de omnibus dubitandum 32. 497

ЧАСТЬ ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ (1665-1667)

    ГЛАВА 32.497. НА МИХЕЯ ТИХОВЕЯ…

    Было у нее занятие свое: пестовать Ванюшу.

    Занятный вышел сынок. Он уже топал ножонками по всему дворцу. Чуть недоглядишь, заговоришься, а его уже и нет.

    — Ванюша, Ванюшенька, где ты?!

    Молчание.

    — Ишь, пострел, — бормочет дежурная мамка. И кидается в погоню.

    А он прячется где-то и не откликается. Много закоулков во дворце, бегает мамка, кабы чего не случилось с царевичем, любимцем государя. Не ушибся бы, не упал.

    А царица Наталья улыбается. Знает Ванюшины повадки. Он где-то здесь, близко. Любит прятки. Ножонки у него крепкие, и он на них твердо стоит. А упадет, ушибется — не плачет, не хнычет. Отряхнется и дальше семенит.

    И все ему интересно, все надо пощупать, потрогать, а порой попробовать на зуб. Зубки-то режутся, зудят, чешутся. Все покои обегала мамка, пока нашла.
Ведет за ручку. А Ванюша норовит вырваться. Но у мамки хватка твердая. Кабы государыня-царица не прогневалась.

    Осень пришла, принесла благорастворение воздухов. Вздохнул бедный люд, расправил грудь. Сеять не сеять, а весна да лето и ленивого прокормят. Листва осыпалась, украсила землю цветным ковром, сначала ярким а потом он побурел, съежился да и вовсе пропал, будто вовсе и не бывало. Зато трава напоследок пошла в рост, и зеленые холсты проклюнулись в зимнее безобразие. Все пошло на пользу землице: конское, коровье, овечье да человечье. Все умножило ее силу.

    Завершение Успенского поста и начало осеннего мясоеда. Христиане старались так распланировать свое время, чтобы до Михея завершить все работы в поле и на огороде.

    В семьях считалось, если есть не замужняя девушка, ее должны посватать до Михея дня, так как позже уже нельзя.

    По ветру, который будет на Михея день можно узнать, что будет в будущем:
тихая погода без ветра, говорит о том, что осень ожидается теплой, и хорошая погода сохранится до середины сентября;
быстрый и сильный холодный ветер — скоро пойдут дожди и погода испортится. Ненастной также будет и вся осень.

    Люди считали, что именно с 27 августа начинается листопад и первые ночные заморозки.

    Если в этот день полетят на Юг журавли, то зима будет холодной и ранней, если же журавлей в небе нет, то и морозы ударят поздно.

    О приближении ненастной погоды говорили листья тополя - появилась роса, а утренний туман поднимается вверх столбами — стоит ждать скорых дождей.
   
    На Михея Тиховея царевичу Ванюше исполнился год. Царевич был крепенький, неугомонный. Год всего, а глядит на все три, а то и пять. Кафтанчик на нем золотым позументом обшит, сабля деревянная в деревянных ножнах тож золотом отделана, лошадка на колесиках кожею обшита ровно настоящая. Размахивает дитя сабелькой, да осмысленно как-то. «Воитель будет знатный, победитель супостатов», — предрекал Симеон Полоцкий.

    Подарков нанесли — гору, всяк стремился угодить царю и царице. Мальчонка радовался всему, хватался за все, норовил тащить в рот. Благо много его из сахара отлито: орел двуглавый, башня кремлевская, пушечки потешные.

    Стали отнимать — ножонками топает, вцепился, не дает. Царица-мать и хмурится и радуется: экий сыночек — равный да резвый.

    Идут и идут поздравители. С осторожностью да со смыслом допускают их лицезреть Ванюшу.


Рецензии