Бог всегда присутствует в классике

Присутствие Премудрости, Бога в классике далеко не всегда связано с прямой проповедью, которой, большей частью там нет. Цитирую Аверинцева, который видел религиозную ценность пушкинской поэзии "не столько в учтивом ответе владыке Филарету или в переложении преп. Ефрема Сирина, сколько в неуклонной верности контрапункту, в котором человеческому голосу, говорящему свое, страстное, недоброе, нестройное, отвечает что-то вроде хора сил небесных – через строфику, через отрешенную стройность ритма. Старые поэты – всё больше грешники, но вящий грех и притом непроходимая глупость – пытаться словить их поэзию на слове, потому что в ней-то всегда есть не только слово, но и тайный, потому что метасловесный, музыкальный ответ на слово»

 С.С.Аверинцев пишет также о том. что форма выступает как контрапункт по отношению к содержанию, и сама несет в себе иконическое, содержательное начало. Если понимать под «содержанием» отдельную человеческую жизнь, то «форма» выступает как путь к преодолению этой отдельности и самозамкнутости, всего частного, случайного, греховного, заключая в себе напоминание о Божественной целостности и красоте, «о Божьем Мире» . В «содержании слышится человеческий голос, в форме  же звучит органный фон для этого голоса, музыка сфер»  (Аверинцев С.С. Ритм как теодицея // Новый мир. – 2001. - № 2).


Рецензии