальше или возвращаться. У меня есть определенный страх застрять, хотя по словам Сергея, я со своими параметрами могу туда пройти. А вот Наталье придется подождать, ни или ... очень сильно рискнуть. Нет мы не идем дальше... мы пойдем через Сергея. Мы беремся за руки, просим Сергея представить то место куда мы могли бы спуститься, то состояние которое у него вызывает это место. И мы там...Сергей, рассказывает нам, что много недобрых людей используют это место для своих темных дел, пытаясь причинить своим недругам боль и неприятности. Но почему-то такое ощущение, что это место обнуляет боль, не позволяя воплотить неблаговидные задумки.
Этим пещерам не одна тысяча лет. Они видели всякое. У них то же есть циклы, они не хорошие и не плохие, они просто есть. Они могут выступать резонаторами, могут что-то усиливать, а что-то нейтрализовать…
Возвращаемся в один из пещерных залов, с необычной акустикой. Да, тут в каждом коридоре и каждом зале акустика разная. Этот зал особенный в плане акустики. У Сергея с собой маленькая колонка и телефон на котором записаны христианские песнопения. Сергей настраивает колонку и включает записи. Первая звучит «Херувимская-старинный распев». И сознание улетает в далекие дали. Вторым был трек в женском исполнении -Исусова молитва. Не зашла…Третьим был трек «блаженны…», и четвертый «Соловецкий распев» - сознание улетает в высокие дали.
Сергей задает вопрос – что мы чувствовали, когда слушали эти треки. Я сразу же озвучиваю свои чувства и мысли, иначе забуду. А Наталья, оставляет на сладенькое. И уже вечером рассказывает, но не о своих чувствах, а о том, что она считала относительно исполнителей этих треков. В общем я с ней согласна. Просто у нас немного разный подход.
После посещения пещер, любуемся Доном, какие же прекрасные виды нам открываются.
Возвращаемся к машине и едем в музей-заповедник, в место, где расположена пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божией Матери). Приезжаем чуть с задержкой, но все равно успеваем на экскурсию.
Молодая девушка, по имени Инна, экскурсовод очень интересно рассказывает историю пещерной церкви. Небольшая группа людей, пришедших на экскурсию, ощущается для нашей небольшой компании как нечто чужеродное. После обхода пещерного храма, нужно было подняться чуть выше, там плато, с которого открывается вид на Дон и близлежащие окрестности. Экскурсия продолжается там. Наталья и Сергей решили не ходить на верх. Наталья сослалась на усталость, а Сергей бывал тут много раз, и они идут в кафе обедать.
Я поднимаюсь на верх, но теряю из вида экскурсовода. Группы людей разбредаются по плато, оно довольно обширное. Пытаюсь сориентироваться куда идти, тут есть указатели и стенды с рассказами об этом месте. Гуляю по плато, осматривая окрестности, делаю фото, слежу за временем, и по прошествии получаса решаю вернутся вниз. На обратном пути встречаю экскурсовода и с ней пять человек, которые остались на продолжение экскурсии. Вся экскурсия занимает более двух часов. Конечно интересно послушать, но помню, что Наталья и Сергей ждут меня внизу.
Перекусив в кафе, вновь возвращаемся к Дивногорскому монастырю, но сегодня уже идем в другое место- пещеру блаженной Ульяны.
Несколько глубоких балок рассекают меловые холмы. Над одной из них мы задержались полюбоваться красотой меловых россыпей. Кроме природной красоты, тут еще очень сильные энергетические потоки. Стоишь над этой глубиной и словно паришь в воздухе, неведомая сила наполняет и окрыляет тебя.
