Сказание об Александре Невском. Глава 13

 Сказание об Александре Невском. Глава 13. Продолжение рассказа схимонаха Алексия

Средневековая Русь. 1263 год. Первая седьмица ноября


Отца Алексия он увидел лишь на следующий день в трапезной…
Видя, что Мирослав уже обходится без посторонней помощи, отец Севостьян взял себе в помощь Ивашку, чтобы отнести пищи двум монахам-схимникам, живущим в скитах в лесу. И хотя пищу схимникам носили раз в седьмицу в назначенное время, дело это занимало порой по полдня, поскольку скиты находились далеко и от монастыря, и друг от друга.
Мирослав, впервые за последние дни оставленный в одиночестве, чувствовал себя непривычно. Поскольку он болел, от него не требовали присутствия на общей утренней молитве. Да и в трапезную ему было позволено заходить в любое время.
Зашёл Мирослав туда, когда иноки уже заканчивали приём пищи. Он взял себе кусок каравая со стола раздачи пищи, налил мёда и осмотрелся. И только тут увидел отца Алексия. Сидел он не на привычном для себя месте, недалеко от двери, а в глубине трапезной. И хотя пытался схимонах держаться так же прямо, как прежде, казалось, что его ещё больше снедает недуг. Пищу он прожёвывал намного медленнее, чем раньше, и видно было, что ест он её совсем без аппетита, а лишь для того, чтобы поддерживать силы в теле. Чаша перед ним стояла пустая.
Мирослав подошёл к нему и поклонился.
– Добрый день, отец Алексий.
– Здравствуй, Мирослав… – хотя, глаза схимонаха и были совсем уставшие, но при виде отрока появились там привычные доброта и тепло. – Как чувствуешь себя?
– Лучше, отец Алексий… Заживает уже и голова, и спина… Хоть и болит, и чешется всё время, – ответил Мирослав со вздохом.
– Самые немощные мы сейчас с тобой во всей обители… Стар и млад… – улыбнулся схимонах. – А то, что чешется тело, то и слава Богу… Значит, выздоравливает…
Мирослав посмотрел на пустую чашу на столе.
– Отец Алексий, принести тебе мёда питного?
– Принеси, Мирослав, коли нетрудно, – опять улыбнулся заботе схимонах.
– Мне нетрудно, отец Алексий, – обрадовался Мирослав тому, что хоть чем-то может помочь схимонаху. – Я мигом!
И, хотя мигом сделать это не получилось из-за боли в теле, всё же Мирослав, как мог быстро сходил к столу, где стоял общий бочонок с мёдом, зачерпнул оттуда полную чашу и осторожно, боясь пролить хоть каплю, вернулся к столу схимонаха.
– Спасибо, Мирослав… Скоро без чужой помощи уже и встать не смогу… – отец Алексий вдруг смущённо улыбнулся, стесняясь своей откровенной немощи.
Мирослав, не зная, что сказать на это, молчал.
– Что ж ты стоишь?.. Садись за стол… Или стесняешься?
– Нет, отец Алексий. – Мирослав сел напротив схимонаха на лавку.
– Хорошо, что выздоравливаешь ты… Старое своё отживает, новое нарождается… – задумчиво произнёс отец Алексий. – Всё, как в мудрых книгах и написано… Надо старому и знания свои успеть передать… Пока не поздно ещё… Иначе будут одни и те же ошибки совершать люди снова и снова…
Мирослав согласно кивнул, хоть и не всё понял из слов схимонаха.
– Так на чём мы с тобой остановились в прошлый раз?.. Когда о князе Александре вспоминали… – хотя говорил схимонах с улыбкой, но дышал он с заметным трудом. И всё же было видно, что разговор на стороннюю тему и отвлекал его, и позволял забыть на время и о своей болезни, и о своей нынешней немощи.
– Говорил ты о первом сражении княжича на реке Омовже, отец Алексий, – тут же ответил Мирослав, обрадованный, что схимонах сам завёл разговор о житии князя Александра.
– Омовже… – повторил схимонах и всё так же устало и задумчиво усмехнулся. – Давно это было… Очень давно… Словно целая жизнь прошла… Ну да ладно… Обещал я продолжить о князе Александре, значит, и время тому, и место… пока есть силы в теле и разум остался…
Схимонах сделал глубокий вдох, словно собираясь с воспоминаниями, и начал рассказ.
– Хоть и был князь Ярослав недоволен, что нарушил сын его указание не лезть в битву, но знал Александр, что гордится им отец… Ибо увидел князь и храбрость сына в бою и то, что не зря обучался Александр ратному делу долгие годы… Понял, что не будет ему стыдно за сына… Впрок пошла та наука… Но шли годы, и решил князь Ярослав идти с походом на Киев, чтобы объединить земли русские под одним началом и закончить междоусобицы на Руси… И сдался великий город его дружине… и нарекли Ярослава с того времени великим князем Киевским… А Александра оставил он вместо себя в Новгороде… и стал с того времени княжич Александр князем Новгородским… И хоть молод он был ещё годами, но знал уже, что княжить надо справедливо… Пусть и строили некоторые золотые пояса против него козни, зная, что князь Ярослав далеко, а Александр совсем молод… Да всё это видел Александр… и слабостей не показывал в княжении своём…

Продолжение - https://www.ozon.ru/search/?from_global=true&text=


Рецензии