Синтетическая картина Мира. Тезисы. Бердяев

Николай Иванович Бердяев (1874 – 1948)
    
    
   В тайне творчества открывается бесконечная природа самого человека и осуществляется его высшее назначение. Творец дает человеку – своему образу и подобию – свободную творческую мощь. Творчество человека подобно творчеству Бога, не равно и не тождественно, но подобно.
   
    Творчество есть дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нем образа Творца.
   
    Идея Творца о человеке головокружительно высока и прекрасна. Творческая свобода заложена в человеке как печать его богоподобия, как знак образа Творца.
   
    Творящий чувствует себя не от «мира сего». В творческом акте человек  переходит в мир иной.
   
   Я верю глубоко, что гениальность Пушкина, перед людьми как бы губившая его душу, перед Богом равна святости Серафима. Гениальность есть иной религиозный путь, равноценный пути святости. Творчество гения есть не «мирское», а «духовное» делание. Благословенно то, что жил у нас святой Серафим и гений Пушкин, а не два святых. Для божественных целей мира гениальность Пушкина так же нужна, как и святость Серафима.
      Религиозным преступлением перед Богом и миром было бы, если бы Пушкин, в потугах стать святым, не писал бы стихов. Идея призвания по существу своему идея религиозная, а не «мирская», и исполнение призвания есть религиозный долг.
   
   Тот, кто не исполняет своего призвания, кто зарывает в землю дары, совершает тяжкий грех перед Богом. К пути гениальности человек бывает так же избран и предназначен, как и к пути святости. Есть обреченность гениальности, как и обреченность святости. Пушкин был обреченным гением-творцом.
    
   Гениальность – святость дерзновения, а не святость послушания. Богу не угодна благочестивая покорность. Гений обладает человеком как демон. Гениальность есть «мир иной» в человеке, нездешняя природа человека. Гениальность есть раскрытие творческой природы человека, его творческого назначения.
   
   Творчество, раскрывающееся в гениальности, обрекает на гибель в этом мире.
   Обреченный гениальности не в силах сохранить себя в этом мире, не обладает силой приспособления к требованиям этого мира. Поэтому гениальная жизнь есть жертвенный подвиг. Гениальная жизнь знает минуты экстатического блаженства, но не знает покоя и счастья, всегда находится в трагическом разладе с окружающим миром. Известно, как печальна судьба гениев.


Рецензии