Пещера расположена очень интересно, практически на отвесной скале, путь к ней несколько рискован. Нужно учесть, что там натянута сетка, которая защищает железнодорожное полотно от обвалов меловой породы. Эта сетка и мешает, и помогает одновременно. Спускаясь к пещере испытываю и страх, и трепет одновременно. Пещера небольшая. Сергей нам рассказывает интересную легенду про блаженную Ульяну и ее пещеру. Но мне так кажется, во всех этих легендах зашифрована информация с защитой от «дурака», они гораздо глубже чем кажутся, а вот над первоначальным смыслом этих легенд нужно поразмыслить…
Мы заходим в пещеру с Натальей, Сергей остается  снаружи. Наша цель, почувствовать эту пещеру, почувствовать ее хозяйку- блаженную Ульяну.
В легенде про Ульяну, говорится о любви- да, тут сильные энергии открывающие сердце, наполняющие его любовью.
Возвращаемся на нашу стоянку. Ужин, чай, беседы. Беседы немаловажная часть нашего путешествия- это обмен не только информацией, это процессы на уровне тонких тел, полное понимание, полное совпадение взглядов по определенным вопросам, это беседа трех родных душ. На протяжении всего нашего путешествия, Сергей постоянно нам задает вопросы на предмет того, что мы чувствуем и думаем о происхождении пещер, об их истории. Где правда, где вымысел. При этом рассказывая свои версии, наблюдения, легенды. Сколько же слоев реальности… и все это имеет место быть…
Утром просыпаюсь раньше всех, и чтобы никого не будить, ухожу из лагеря выполнять свои практики.
После завтрака, мы едем в Костамарово. По пути, Сергей нам рассказывает о монастыре, о местности где расположен монастырь, называя ее «русской Палестиной», да действительно местность, где расположен монастырь отличается от близлежащих ландшафтов.
Очень необычное место, в природных меловых образованиях, называемых дивы, созданы пещеры, в которых расположены храмы. Смотришь на эти Дивы-это так необычно, и то что они белые, и необычной формы, но каждую диву венчает купол-творение рук человеческих.
Из пещерных храмов уходить не хочется, но они маленькие, а толпица не хочется, поэтому пока никого нет, синхронизируемься с пространством, как только появляются паломники-уходим. В последней пещера-храме, освященным в честь Серафима Саровского, или пещере покаяния, хочется задержатся подольше. Даем друг другу время, чтобы побыть в святая святых. Я даю время Наталье, задерживая людей. Слышу какой-то шорох, пугаясь, что Наталья могла упасть, кидаюсь на спасение, но напрасно я волновалась, просто Наталья решила присесть и ее хоба зашуршала. Пришлось уходить, так как народ уже подтянулся и ждал своей очереди на заход в келью.
Идем в храм, чтобы помолится у иконы Божьей Матери Костомаровская. Из храма направляемся в церковную лавку, я хочу подать записки. Пока я писала записки, периодически передо мной мелькала Наталья - она решила пошопится. И тут ей представилась прекрасная возможность: различные чаи на травах, целебные настойки, мази, аромомасла. Глаза у Натальи горели, она хотела всем своим любимым купить по подарку, заботясь о их здоровье и благополучии.
Я подаю записочки о упокоение, о здравии и благодарственный молебен. Всегда, где есть такая возможность, заказываю благодарственный молебен, кроме мой молитвы благодарности – «слава Богу за все», еще и в такой форме возношу благодарность за возможность побывать в таких чудесных местах.
Поднимаемся на небольшой холм, называемый здесь «голгофой». На холме стоит часовня, а чуть выше стоит крест. С холма открывается прекрасный вид на село Костомарово, утопающее в зелени, и близлежащие меловые холмы, покрытые только низкорослой травой.
Мы поседели возле креста, каждый углубился в себя, в свой разговор с Богом, или размышления. Но скорее это было состояние безмыслия, когда нет этой бесконечной мыслемешалки, это прекрасное состояние, иногда оно пугает, а иногда в нем хочется пребывать вечно.
Мы начинаем спускаться, а нам навстречу поднимается небольшая группа паломников. И снова нам повезло, снова мы смогли побыть своей маленькой компании в тишине благодатного места.
