Лекарь, философ, маг

В Европе в Средние века любой лечащий врач был немножко звездочетом, алхимиком, философом и чародеем. Медицину преподавали в монастырях, в университетах, но приоритетными там оставались, естественно, богословские науки. Лекарств в обычном понимании не было, каждый эскулап готовил свои снадобья сам. Их воздействие на человеческий организм врачеватели определяли опытным путем - следили за выздоровлением или продолжением недуга. Нередко от приема некоторых снадобий пациенты погибали. В таких случаях с врачом могли поступить сурово…
Медик того времени Филипп Аурел Теофраст Бомбаст фон Гугенхайм, больше известный, как Парацельс, появившийся на свет в 1493 году в простой немецкой деревушке под названием Гугенхайм, был также звездочетом, алхимиком, философом и магом. Но в отличие от многих собратьев по профессии он не только создавал эликсиры здоровья, вылечивал больных, но и предсказал многие события грядущего времени.
Парацельс был высокого мнения о себе, своих знаниях и умении вылечивать человека. Он не раз открыто хвастался этим, унижал своих коллег, которые его, понятное дело, не любили. Справедливости ради стоит отметить, что он же не раз прилюдно доказывал свое медицинское мастерство и превосходство над городскими эскулапами, возвращал к жизни обреченных на смерть больных. Он не боялся трогать язвы, пораженные места, обрабатывал их своими антисептиками. Даже против чумы Парацельс нашёл противоядие. Как это ему удалось? Непонятно? Его лекарства, в том числе вакцины, микстуры, мази на самом деле, действительно, реально способствовали выздоровлению пациента. Это было похоже на волшебство, поражало воображение современников. Никто не мог догадаться, как удавалось ему поднять на ноги совершенно беспомощного человека? Может быть, он имел дело с нечистыми силами? И возникали сомнения. Скорее всего, у него в подручных оказался сам Сатана! Не начать ли расследование? Но едва церковники обращали внимание на успешного врачевателя и пытались привлечь его к суду, как он тотчас исчезал из города. Опять загадка. Кто его спас? И тотчас рождались слухи, беглецу, наверняка, помогали отродья адского племени.
Но тем не менее слава о чудесном вылечивании Парацельсом безнадежных больных распространялась по многим столицам Европы. Его приглашали к себе именитые люди. Он не отказывался, любил почитание и большие гонорары. Деньги медику, особенно странствующему, всегда нужны. На них он приобретал разные медицинские инструменты, приворотные зелья, волшебные порошки. Ведьмы и знахарки знали Парацельса и не боялись его. Они делились с ним своими тайнами лечений соединением соков различных растений. Он делал заметки. После таких откровений ему хотелось лечить, лечить и лечить, он мечтал о признании его, как самого лучшего целителя Европы.
К врачебной деятельности его приобщил отец. Он брал Филиппа с собой к пациентам с разными болезнями, диагностировал их, показывал ему, какое при лихорадке надо давать питье, как обрабатывать раны, какие средства служат для их заживления. Отец рассказывал о практике знаменитого греческого Гиппократа, римского лекаря Эскулапа, о живительных рецептах восточного врача Авиценны. А его мать, медицинская сестра, показывала, как надо накладывать повязку, как понижать температуру тела, снимать судороги. Отец продолжал свои поучения и говорил, что если воин идет на войну, то врач обязан идти за ним, при ранении он должен лечить его раны. Это первая обязанность целителя - прийти на помощь раненому. Филипп слушал, но думал о другом. Ему хотелось покинуть деревушку Гугенхайм, где он родился в 1493 году, ему хотелось учиться в университете. Идти на войну он никак не собирался.
Он был немного странный парень. А его внешность? Лучше не смотреть. Родился буквально уродом, невысокого роста, с хилыми кривыми ножками и крупной головой. И бегал он как-то неуклюже, со сверстниками дружбу не заводил, чувствовал, что он особенный. Его больше привлекала медицинская лаборатория отца, там он мог часами сидеть, читать фолианты древних лекарей, смешивать разные материальные субстанции, искать философский камень. Он перечитал всю отцовскую библиотеку. Но ему этого было мало, он хотел не только читать, но и слушать медицинских профессоров. А где найдешь их в захолустной деревушке?
