Сражение за конвой НХ-112

Недавно я опубликовал заметку о том, как немецкая «волчья стая» подводных лодок отправила на дно Атлантики большую часть судов из конвоя SC-7, следовавшего с грузом из Северной Америки в Англию. И одними их тех, кто порезвился, были знаменитые командиры субмарин U-99 и  U-100 Отто Кречмер и Йоахим Шепке. Правда, этот разгром немцы учинили в первые месяцы войны, когда еще не была отработана система конвоев, да и количество кораблей охранения было небольшим, и противостоять атакующим с разных сторон немецким подлодкам они не могли. Но время шло, британцы сделали выводы из неудач первых месяцев  войны, к тому же им на помощь пришел американский военно-морской флот. И хотя основные силы американцев были сосредоточены на Тихом океане в противостоянии с японцами, но некоторое количество кораблей досталось и для охраны трансатлантических конвоев.

17 марта 1941 года немецкий подводный флот получает первый по-настоящему болезненный удар. При атаке на конвой НХ-112 с разницей менее чем в час были потоплены подводные лодки двух лучших асов: U-100 Йоахима Шепке и U-99 подводника №1 Третьего Рейха Отто Кречмера. О том как это было, читайте ниже.

На заставке: Иоахим Шепке и Отто Кречмер

1 марта 1941 года НХ-112 покинул канадский порт Галифакс и взял курс на Ливерпуль. На 41 транспортный корабль приходилось 6 кораблей охранения 5-й эскортной группы в составе эскадренных миноносцев "Уокер", "Вэнок", "Волантир", "Сардониц" и "Симитар", а также корветов "Блюбел" и "Хайдрейнджиа". Командовал группой командир "Уокера" Дональд Макинтайр, впоследствии, по итогам войны, один из лучших противолодочников британского флота.

В ночь с 15 на 16 марта конвой был обнаружен подводной лодкой U-110 под командованием печально известного Фрица-Юлиуса Лемпа, потопившего в самом начале войны пассажирский лайнер "Атения". Вопреки правилам, по которым следовало сначала навести на караван другие лодки, а потом атаковать совместно, Лемп атаковал спустя 8 минут после отправки радиограммы о контакте с противником. Выпустив две торпеды, он добился попадания в танкер "Эродона", который, впрочем, не затонул. Весь следующий день Лемп поддерживал контакт, наводя другие лодки. Первой подошла U-74. В момент встречи визуальный контакт был потерян. Лемп, воспользовавшись мегафоном, сообщил на U-74 данные о предполагаемом курсе конвоя. Лодки пустились в погоню, но вскоре выяснилось, что они выбрали ложное направление. Тем временем на НХ-112 вышла U-37, и она же навела на цель U-100 Шепке и U-99 Кречмера.

Незадолго до наступления сумерек эсминец "Симитар" обнаружил U-100 слева по носу от конвоя. "Уокер" командира эскорта, "Вэнок" и "Симитар" бросились на перехват и загнали лодку под воду. Поиск продолжался до темноты. Тем временем конвой изменил курс, оставив противника за кормой. Оставив "Вэнок" и "Симитар" удерживать немца под водой, Макинтайр на "Уокере" поспешил назад к конвою и около 22 часов занял свое место в охранении. Шестью минутами позже на противоположной стороне конвоя показалась яркая вспышка, а затем раздался сильный взрыв. В атаку пошел Кречмер. Атаковали немецкие подводники в своем излюбленном стиле: ночью, в надводном положении.

U-99 пробралась в самый центр конвоя и, уютно устроившись между колонн транспортов, начала их методичное уничтожение. В последние два часа 16 марта U-99 торпедировала шесть судов, потратив 8 торпед: норвежские танкеры "Ферм" (6593 брт) и "Бедуин" (8136 брт), английский танкер "Франш Комт" (9314 брт), а также английское, канадское и шведское торговые суда "Венетиа" (5728 брт), "Дж. Б. Уайт" (7375 брт) и "Корсхамн" (6673 брт). Из них затонули только пять, а "Франш Комт" был лишь повреждён и остался на плаву. Все это время корабли сопровождения носились вокруг конвоя, выискивая атакующую подлодку.

В то же время U-37 и догнавшей конвой U-100 никак не удавалось выйти на позиции, удобные для атаки. Море освещалось горевшими танкерами и осветительными снарядами. Корабли охранения, постоянно меняя курс, сбрасывали в море глубинные бомбы. Тем не менее, немецкие лодки продолжали преследовать английский конвой. Риск привёл к тяжёлым последствиям.

В ночь 00:50 "Уокер", заметил на носовом курсовом угле подводную лодку U-37 и пошёл на таран. Лодка успела погрузиться, однако английский эсминец тут же установил с лодкой гидролокационный контакт и сбросил на неё десять глубинных бомб с установленной глубиной взрыва 75 метров. U-37 получила тяжёлое повреждение, и всё же ей удалось выйти из боя. Дональд Макинтайр был уверен, что потопил противника, но для подтверждения требовались доказательства, и "Уокер" начал обследовать район в поисках обломков. Но вместо этого британцы наткнулись на U-100, упорно пытавшуюся прорваться к конвою. Загнав врага под воду, Макинтайр вызвал на помощь эсминец "Вэнок". Преследование длилось полтора часа. Было сброшено несколько серии глубинных бомб с подрывом на 45, 75 и 150 метрах. Обнаружив прямо по курсу огни спасательных шлюпок, англичане прервали преследование и начали спасать людей. Закончив спасательные работы, эсминцы продолжили поиск. Внезапно "Вэнок" дал полный ход и в 03:18 протаранил всплывшую из-за тяжелых повреждений U-100. Это был первый случай в истории, когда подводную лодку удалось обнаружить и потопить с помощью радара! Из воды удалось поднять шестерых подводников. Командир лодки, Йоахим Шепке, погиб. На момент гибели на его счету было 36 потопленных судов общим водоизмещением 153677 брт.

Пока "Вэнок" подбирал людей с потопленной лодки, "Уокер" прикрывал его, циркулируя вокруг. В этот момент эсминец был замечен с проходившей мимо U-99. Лодка Кречмера к этому моменту уже расстреляла все торпеды и шла на базу. Заметив эсминцы, вахтенный офицер скомандовал "срочное погружение". Лучше бы он этого не делал! Сигнальщики "Уокера" немцев прозевали, зато оператор "Асдика" был начеку. Серия из 6 глубинных бомб взорвалась прямо над U-99. Лодка провалилась на 185 метров и начала заполняться водой. Кречмеру ничего другого не оставалось, как приказать продуть главный балласт. Поднявшись на поверхность, немцы обнаружили, что их субмарина потеряла ход. В этих условиях командир приказал затопить лодку и спасаться.

"Уокер" подберет трёх офицеров, включая командира, двух фенрихов и 35 матросов и старшин. Три члена экипажа погибли, включая главного механика, стремившегося ускорить затопление U-99 и поэтому не успевшего выбраться. По иронии судьбы, спасшихся подводников разместили рядом со спасенными ранее моряками парохода "Уайт", которого они потопили несколько часов назад.

На момент пленения на счету Кречмера было 40 потопленных судов на 208954 брт, три вспомогательных крейсера общим тоннажем 46440 брт, один потопленный эсминец, три судна на 18000 брт. получивших неисправимые повреждения, и пять поврежденных судов на 37965 брт. Лучший подводный ас Германии проведет остаток войны в канадском лагере для военнопленных. По окончанию войны он служил на флоте ФРГ, дослужившись до адмиральских чинов. Умер знаменитый подводник в 1998 году в возрасте 86 лет.


Рецензии