Перекусив тут же на специально оборудованном месте для паломников, припасами, заботливо приготовленными Сергеем, мы едем дальше, на родник.
Место где расположен карстовый родник, облагорожено, когда-то здесь была мельница. Идем по аллее до родника, раздумываем о том купаться или нет, место открытое и купаться нужно в купальнике, есть где переодеться, но как-то что-то не хочется. Источник красив. Он живой. Хотелось бы здесь побыть подольше. Я обхожу источник со всех сторон. Набираем воду, умываемся. Собравшись уже было уходить, Сергей обращает наше внимание на лежащие вдоль дорожки старые каменные жернова, говоря нам, что эти жернова обладают магической силой, исцеляя заболевания репродуктивной системы. Останавливаемся и усаживаемся на жернова, ощущая их теплоту и мощь. И еще сидя на жерновах, слышим, что по дорожке уже идут люди- это знак «пора уходить». И снова нам дали время побыть уединённо в месте силы, почувствовать его вибрации и мощь.
Возвращаемся в лагерь. Вечера становиться холоднее, и мы сидя за ужином и чаепитием слегка замерзаем. Сергей предлагает пойти нам в машину погреться и посмотреть записанный им видео-рассказ о храме, который Сергей любовно называет «африканычем». А затем показывает нам слайд-шоу фотографий из разных своих экспедиций и поездок.
Согревшись и получив информационный заряд идем спать. Впереди еще много интересного.
На четвёртый день мы отправляемся в Белогорье. По пути Сергей нам рассказывает трогательную историю жизни и духовного подвига Марии Шерстюковой, о том как ею были созданы местные пещеры.
Приехав на место, видим территорию монастыря, на которой вновь построены два храма. Один небольшой, рубленный деревянный храм, в него можно зайти и помолится. Другой еще в процессе постройки - каменный. Но нас интересуют пещеры, поэтому идем прямо к ним. Спускаемся к пещерному храму, вход закрыт. Осматриваемся, перед нами вход в пещеры отделан и облагорожен, за нами- крутой берег Дона. Садимся на скамейки в ожидании, к нам присоединяется семейная пара, затем приходят еще несколько паломников. Приходит служитель монастыря обещая нам, что скоро закончится предыдущая экскурсия и начнется экскурсия для нас. Ждем.
Приходит и наше время, нас пускают внутрь. Вначале мы посещаем небольшую комнату, в которой расположен небольшой музей, в котором хранятся различные артефакты, связанные с историей монастыря. Затем проходим в залы где на стенах висят иконы, а перед ними стоят подсвечники. И уже потом проходим в пещеры. Пещер здесь выкопано почти два с половиной километра, для посещения открыто 950 метров, но мы возможно проходим всего метров триста, и экскурсия заканчивается. Мы возвращаемся в то же место откуда пришли- в залы с иконами и подсвечниками. Поклонившись иконам, я прошу у Сергея время побыть здесь в одиночестве. На что Сергей отвечает, что все ушли и нам тоже нужно уходить. Тогда я прошу разрешения немного побыть здесь у служителей-экскурсоводов, сидящих на входе. И нам разрешают. Мы с Натальей уединяемся в небольшое углубление и там погружаемся в медитацию.
Поднявшись наверх, Сергей, издалека, так как ближе подойти нельзя, показывает нам стометровый колодец, выкопанный монахами. Сергей рассказывает нам о том, как в 2005 году открыл для себя это место, как спускался в пещеры, в колодец, тогда тут еще не велись работы по востановлению монастыря.
Во время перекуса, Сергей спросил нас о впечатлениях от этого места, и в сравнение с предыдущими монастырями и пещерами. На, что я не задумываясь ответила, так как шло: «там (в Дивногорье) –хранители, здесь (Белогорье)- юзатаели.» Сергею понравилось краткость и глубина моего ответа, и тогда мы уже стали рассуждать на эту тему «хранителей» и «юзателей», открывая для себя новые стороны.
