Наброски о Святом Духе и о Троице

НАБРОСКИ О СВЯТОМ ДУХЕ И О ТРОИЦЕ

Главное свойство Святого Духа как ипостаси Троицы, — объединять. Христос говорит, что Сын в Отце и Отец в Сыне. Такое может быть только при ещё одной ипостаси Бога — объединителе. Это и есть Дух Святой.
Вместе с тем, можно отыскать и иное место в Его объединительной сущности. Всё бытующее в мире и сам мир обязан именно Духу Святому. Это Он своим действием побуждает ничто стать чем-то и определённым образом себя вести во всём своём разнообразии микромира, макромира и мезомира, а главное — жизни. Дух Святой делает мир существующим и единым. Иначе говоря, Он везде присутствует Своим действием. Один и Тот же. Все так называемые законы природы — работа Духа Святого. Своим дуновением Он и объединяет всё сущее. Пройдет Его деятельность, — рассыплется этот мир и исчезнет.

А Троицу можно представить как Произнесённую Божественную Мысль. Если прочитать Символ веры на греческом, то слово Творец там — пиит, что в переводе означает Поэт. Творец — он же Поэт. А поэт, человек-поэт, — рождает слово и произносит его дыханием. Вот и выходит, что как мысль рождает слово, а слово произносится дыханием, так и Бог Отец рождает Бога Сына (Слово) и произносит Его исходящим от Него Богом Духом Святым. И Словом творится мир. Здесь же, на этом примере, очевидно подтверждается правота православного Символа веры, где исхождение Святого духа есть только от Отца, а не от Отца и Сына, что у католиков и протестантов.
Известная строчка из Тютчева «мысль изреченная есть ложь» к данному представлению Троицы не имеет отношения. Этой строчкой можно лишь подтвердить, что поэт-человек действительно немощен в сравнении с всемогущим Поэтом-Богом, он только отчасти подобен Ему. Вот и всё изложенное тут не претендует на истину.

2023


Рецензии