Филипп отправился в Вюрцбург, затем в Трир, оттуда в Триттенхайм к аббату местного монастыря Иоганну Тритемию. Этот ученый священнослужитель, он же чернокнижник, колдун, занимался алхимией, искал философский камень, изучал звездное небо, познакомил юного ученика с кабалистикой, тайнами магии, дававшими ключи к познанию мироздания.
Тритемий поучал, что все эти науки недоступны для людей необразованных, которые не знают латинского языка. В те годы аббат был известен далеко за пределами своего монастыря. Его услугами врачевателя и мага пользовался сам король Германии и Священной Римской империи Максимилиан I.
Согласно местному преданию, в 1482 году у императора во время охоты погибла любимая жена 25-летняя Мария Бургундская, лошадь сбросила ее на землю. Максимилиан был очень опечален. Жена была беременна, он ждал наследника. Но прежде чем избрать себе новую супругу, он пригласил в замок аббата Тритемия, чтобы услышать его совет. Тот предложил императору вызвать дух покойной, пусть она сама назначит ему преемницу. Максимилиан согласился. Тритемий очертил колдовской круг, зажег какие-то пахучие вещества, что-то растворил, читал какую-то особую молитву и в туманном воздухе неожиданно высветился образ почившей супруги Марии. Максимилиан побеседовал с ней, узнал, что хотел, а потом неожиданно на прощание обнял Марию и вышел за пределы круга.
Ее облик тотчас исчез, император упал в обморок. Когда он пришел в себя, то рассказал, что Мария назвала ему имя его будущей жены - это Бьянка Мария Сфорца, дочь миланского герцога. Его свадьба состоялась в 1484 году в Милане. Но главное, покойная Мария предсказала своему мужу, что ждет его в будущем. Увы, его брак окажется бездетным, вторая жена умрет также молодой, зато он сумеет приобрести новые земли, в том числе Австрию, часть Италии. В конце концов его империя захватит почти половину Европы...
Как предсказывала Мария, так и произошло. Но при дворе Максимилиана говорили, что это не покойная Мария начертала будущее императора, это его друг и учитель аббат Иоанн Тритемий, помогал правителю словом и делом.
После обучения у Тритемия Филипп отправился в Италию, где занимался медициной в университете в Ферраре. Там же обучались знаменитый итальянский проповедник Савонарола и польский астроном Коперник. По окончании университета Филип был удостоен степени доктора медицины. Казалось бы, всё, цель достигнута, учеба позади, можно приступать к практике. Молодого человека с дипломом уважаемого медицинского университета с удовольствием взяли бы в дом богатых и именитых людей, он мог стать лейб-медиком при королевском дворе. Но Филипп отправился в Париж, его интересовала тайна... внутреннего содержания человека. Как действует его органы, взаимосвязаны ли они между собой, что главнее сердце, мозг, каков состав крови.
Ответы на эти вопросы он искал в покойницкой на улице Бюшери, благо располагалась она рядом с Сеной. Вместе со студентами-медиками он препарировал трупы, изучал внутренности. Затем темной ночью тайком выпотрошенных скидывали в Сену. Дело было опасное, святые отцы не поощряли рассматривание внутреннего мира человека, это считалось деянием вредным, колдовским, за которым мог последовать суд и наказание, вплоть до сжигания на костре.
После Парижа Филипп некоторое время жил в Лионе, где устроился работать в... похоронном заведении, украшал трупы знатных перед погребением. Платили ему мало, но главное, по ночам он смело препарировал трупы и закрывал одеждой и цветами. Никто его за этим отвратным деянием застать не мог.