Закончив трапезу, едем в еще одно красивое место на крутом берегу Дона. Место поражает своей природной красотой открывающихся меловых выступов и останков. Затем заезжаем в полуразрушенный храм, именуемый в рассказе Сергея «Африканычам». У храма непростая история. Но он, действительно красив и величественен, даже в полуразрушенном состоянии. Мы заходим в храм, сколько труда, сколько любви вложено в строительство храма, но…
Сергей в глубине души надеется, что храм восстановят — дай Бог. А я начинаю рассказывать о том, что восстанавливать исторические объекты очень дорогое удовольствие, так как нужны рабочие имеющие специальную аттестацию на восстановление ОКН. Рассказываю историю конного завода, как люди также мечтают восстановить из разрухи и запустения один из старейших конных заводов России. И тут, я не удерживаюсь, у меня начинают течь слезы. Это мой тригер, мой резонанс. Самой интересно, почему моя психика так реагирует. Наталья предполагает, что у меня просто перебор энергий, но я отвечаю, что я всегда так реагирую, когда говорю с кем либо на тему истории моей малой родины.
Из храма едем, как говорит Сергей, в гости к «Терентечу». Приезжем, на высокий берег Дона. Крутой спуск к пещерам. Спускаемся буквально на пятой точке, поворачиваем направо и тут небольшой лаз ведущий в пещеры. Ползком спускаемся в пещеры, дальше встаем в полный рост. Сергей нагоняет на нас серьёзности момента, разговаривая почти шепотом, обращая наше внимание на различные моменты. Немного становится страшно.
Сергей нам рассказывает про различные свои эксперименты в пещерах. Один из таких экспериментов был в виде четырехдневного темного ретрита с группой единомышленников. Однажды Сергей, с группой ребят, занимающихся у него в клубе, добровольно заточили себя в пещерах и провели в них четверо суток, в полной темноте. Такая себе депривация. Мне интересно, я расспрашиваю о том, как же они отсчитывали время. Сергей говорит, что у них был будильник, заведенный на определенный час, и по звуку будильника они понимали, что прошли сутки. Интересный эксперимент. Мысленно примериваюсь к такому погружению в реальность пещер. Размышляю, а на сколько бы мне было интересно пройти такой опыт. Ловлю себя на мысли, что мне с одной стороны хотелось бы, и интересно, а с другой очень страшно, и жаль тратить четыре дня жизни на то чтобы их провести в темноте, потому как я очень люблю свет.   
Останавливаемся в небольшом зале, интересное место, похожее на комнаты. Решаем проверить акустику. Я начинаю петь, голос идет из диафрагмы, потрясающие ощущения. Наталья уходит в соседнее помещение и там тоже работает голосом.
Идем дальше. В одном месте Сергей предлагает провести эксперимент: мы тушим наши свечи, а он идет по коридору с зажжённой свечой. Нам нужно внимательно наблюдать за ним, до тех пор как он сделает нам знак и уже тогда зажечь наши свечи и идти к нему. Так и поступаем. Очень интересные ощущения.
Дальше ходим по бесконечным коридорам пещер. Наталья идет вперед. В тупиках коридоров живут летучие мыши. У меня на них странная реакция на уровне реликтовой памяти. Умом я понимаю, что она (мышь) меня боится больше чем я ее. И мне нужно просто вести себя обычно, в те моменты, когда мышь оказывается где-то рядом. Тогда она может спокойно от сканировать мое присутствие и облететь меня. Но на уровне тела, когда мое поле начинает соприкасается с ультразвуковым сигналом излучаемым мышью, я вся сжимаюсь, приседаю, закрываю руками голову и издаю крик. Я всячески пытаюсь справится с такой своей реакцией и оставаться спокойной и невозмутимой.
Зайдя в один из таких коридоров, Наталья идет смело вперед, предупреждая меня, что там впереди летучие мыши. Я остаюсь на месте, наблюдая за ней. Она доходит до небольшого окошка, ведущего наружу, но окошко настолько маленькое, что через него нельзя вылезти наружу.
