О Ное Праведном. Легенда. Реконстр

---
     Заставил Господь как-то, в начале ещё времён, слипова ды бизрукыва караулить сад. Мол, бизрукый яблыка ни дастанить, слипой ни найдить.
     Паспели яблыки, пашли духи сладкия от них. Говорит тогда слипой бизрукаму:
--- «Малый, как жа нам яблыка пакушить?»
     Тот ему и говорит:
— «Садись слипой вирхом на мине, а я пыдвизу тибя к яблынки».
     Так оне и сделали Слипой нарвал пазуху яблык. Бизрукый узрил тут Бога, драгнул ат яблынки бежать. Слипой та с плеч атарвалси, ударилси аб земь, ды-й абмер.
     Господь приходить, спрашиват:
--- «Бизрукый, иде слипой?»
     Тот овечает:
— «Обмырык яво ашиб».
     Господь приходить к слипому:
--- «Слипой, с чаво ж ты абмер? Абманываишь ты мине, слипой! Ни омырык тибе ушиб, ты с пличей убилси с бизрукыва!»
      Возмолилси тогда слипой и просил Господа:
— «Абманул я тибе, Госпыди! Прасти мине».
     Прастил Господь слипова, ды-й пашол. В другой раз сбрались караульщики, слипой да бизрукий, на варатах стаять. Тут идёт дьявыл и говорит:
--- «Здрастуйти, рибята! Што ж вы яблык ни йдитя?»
     Те отвечают:
— «Как жа нам их есть? У мине рук нету, у ниво глаз нету. Я ни дастану! А тот ни найдёт!».
     Дьявол им говорит:
— «Плохи ж вы, рибята, кады в саду яблык ни йидитя».
     Они ему:
--- «Мы ни ухитримся, как их есть!»
     Дьявол их учит:
— «Эка, как? Бизрукый пади ударьси аб яблыню, а слипой падбери!».
     Яблынки были насажи-ны друг ат друга на сажню. Вот бизрукый как ударилси аб яблыню, так увесь тот сад абтрес. Слипой лёг на пуза, прикатал усю траву, всё яблыки искал.
     Приходит Гасподь, спрашивает:
--- «Караульщики, хто ж у вас сад абтрес?».
     Те отвечают:
— Ветир поднялси, увесь сад абтрес!».
     Господь смотрит и снова спрашивает:
— «Ат чаво жа яблыни пазавяли?».
     Те говорят:
— «Ат яснава сонца!».
     Господь донимает их снова:
— «Ат чаво жа нижний бака папрели?».
     Те дальше сочиняют:
— «Ат сильныва дожжа!».
     Господь говорит:
— «А хто жа у вас в саду траву примял?»
     Слипой гаварить:
--- «У мине живот балел, всё и каталей!»
     Говорит им Господь:
— «Ох и врёшь ты, слипой! Всё абманываишь мине!».
     Сабрал Господь караулыцикав, узял огнинныи прутьи, выбил их огнинными прутьими и говорил:
--- «Выдитя, праклятыи калеки, вон из маиво саду, пабирайтиси по миру ат ныни давеку!»
     Потом Господь сказал:
---«Дай жа я сделаю Ноя Правидныва, штоб у маём у свети была правда».
     Приставил Он сабаку голую караулить Ноя Правиднываговорил ей:
---«Сматри ж ты, сабака, никаво ни пущай сматреть маиво Ноя Правидныва!»
     Приходить тут как-то дьявыл к сабаки и говорит:
--- «Пусти мине, сабака, Ноя Правидныва пыематреть!»
     Она ему отвецает:
— «Мне Господь ни вилел никаво пущать».
     Он ей на то говорит:
— «Хатя ты ни пущаищь мине Ноя Правидныва пыематреть, а я тибе дам шубу и на руки и на ныги: придёт зима, придуть марозы, тогда ни надыть тибе избы».
     Дал дьявыл сабаки шубу; сабака пустила дьявыла пыематреть Ноя Правидныва. Дьявыл ахаркыл, апливал Ноя Правидныва; стал Ной синий, зилёный, дурной. Странно на Ноя глидеть стало!
     Пришед патом Господь и говорит:
--- «Што ж ты, сабака, да Ноя дьявыла дапустила? Што ж я тибе гаварил!»
     Отвечает собака:
— «А што ж ты мине без шубы приставил?»
     Отвечал Господь, осерчавшись:
— «Штоб ты собака цирковны-ва звону ни слыхала, у Божий храм ни хадила!»
     Взял Господь, апасли той сабаки, Ноя вывырызал все аплевыныя, ахоркыныя в сиредку. Из Ноевыва рибра сделал Господь жину Евгу. И говорил таковы слова:
---«Ну, Ной с Евгаю Правидный! Усе плады ештя; аднаво плада ни трогайтя, вот с той-та яблынки».
