В 1968 году советская ракетная атомная подводная лодка «К – 172» под командованием капитана 1 ранга Н. А. Шашкова (1927 – 2004), находившаяся в восточной части Средиземного моря, в случае высадки американо – израильского десанта на побережье Сирии, была готова нанести ракетный удар по территории Израиля. Субмарина – бортовой номер 310, по классификации НАТО – «Эхо – II», несла на борту восемь крылатых ракет П – 6 (СС – 12), причём боеголовки могли быть ядерными), предназначавшихся для поражения крупных надводных целей – авианосцев и крейсеров, а также двадцать торпед.
Такие подводные лодки на флоте прозвали «раскладушками», так как по бортам корпуса попарно располагались ракетные контейнеры, угол подъёма которых составлял пятнадцать градусов.
Примечательно, что за время нахождения «К – 172» вблизи авианесущей группировки, состоящей их трёх авианосцев – «Америка», «Форрестол» и «Интерпрайз» с эскортом сопровождающих их кораблей, она не была замечена сонарами противника, находясь всё время на перископной глубине, всплывая каждые два часа для сеансов связи с Москвой.
Она могла по первому же сигналу всплыть и из надводного положения дать ракетный залп и в то же время обнаружить себя, что означало быть уничтоженной. Экипаж знал это и шёл на верную смерть. К счастью, приказа не последовало, Израиль избежал ядерного удара, и третья мировая война не началась.
Командир «К – 172» - Николай Александрович Шашков дослужился до вице – адмирала, однако, трагическая смерть при пожаре вместе с женой, оборвала его жизнь.
Дважды мир стоял на грани третьей мировой войны: во время Карибского кризиса, арабо – израильского конфликта в 1967 – 68 годах. Не спокойно в нём и сейчас.
В марте 1968 года, находилась на боевой службе в Средиземном море во время Арабо-израильского конфликта в готовности к нанесению ракетного-ядерного удара в условиях жесткого противодействия ПЛС ВМС США. Во время плавания произошло загрязнение отсеков металлической ртутью. Это привело к массовому отравлению парами ртути 126 членов экипажа из 132. Первые пострадавшие появились на 11 сутки плавания. Наибольшее содержание ртути было в III, VIII и X отсеках. Подводная лодка досрочно вернулась с боевой службы. Демеркуризация подводной лодки была проведена в период ремонта на СРЗ "Звездочка". Как выяснилось позже, в III отсеке, хранилась колба со ртутью - 18 кг, вот эту колбу, по халатности нарушив правила обращения с высокотоксичными веществами, и разбили в каюте химика перед выходом на боевую службу. Пытаясь скрыть неприятный факт от командира, химик и врач приказали провести приборку. Жидкую ртуть собирали ветошью, метелками, совками и сбрасывали в умывальник. Понятно, что такой “приборкой” ее лишь еще больше растерли по каюте и создали самые благоприятные условия для испарения через систему вентиляции.АПЛ «К-172» закончила боевую службу. Возвращались в базу в надводном положении. По прибытии весь экипаж «К-172» оказался в госпитале. Более двух лет АПЛ «К-172» проходила демеркуризацию на заводе «Звездочка» в Северодвинске. Демонтировали все основные агрегаты, ободрали с переборок пробковую крошку, краску, сменили фильтры, перебрали всю вентиляцию. Работа была проделана колоссальная. Самое отвратительное во всей истории то, что внятных официальных объяснений серьезнейшему происшествию на «К-172» нет и сегодня.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.