То ли обстановка тайны и страха, нагнанная Сергеем, то ли усталость дня сказывается, но мне тяжело сосредоточивается на ощущениях и хочется побыстрее покинуть эти пещеры, хотя я мужественно следую за своими товарищами.
Все рано или поздно заканчивается. Вот и наше погружение –исследование закончилось. Мы выходим на поверхность, и теперь нужно по очень крутому холму взбираться наверх. Наталье помогает Сергей, я карабкаюсь, опираясь на трекинговую палку. На улице уже темно. Сергей продолжает нам задавать вопросы о пещере, возможно ответы на них он знает, и хочет услышать наше мнение, а возможно ответов может быть великое множество, и тогда где истина…а истина где-то рядом….
Вернувшись в лагерь в двадцать два часа, мы отказываемся от предложения Сергея сварить на ужин суп с рыбными консервами, и просто ужинаем консервами и чаем.
У Натальи есть желание посидеть у костра. В пойме руки кроме как американских кленов, других деревьев нет. Американский клен быстро растет, и их древесина также быстро сгорает, к тому же толстых стволов нет, а есть только тонкие веточки, который сгорают еще в момент, когда их только подносишь к огню, поэтому поддержание тут костра есть особое искусство. Но Сергей совершает подвиг и организует нам костер.
Когда мы возвращались в лагерь, Наталья немного вздремнула в машине, поэтому она легко поддерживает беседу с Сергеем, рассуждая о том, что же за пещеры такие мы посетили сегодняшним вечером. Я очень хочу спать, но мне интересно послушать их беседу. Поэтому сижу и слушаю из последних сил. Беседа затягивается, мои собеседники не столько говорят, сколько молчат обдумывая все услышанное и сказанное, и в эти моменты, я понимаю, что уже засыпаю. Все, пора спать- ухожу в палатку.
Как мне казалось, я долго засыпала, долго спала, и проснулась от желания сходить в туалет. Наталье в палатке не было, и голосов я не слышала…
Выйдя из палатки, обнаружила что Сергей и Наталья желали друг другу спокойной ночи. Сергей, подал мне свой бушлат, чтобы я ночью не замерзла.
Как оказалось, между тем временем, когда я ушла в палатку спать и когда решила пойти в туалет, прошло не более получаса. Вот такие метаморфозы восприятия времени со мной случились в тот вечер.
Утром позавтракав, мы начинаем сбор лагеря. Это занятие требует времени. А у нас сегодня еще и сплав.
Взяв все необходимое для сплава, поднявшись пешком по реке метров на семьсот выше по течению. Сергей накачивает лодку, я ему помогаю. Он дает нам подробный инструктаж и мастер класс по начальным навыкам управления плавсредтсвом. Одеваем спас жилеты и загружаемся в лодку. Я сижу впереди с веслом. Наталья посередине лодки, для наблюдения за окружающей обстановкой, а Сергей на корме, подруливает и руководит процессом.
Течение довольно таки сильное, поэтому особо грести не надо, лишь изредка нужно сделать несколько гребков, чтобы лодку не сносило к берегу. Вода прозрачная, и хочется любоваться подводным миром, наслаждаясь видом водорослей и стаек рыб. Светит солнце, погода отличная, не сплав-мечта. Доплываем до Дона, причаливаем, складываем лодку и возвращаемся в лагерь. Обедаем, и уже окончательно собираем лагерь, выезжаем в еще одну локацию.
По пути заезжаем на родник. Сергей рассказывает нам военный истории. Во время ВОВ тут велись бои. Наталья, что-то добавляет к его историям и у нее выступают слезы- у каждого свои резонансы.
Повернув на дорогу, которая шла вдоль кукурузного поля, встречаем с десяток машин разных  марок. Нас это настораживает. Не хотелось бы, чтобы еще кто-то был в том месте куда мы едем.