В начале нового 1500 столетия неожиданно для всех этот «похоронщик», по-научному патологоанатом, набравшись знаний, медицинского опыта, отважился назвать себя именем одного из известных лекарей и философов Древнего мира Цельса и получилось Парацельс, то есть, равный или даже выше Цельса. Никакие предложения поработать семейным медиком его не прельщали, ему захотелось продолжить путешествие за тайной, и он с новым именем и  с новым рвением покинул пределы своей родины, уехал в неизвестном направлении...
Живший на стыке тысячелетий римский философ и врач Авл Корнелий Цельс ( ок. 25 г. до н. э. - ок. 50 г. н.э.) еще при жизни был известен своими трудами по риторике, сельскому хозяйству, военному делу и медицине. Он собирал труды по гигиене человека, терапии, хирургии и патологии. Он изучал человека не только с наружи, но изнутри, интересовался функциями внутренних органов. Он заложил основы медицинской терминологии, вывел ее в отдельную отрасль знаний. Цельс, одним из первых ввел в практику перевязку кровеносных сосудов и останавливал тем самым опасное кровотечение.
После него остались десятки рукописей, одной медицине он посвятил 8 фолиантов, куда вошли его рассуждения о пользе и вреде методов, применяемых такими известными врачами прошлых веков, как Эскулап и Гиппократ. Основы хирургии он изложил исходя из собственной практической деятельности. За четкость стиля, логичные рассуждения его прозвали Цицероном среди врачей.
Парацельс определил свое предназначение как философ-критик и мистик. Вскоре он добрался до Англии. Оттуда уплыл в Испанию, побывал в Португалии. После устремился на Север, поездил по Скандинавским землям. Далее он заехал в Польшу, наведался в Литву, был в Пруссии, Венгрии, в Северной Африке, Палестине, Константинополе и оказался, наконец, в Московском княжестве. Странное путешествие для молодого выпускника итальянского университета? Чего его носило? Откуда у него появились средства? Да и зачем потребовалось ему ехать в такую даль, как Московское княжество, где никакой медицины в то время вообще не существовало?
Исследователи его биографии считают, что Парацельс действовал по зданию какой-то оккультной секты. Может быть, аббата Иоанна Тритемия, этого чернокнижника и колдуна? Не он ли упросил своего ученика распространять идеи многознания, в том числе каббалы, магии, астрологии не только в странах Европы, но и Азии. Вполне возможно, что Парацельс был его посланник.
В Москве в начале XVI века правил, как известно, Великий князь Иван III Васильевич, женатый на племяннице последнего византийского императора, царевне Софье Палеолог, которая внесла в правление русского князя многие порядки и обычаи из Константинополя, где также бывал Парацельс. Но встречался ли Парацельс с Палеолог или с Великим князем, неизвестно. Как долго оставался он в Московии? Все осталось тайной за семью печатями.
Только в 1526 году Парацельс объявился в европейском Страсбурге. Через год переехал в Базель, читал там курс лекций по медицине в местном университете. Однако с городскими властями у него вышел конфликт - вместо латинского он читал на немецком языке, ему предложили оставить преподавание.
Неуживчивый по характеру, острый на язык, он обвинял своих коллег в невежестве, в нежелании применять новейшие методы. И предлагал им почитать свои труды. Этого ему простить не могли. Посыпались угрозы, обращались к святой инквизиции, почему она молчит и позволяет распространять ересь!?
Он спешно уехал во Францию, приступил там к практической медицине. Приобретенные знание дома и за границей пошли на пользу - он сумел помочь горнякам, страдавшим от силикоза, дал им свои рекомендации. В 1534 году ему удалось остановить вспышку чумы - он добился стерильности и требовал принимать его снадобья. Он изготавливал лекарства от разных болезней. И они помогали!
Но такие вылечивания приводили в негодование местных эскулапов, он подвергал сомнению их методы. Возникали конфликты. Из-за этого местные теряли своих клиентов, с ними деньги и призывали к отмщению!
