Бизон. Дело манекенщицы. 8-я серия
«Не просто правящий, но и эксплуататорский класс», — так определял номенклатуру социолог Михаил Восленский, который сам долгое время был частью советской номенклатурной системы и знал, как она устроена.
Труд всей жизни Восленского — исследование «Номенклатура». В нём он тщательно анализирует зарождение и развитие этого «класса» в СССР, подробно останавливаясь на иерархии власти в ЦК и Политбюро и провластной идеологии, которая сделала это возможным.
Опыт истории показывает, что господство каждого класса всегда было властью незначительного меньшинства над огромным большинством. Обеспечение устойчивости такой системы требует многообразных тщательно продуманных мер. Тут - прямое насилие над недовольными и угроза его применения в отношении потенциальных противников, экономическое давление и поощрение, идеологическое одурманивание и не в последнюю очередь - маскировка подлинных отношений в обществе.
Власть класса феодалов маскировалась как освящённая религией власть короля и тех, кому он её делегировал. Господствующий класс стремился скрыть факт своего господства.
Восленский утверждает, что «новый класс» идёт в своей маскировке ещё дальше: он скрывает само своё существование. В области теории выдвигается с этой целью сталинская схема структуры советского общества; в области практики класс «управляющих» употребляет всё своё искусство мимикрии, чтобы представить себя частью нормального - хотя при реальном социализме всегда патологически раздутого - государственного аппарата, армии обычных служащих, которые есть во всех странах мира.
Александр Зиновьев дал очень скурпулезную социологическую оценку советского общества, указывая на его сложность, и наличие огромного аппарата управления и власти. Однако, этот аппарат сам по себе ещё не есть бюрократический аппарат. Людей и организации, входящие в него, Зиновьев разделяет на две группы. К первой группе относятся те из них, которые имеют дело непосредственно с людьми, ко второй - которые имеют дело непосредственно не с людьми, а с бумагами (с законами, постановлениями, инструкциями, справками и т.п.). Директор завода или института, начальник цеха, командир дивизии, секретарь райкома партии и т.п. бюрократами не являются, хотя они - чиновники аппарата власти и управления. (Зиновьев А.А. О бюрократизме в советском обществе // Квинтэссенция: Философский альманах).
Бюрократия непосредственно осуществляет функцию принудительного подчинения отдельных граждан общегосударственным интересам, а "элита" придает этому принуждению легитимный характер, то есть добивается добровольного подчинения населения распоряжениям администрации. Данные административные распоряжения всегда направлены на реализацию политического курса, разработанного "элитой" в соответствие со своими интересами.
Свидетельство о публикации №223101901744