Подъехав, находим здесь автомобиль, а вскорости показываются владельцы транспортного средства - мужчина и женщина. Они поднимаются из оврага, где расположены пещеры. Да, они только, что были там, куда мы только собираемся спускаться. Мы рассказываем им о том, что встретили множество машин, ехавших нам навстречу, они говорят нам, что тут было что-то наподобие детской экскурсии, и людей было очень много. Мы вовремя. Они нас еще предупреждают, о том, что в эти же пещеры пошло несколько человек, своим видом внушающих тревогу и опасения, так как  у них были топоры. Намек понят.
Спускаемся по оврагу туда где расположены входы в пещеры. Пещера номер один, приходится заползать почти на четвереньках. Далеко по коридорам мы не пошли. У Сергея чуйка, он слышит, что эти персонажи где-то рядом, и нет смысла с ними встречаться. Поэтому уходим быстро. Идем в пещеру номер два. Тут уже вход почти в полный рост. Быстро находим большие залы, очень похожие на церковный храм с большими колоннами, с вырезанными в меле иконами. Останавливаемся здесь чтобы помедитировать. Но летучая мышь, где-то под потолком, все время что-то кричит, отвлекая нас от сосредоточения на своих ощущениях.
Сергей, перед спуском, дал нам задание: придумать, услышать, почувствовать название этого места. Уже возвращаясь, я спросила духов места «как вас называть», ответ пришел - «мая». И просьба духов подарить им сирень. Я ментально завалила все пещеры ветками сирени- пусть наслаждаются, и им хорошо, и мне приятно.
Возвращаясь обратно, Сергей показал, что на небольшом пригорке установлен крест, и предложил сходить его посмотреть. Я согласилась. А Наталья решила остаться отдохнуть возле дерева.
Поднявшись на гору, видим установленный ничем не примечательный железный крест, сделанный из металлического профиля, он качается на ветру, совсем шаткая конструкция. Вернувшись к тому месту где оставили Наталью, узнаем от нее, что она слышала стуки, доносящиеся из-под земли, видимо компания что-то там копает. Сергей рассказывал, что есть еще искатели, которые надеются откопать тут клады Фрола Разина….кто знает, что за намерения у той компании...
Поднявшись на верх, застаем здесь туже пару, они еще не уехали. Сергей заводит с ними разговор. Каждый что-то хочет выведать у другого, но при этом скрыть свою информацию- разговор не о чем. А мне хочется побыть одной, поэтому ухожу на расстояние и просто впитываю энергию этого места, разговаривая с ним, посылаю ему свою благодарности, за возможность побывать, прикоснуться…
Немного погодя, пара уезжает, а мы решили пополдничать. Уезжать не хочется, даже не пугает то, что же там за компания, какие у нее намерения. Бог нам всем судья... Пора в путь.
По дороге, Сергей расспрашивает, кто какое название дал месту. Наталья дает три варианта «последнее прибежище», «надежда», «приют монаха» Я озвучиваю свой вариант - «мая». У моих слушателей ступор. При чем тут «мая». Пытаюсь объяснить, как я понимаю это название. Мая-это иллюзия. А может место наибольшую активность имеет в мае, разворачиваясь в пространстве и ориентируясь на космические объекты. Но сколько слоев реальности оно может хранить- это еще большой вопрос. Сергей, все пещеры связывает со временами раннего христианства. Что пещера была местом уединения, молитвы и спасения для ранних христиан... Есть еще версия о казематах и узниках этих пещер...Но вопрос: а не позаимствовали ли христиане эти пещеры у язычников, а те у тех, кто был до них? А может, их копали совсем другие цивилизации, еще в очень древние времена, и цели у них были совершенно другие… а вот какие? Тут просто полет фантазии...
В 17.30 нас благополучно доставили на жд вокзал города Лиски. Но на этом наши приключения не закончились.