     Евга гуляла по саду и как-то гаварить:
--- «Ной Правидный! Ат чаво ж эта так Бог гаварить: усе плады ештя, а с аднаво ни трогайтя? Давай пакушаим!»
     Съели оне па яблычку, па разу укусили, друг друга зыстыдились: Евга сошла пыд лапух, а Ной упряталси пыд другой, друг ат друга схаранилиси. Приходить Господь и говорит:
--- «Ной Правидный! Игде ты?»
     Тот отвечает:
— «Я вотын!»
     Господь ему:
— «Иди ка мне!»
     Ной ему:
— «Я наг! Госпыди! Сатвари нам адежу».
     Вышли ани к ниму; выбил их Господь огнинными прутьими, выгнал из саду вон! Выслымши из саду Ноя Правидныва, умилилси Господь. Тогда подумал Он и гаварить:
---«Ной Правидный, у нас будить чириз три года патопа; штобы ты в три года кавшег и выстраил. Ной Правидный! Кавшег строй, да жине ни сказывай, што строишь!»
     Пашол Ной Правидный у рощу строить кавшег; строить год, строить два уже. Тут Дьявыл приходить и гаварить:
--- «Ной Правидный, што делаишь?»
     Ной яму отвецает:
— «Разве ты слипой? Ты видишь, што я делаю!»
     Диявал яму:
— «Я вижу, што ты строишь, ды ни знаю што!»
     Ной ему говорит:
— «И ни веляна тибе знать!»
     Дьявыл на те слова ударилси из рощи и шед к Ноивый жине, к Евги, и гаварить ей:
--- «Евга, успраси ты у мужа, што он делаить?»
     Она, Евга-то и пошла к Ною, а Ной Правидный жине атказываить и гаварит:
--- «Я так па рощи хажу, на древья сматрю, сам сибе забавляю!»
     Евга приходит обратно и сказывает Диавалу:
— «Ен ни па рощи гуляить, ен штойта рубить, а што, я ни знаю».
     Тогда Диавал ей и гаварить:
— «Сделай жа ты Евга квасу иакого, наклади хмелю!»
     А Ной сам сибе усхвалил и гаварил:
--- «Слава тибе, Госпыди! Састроил сибе судно за палгода патопы».
     Приходить Ной дамомой, стал кушать. Ел он и гаварить:
--- «Евга, нет ли чаво, пакушамши, напитца?»
     Дала она ему хмельного квасу, Ной капилси квасу, лёг атдыхать. А Евга опять его дапытываеть:
--- «Ной Правидный! Два года ходишь, да мне правды ни скажишь, штой-та такоя ты рабатаишь?»
     Но Евге отвечает:
— «Экая ты! Вот асталась палгода да первыва мая; у май месицы, у первым числе, будить патопа!»
     Атдахнумши после того квасу, приходить Ной к кавшегу и видит, что увесь кавшег дьявыл разметал. Он тогда и говорит:
     «Экая, пригряшил я Госпади дли тибе!»
     После того Ной Праведный шесть месицыв ен йиво сыбирал, ни пимши, ни емши, и дамой ни хадил. Приходить жа Господь, пасматрел на Карапь и говорит:
--- «Ной Правидный, сабирай жа всяких звирьев у кавшег па паре, и дичи, пладов всяких».
     Собрал жа Ной по слову Господнему зверев всяких, и ужов, и пладов всяких.   После того Господь ему и говорит:
--- «Будить патопа, затопить и леса, и луга, и балота, и дама! Будить патопа на двинадцать сутык».
     Ной забрал всё, и посадил на Корпь. А Дьявыл пришёл и гаварить:
--- «Евга, как жа мне с табою у кавшег залесть?»
     Она ему, Диавалу и отвечает:
— «Я ни знаю!»
     Тогда Диавал ей и учит:
— «Ты Евга разуй леваю ногу да глянь скрозь ноги на мине; а патыль ты ни лезь у кавшег, пакыль страшная патопа ни настанить, пакыль вада ни разальетси увизде; Ной на тебе закричить, што лезь ка мне, акаянная, а то утопнишь! Как ен тибе акаяннай назавет, так и я с табой улезу. А датыль не лазий».
     Евга глянула скрозь ноги, патоп уже пошёл, Ной-закричал:
--- «Лезь жа ты ка мне! Лезь жа скарея, акаянная!»
     Как сказал Ной акаянная, дьявыл как сиганеть у кавшег и паплыл. Скинулся он мышью и кавшег пратачил. Тогда был там уж, он узял эту дыру галавой и заткнул, игде мышь пратачила.
     Плавыли ани адинатцать сутык па вазморью, па этай пы патопи. И вот паслал Ной Правидный ворана и гаварит яму:
--- «Палити жа ты, чорнай воран, узнай есть ли ваде панижения, али нет?»
     Воран литал, литал, нашол падала и стал кливать на острави. Наклевался этай падали и прилетел. Спрашивает его Ной:
--- «Идее ж ты был, воран?»
