100 лет Козьмодемьянской художественной школе

      


  Как водится, большие дела начинаются с мелочей. Мама заметила мои устремления к рисованию и поделилась наблюдением с племянником, тогдашним художником-оформителем городского кинотеатра. Двоюродный брат, подарил мне коробку карандашей «Спартак» с первым в жизни творческим заданием: скопировать на бумаге рисунок с карандашной коробки. Я очень старался. В итоге, меня за руку привели в художественную школу.
   Это был 1965 год- время, когда только начали затягиваться раны войны. Небольшие зарплаты, нужда во всём, плохое питание- каждая копейка на счету. А обучение в художественной школе стоило 7 рублей в месяц. Мама повздыхала и решила- будет сын учиться.
   Взяли меня с испытательным сроком. Группа набралась немалая; самые слабые будут отчислены.
  Ах, как я старался! Сначала преодолел робость перед продвинутыми одноклассниками, строгими преподавателями. Сам антураж классов живописи, рисунка и лепки приводил в лёгкое смятение: краски в тюбиках, большие беличьи кисти, внушительные листы бумаги…  А ещё основы построения рисунка, композиция, освещение…Долго был зажатым и не отзывался на шуточки и приколы ребят- всё внимание работе!
   Больше всех мне нравился Владимир Константинович Сергеев-учитель живописи и рисунка. После завершения очередного урока работы выставлялись по периметру класса и мастер подробно разбирал каждую: ругал «лентяев», жаловал успешных, попутно просвещая «в тонкостях ремесла». Мне нравилось приходить на уроки чуть пораньше. Владимир Константинович сидел на учительском столе и на учебном артифаке- мандолине- наяривал какую-нибудь народную песню или мелодию, при этом делал смешные гримасы, пел, шевелил густыми бровями и заразительно смеялся.
   Софья Сергеевна Ковалевская преподавала «Скульптуру»и одновременно- директор школы. Поначалу для меня представлялась небожительницей. Строгая, почти античная красота, проницательный взгляд, безусловное подчинение окружающих- я цепенел, мне хотелось за что-то или кого-то спрятаться. Это потом, годика через два, когда она меня приметила, случались творческие беседы, вопросы и ответы. Лепили из пластилина или глины, которую педсостав на моторной лодке ходил промышлять под Красное.
   Валерий Николаевич Сладков читал «Историю искусств». «Ионический, Дорический, Коринфский».. Информации было так много, что кружилась голова. Тогда бы нам нынешний Интернет…
  Под конец учёбы нашего- второго- выпуска педсостав пополнился молоденькой и хорошенькой выпускницей художественного училища Челышкиной Верой Леонидовной.
   Наш курс выпустился в 1969 году.Что мне и моим однокашникам дали четыре года учёбы в художественной школе?
 Мы остались друзьями и последние годы- через полвека- встречаемся и есть о чём поговорить. Не все стали художниками, но воспитался художественный вкус, восприятие самой простой красоты и понимание мысли в работах великих живописцев. Художественная школа родного города сорентировала нас «по-жизни», открыла глаза на общечеловеческие ценности, сподвигла на творческую работу.
  Нашей школе 100 лет! Мы всегда будем помнить наших художников-преподавателей и всегда приносить цветы на их памятники в дни наших общих встреч.

  Здравствуйте, дорогие земляки! Здравствуйте товарищи по художественной палитре!

Как видим, сто лет не такой уж и большой срок в общей истории человечества. Многие из нас, здесь присутствующих, недавно отметили полувековой юбилей окончания Козьмодемьянской  детской художественной школы. И как он значим для истории нашего Козьмодемьянска! Наш родной город прошёл через многие перипетии истории вместе с великой страной. Лучшие его граждане и славная провинциальная интеллигенция поднимала культурную жизнь города, заботилась о воспитании литераторов, музыкантов, художников. Так и когорта народных художников края организовала местные художественные курсы, повела подрастающую рабоче-крестьянскую смену в прекрасный мир изобразительного искусства. Скольких талантливых художников родилось в стенах нашей скромной «Альма Матер»! Какие славные «летописи» они оставили о городе и людях на холстах!
    Мы не забудем тех, кто возродил ДХШ в 1964 году- Ивана Михайловича Пландина и Софью Сергеевну Ковалевскую. И как бы ни складывалась жизнь «Козьмодемьянской детской художественной школы»,она всегда служила идеалам просвещения и воспитанию эстетического вкуса учеников. Как выразилась моя подруга по «художке» (ныне Татьяна Павловна, учёный и поэт) : «Знаешь, как прекрасно, что мы выросли в небольшом провинциальном городке, а сколько там неравнодушных, одаренных, творческих людей! Просто сердце радуется. Думаю, что наша художественная школа сыграла большую роль в создании такого культурного слоя». Трудно не согласиться.
    Судьба разметала нас по всему разнообразному миру. Но есть одно место, в котором зародилась, по большому счёту, наша сознательная жизнь- это Козьмодемьянск. Это детская художественная школа, которая дала нам путёвку в мир прекрасного и связывает нас дружбой до сих пор. Спасибо ей!
    Поздравляю дорогих учителей и выпускников, учеников и их родителей со славным Юбилеем нашей школы!  Ура!
   


Рецензии