Сидим мы с Натальей на вокзале, до поезда еще почти шесть часов. В зале ожидание совсем немного народа. Делимся впечатлениями, в этот момент к нам подходит женщина и начинает расспрашивать о том какой поезд мы ждем- отвечаем. Женщина, видя нашу приветливость, продолжает беседу как со старыми добрыми подружками. Мы переглядываемся, женщина ловит наш взгляд и понимает, что слегка переборщила с нашим добрым расположением.
Через какое-то время, история повторяется: в зал ожидания буквально врывается молодая женщина и направляется прямиком к нам, садится и начинает свое повествование о том, как она в течении трех дней не может уехать в славный город Санкт-Петербург. Мы снова переглядываемся, ибо не знаем, как реагировать. Женщина осознает всю нелепость ситуации и уходит. Оно  и понятно, где внимание-там и энергия. Эти дамы, почувствовали где много и вкусно, а как это взять, только привлечь к себе внимание.
Снова мы остаемся одни, продолжая беседу. Но наше счастье было недолгим. В пьесе появляется третий персонаж- женщина, любительница слушать громкую музыку без наушников!!!!!! Музыкальные вкусы могут быть разными, настроение может быть разным. И то что нравится вам, не обязательно должно нравится окружающим. Хотите слушать музыку- наденьте наушники!!!!! Что же делать? Наталья командует- доставай телефон включай музыку, я повинуюсь. Включаю мантру «Шиво Хам». А потом мы идем в разнос и включаем «Сектор Газа» «туман», «мне сегодня 30 лет», «Ляприконсы» «хали-гали». Женщина периодически вскакивает и уходит из зала, в это время мы выключаем музыку, в надежде, что наши воспитательные меры сработали. Но она снова возвращается, и у не на телефоне по-прежнему играет музыка, приходится снова включать телефон. В момент прослушивания «хали-гали», в «телеге» получаем сообщение от Сергея, о том, что он благополучно добрался до дома, и вопросом «как у нас дела?». Наталья пишет ответ- «у нас все хорошо, мы немного хулиганим» и записываем аудиосообщение с частью звучащего трека «хали-гали», ровно то место где поется «мы с тобой всю ночь летали» - вот так смешно у нас получилось-хулиганить так хулиганить. На сладенькое мы включили «мещеру». Когда заиграла «мещера», с женщиной начал творится треш, она вскакивала, ходила быстрыми шагами по залу, садилась, выходила из зала, возвращалась, все происходило очень быстро. Хорошо, что подошёл ее поезд, и она уехала. А то неизвестно чем бы все закончилось… Наконец-то можно посидеть в тишине.
Потом уже, стоя на платформе в ожидании поезда, Наталья мне признается, что одна она бы так никогда не сделала, я также подтверждаю ей это, что не осмелилась бы так, максиму на что я способна- просто уйти из этого помещения. А вместе у нас получилось отстоять свои границы методами противника. Лечи подобное- подобным, главный принцип гомеопатии.
В Лисках очень интересно устроена пассажирская логистика: только за десять минут до прибытия поезда можно узнать на какой путь он прибывает, и какова нумерация вагонов. Мы несколько раз обходим платформы разглядывая табло с надеждой что там появится нужный нам поезд.
Поезд подходит, он стоит всего четыре минуты. Мы не угадали с нумерацией вагонов и приходится бежать. Пытаемся войти в ближайший вагон, но проводница говорит, что успеем добежать до нашего. Я подбегаю первая, Наталья чуть отстает. Проводница веселая такая дама, спрашивает «кто Наталья?», я показываю на отстающую спутницу. Формальности и Наташа стоит уже в вагоне, я машу ей и прошу написать, как доедет, проводница обещает, что мне напишут все…
Через полчаса я уже сижу в своем поезде. Путешествие окончено…но сколько впечатлений было получено за эти пять дней. Сколько осознания и трансформаций, что хватит как минимум на полгода распаковки. Благодарю всех причастных к этому путешествию. Пусть все будет, пусть все сложится.


Рецензии