Поймать его было сложно, у него всегда находились покровители. В то числе из служителей церкви. У него, успешного медика, не пропадал интерес к оккультным наукам. Будучи уже человеком преклонных лет он написал труд «Потаенная философия», затем «Великая астрономия», они остались только памятниками своего времени. Последние годы Парацельс жил в Зальцбурге, где ему покровительствовал архиепископ. Воздадим должное этому необычному целителю - ему принадлежит несколько важных открытий - для человека все является лекарством и все является ядом, вопрос только в дозе. Он также утверждал, что заболевший орган надо лечить подобным - это основа гомеопатии. Например, если болят почки, он брал почки животного, высушивал и делал из них субстрат. Это помогало. Правда, не всегда. А в чем его заслуги как оккультиста? Под конец жизни он написал сочинение, которое сегодня может вызвать только улыбку — «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духов». Стоило столь опытному знающему анатомию медику тратить свое драгоценное время на этот никчемный опус?
Парацельс, который также занимался алхимией, хотел вывести искусственного человечка. Он, увлекающийся человек, проводил эксперименты с органическими веществами. Для своих опытов использовал мужскую сперму, помещал ее в стеклянную колбу, которую ставил на огонь в камине. Затем намагничивал ее, добавлял человеческую кровь, закапывал в землю, ждал созревания. Увы, его научный опыт заменился мистическим ритуалом.
Именно в это же время он готовил свою книгу, которую позднее назвал «Оракулы», что означало предсказатели. Он писал, что Европу в будущем ожидают разные бурные события, одни страны падут, другие возродятся. Согласно его предвидению, во Франции на смену династии Валуа придет династия Бурбонов. Он определи срок правления королей Бурбонов - примерно 200 лет. Прав он был или не прав, только через 200 лет, после начала правления Генриха IV Бурбона в 1589 году, в 1789 году в результате Великой Французской революции Бурбоны были свергнуты. Он же предсказал пришествие во власть итальянца Наполеона.
Он предрекал, что в дальнейшем мир разделится на три враждующие части, особую роль в этом разделении он отдавал сильному Китаю. И последнее, он, побывавший в Московии, интересовавшийся жизнью князей, предсказывал, что это государство Гипербореев в своем развитии претерпит многие катаклизмы, но преодолеет все препятствия, выдержит самые разные напасти и превратиться в великое процветающее государство. Видимо, обучение магическим наукам у чернокнижника аббата и предсказателя Титемия не прошли для него бесследно
Но свою кончину он встретил ни на больничном ложе, нет. Кто-то невидимый и ненавидевший удивительного «хромоногого» лекаря, этого головастика, коротышку-урода и двигался по его следам. Кто-то жаждал поквитаться с ним. И тот или те его выследили. Ждали подходящего момента.
По дошедшим до нас сведениям, все произошло 24 сентября 1541 года  в небольшом номере гостиницы «Белая лошадь», располагавшейся на набережной городка Зальцбурга (Соляная крепость). Во время званого обеда на пожилого врача Парацельса было совершено покушение. Ему камнем раскололи череп. Кто? Неизвестно. Но умер он не сразу, провалялся в постели, никакие лекарства ему не помогали. Ничего путного о происшествии рассказать он не мог. Или не хотел? Ему было 48 лет и три дня. Похоронили его на кладбище городской церкви святого Себастьяна.
Немецкий врач, патологоанатом, исследователь мозга и нервной системы человека Самуил фон Земмеринг (1755-1830) исследовал череп Парацельса. Он обратил внимание на трещину, которая проходила через височную часть. Это был явный след от удара камнем по голове – следовательно, убийство.
Значит, акт злодеяния совершили те люди, которые жаждали отомстить этому удивительному врачу. Но кто они, так и осталось тайной.
Памятник Парацельсу из мрамора установлен у церкви святого Себастьяна. На нем рельефный портрет лекаря. Внизу надпись на латинском: «Здесь лежит Филипп Теофраст, званием Доктор Медицины, излечивал чудесным образом язву, проказу, водянку и некоторые другие неизлечимые заразные болезни тела… В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть».


Рецензии