     Тот отвечае:
--- «Я,— говарить воран,— аташол да падала кливал!»
     Ной яго опрашивает:
— «Как жа ты ни паслушил? Мы тибе пасылали пысматреть вады; ведь всякая душа да хвалить Господа! Будь жа ты, воран, как пень гарелый; будь жа у тибе дети гадавыи: как дитей даждешьси, так и сам акалей!
     С сих пор как воран даждетца дитей, выходить, выкормить, сам акалеить; ведь ани все калеють! Патом Ной говорит голубу:
--- «Литии ж ты, голубь; пысма-три ж ты патопы: спадаить ли, прибавлять ли?»
     Литал, литал голубь; видит, как патопа сбавила на три аршина; и нашол ен такоя места сухоя, игде можна кавшегу вылести на край. Прилете голуб, обсказал усе Ною, поплыли в тую старану и приплыли х пристыни. Тут приходить Господь и спрашивае:
--- «Што вы живы ли усе?»
     Отвечает Ной:
— «Слава ти, Госпыди! Усе живы!»
     Гаварить Гасподь:
— «Выходитя ж вон!»
     Тут усе вышли. А напаследак и дьявыл сиг с Ковчега да на берег! Тогда он гаварить:
--- «Вот, Госпыди, хотел мине утапить; веть я вот ан! Я тибе за то бальшой враг!»
     Гаварить яму на то Гасподь:
— «Кали ж ты мне бальшой враг, вазьми ж ты мине за руку».
     Вазьметь дьявол Госпыда папирех руки, да ни поймаить, и руку апустить. Тогда гаварить яму Гасподь:
--- «Дай жа я тибе вазьму за руку!»
     Как вазьмёть Гасподь дьявыла за руку, тот вскракал от боли:
--- «Ой, ой, ой! Я буду тибе хоть меньшой брат!».
Всё, вишь ты, диявол-то у братья лезить ко всем и к Господу тоже ж. Говорит яму Господь потом:
--- «Лезь жа ты, меньшой брат, у моря, дастань зимли горсть: даваий зимлю засивать».
     А ани тогда прибились х кургану, а кругом все моря стояла. Полез дьявыл в моря, схватил зимли горсть, да ни вытащил, всие размыла! Раз слез, другой, третий слез. У читвертай полез. Говорит яму Гасподь:
--- «Послушай, брат, ты скажи: "Госпыди Иисус Христос!»
     Сказал дьявыл:
--- «Госпыди Иисус Христос!».
     Потом Диявал нырнул в моря и вытащил у пятый раз зимли у горсти с макавых два зирна. Говорит на то яму Гасподь:
--- «Лезь жа, брат мой мяньшой, ищо, этай зимли мала!»
     Гаварить тогда сам сибе дьявыл:
— «Пастой жа, а я запхаю сибе за щику зимли, посмотрим, што Господь будить делать, я сибе тожа сделаю».
     Взял Господь перехрястилси, кинул зимлю на три стораны: сделались па взморью луга, леса, рощи. Всё сделалося ровна! Тагда Дьявал и спрашивает у Господу:
--- «Госпыди, а што ж за маи труды, какоя будить угожение мине?»
     Отвечает яму Господь:
— «Пасажали мы белый свет; может, тибе будуть хвалити, мине поминати; я и тем буду даволин. А ты Ной, живи на зимли, радися, пладися!»
     Тогда Диявал опять Господа пытает:
— «Госпыди, скора ж ат мине ат аднаво белый свет нарадитца?»
     Господь ему гаварить:
--- «Ты, брат мой меньшой, мужика сваляй из глины, а господ сделай из пшенишныва из теста».
     А там барзой кабель стаял сзади, услышал он, схватил пшенишный ком да бижать. Ат Варонижа да нашива сила все аднадворцев наплодил. Прибежал и гаварить:
--- «Госпыди, я насилил народу ат Варонижа ды Куракина на двести на восемдесят вёрст.
     Потом люди Вронешские испросили у Господа:
--- «Госпыди, у чом жа нам жить будить? Народу Ной распладил многа!»
     Господь дал им на то тапоры, срубил им избы и сказал:
--- «Живитя, вот вам избы!»
     Они тогда снова Яго просят:
— «Госпыди, на чом жа нам работать?»
     Дал Господь лошадь им. Они Яго снова спрашивають:
--- «Да чем жа йие абратать?»
     Господь свизал обрыть, свизал хамут. А оне не знають што с етим делать. Сыбралось много множество чилавек народу абгарнуть лошадь, ды загнать в хамут, а там обрыть вздернуть на ей. Стали впириди, растапырили хамут да обрыть лошадь-то!
     Господь сматрел это, потом паймал лошадь, запрег и говорить:
--- «Вот вам, изба, лошадь, упряж; живитя да мине хвалитя!»
     Вот мы таперича живём да и хвалим йиво:
--- «Слава тибе, Госпыди! Што усе паказал».


Рецензии