Темперамент в жизни и поэзии

«Каким бы брошенным ты не был
В начале иль на склоне дней,
Сквозь потолок увидеть небо
Ты по-возможности сумей»
С. Таратута «Трава забвения».

      При наличии стремления к познанию можно учиться каждый день и жизнь во всех её проявлениях постоянно готова давать нам такие уроки. Для меня одним из важнейших проявлений творческого начала в человеке стала поэзия. И. Бродский называл поэзию нашей видовой целью и уникальным инструментом познания - часто повторяю эту вдохновившую меня мысль. Она много может нам рассказать о мире и о самих авторах поэтических произведений. Разные аспекты знаний, таящихся в  поэзии, рассматривал в своих  статьях об этом виде искусства, читая стихи прошлых и современных поэтов. За каждым лирическим стихотворением стоит личность поэта, и в этом отражении можно увидеть как проявления сущности человеческого существа, так и индивидуальности сочинителя… Вчитываясь и вдумываясь в стихотворение, можно понять, как работает этот уникальный инструмент познания.

Известный с древних времён медик Гиппократ оставил много своих трудов в области медицины и философии - в те времена философия сопутствовала всем областям знаний, указывая на единый источник их возникновения  -  создал классификацию видов темпераментов человека, которой придерживаются и современные психологи. Холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик - сегодня эти четыре основных вида темперамента известны всем людям, владеющим азами психологической культуры. Известны также и основные качества и отличия людей различных темпераментов, правда в чистом виде они практически не встречаются - каждый из обладает своим букетом качеств из разных темпераментов, но обычно один какой-то темперамент в человеке доминирует.
Это  известные всем азы психологии человека - не собираюсь их здесь пересказывать - но темперамент одна из важнейших характеристик человеческой индивидуальности и Доктор Штайнер рассматривал её тайны в нескольких своих докладах по антропософии. Очень важные знания о сущности темпераментов можно получить из его статьи «Тайна человеческих темпераментов"; она вполне может быть использована, как определитель темпераментов людей, более того, как кладезь житейской мудрости. Эти сокровенные знания глубоки, их полное восприятие возможно только в контексте духовной науки, однако  поэтическое искусство,  с помощью образов и символов и других возможностей поэтического языка могут на мгновение  высветить какие-то черты индивидуальности творца лирического произведения, погрузить читателя в его внутренний мир.  И в этом волшебном мгновении нам могут открыться и вечность, и огромный мир и бесконечность (У. Блейк) - таковы возможности этого волшебного фонаря…

К этим размышлениям, оторвавшим меня от текущей работы, - так случается довольно часто - меня привел звонок известного поэта Сергея Таратуты, сообщившего мне о рождении еще одного лирического шедевра. Глубинность темы этого стиха определяется очень сильными переживаниями поэта, вызванными его недавней поездкой в Ступино, в село, где он с бабушкой проводил свои детские годы. Его душу поразило сегодняшнее запустение этого места, оттуда он привёз эти строчки: И мощь бурьяна засыхает,
Горит забвения трава… Долго он ходил с ними в душе пока это душевное переживание не излилось новым стихотворением:

Трава забвения

Каким бы брошенным ты не был
В начале иль на склоне дней,
Сквозь потолок увидеть небо
Ты по-возможности сумей.

В погоде зимней или летней,
Когда всё кончено  уже,
Сквозь потолок оно заметней,
Коль есть прожекторы в душе.

И мощь бурьяна засыхает,
Горит забвения трава…
А вещь «уныние» плохая,
Но ей забита голова!

17 октября 2023 года

Реальная жизнь может поднимать и опускать человека, может заставить печалиться и  погружаться в уныние, но счастливая доля поэта заключается в наличии у него прожектора в душе, который и сквозь потолок подсвечивает ему небеса, с которыми талантливые поэты неразрывно связаны.... Это октябрьское   излияние наилучшим образом характеризует его как пессимиста с оптимистическим оттенком.
Оптимизм таратутинского разлива не парадный, он нас ни куда не зовёт, а только призывает читателя  обратиться к каким-то внутренним, глубинным божественным источникам света, призывает летать чаще над собой, сквозь потолок увидеть небо.... К этому оптимизму нужно пробиться, вгрызаясь в его смысл, и тогда поэзия может стать вашим спасательным кругом… Его лирика с мистическим оттенком для думающего читателя.  Стихотворение с очень глубоким волнующим  подтекстом… но здесь хочу сказать не о  душеспасительной силе его стихов, а о меланхолическом настроении, в котором оно написано.

Вот отрывок из его старых  стихов, опять меланхолический коктейль с  льдинками иронии

В этой жизни вороньей,
В беспобедной борьбе
Относитесь с иронией
Ко всему и к себе…

Эта ироничная  меланхолия -  а я прочитал очень много его стихов и уже свыкся с их тональностью -  пронизывает всю его лирику. Без всякого сомнения его можно назвать поэтом-меланхоликом, у которого печаль, тоска, а иногда и уныние не сходят со страниц сборников его стихов. Слава Богу, это настроение уходит, когда он пишет о русской природе, о своих родителях, бабушках, о рае детских лет в Ступино, эти стихи - золотой фонд его поэзии, там всё пронизано светом и радостью. Это свойственно  не только ему: поэты как никто другой видят несовершенство этого мира и часто комплексуют по этому поводу… Мы привыкли, а они страдают, будят нас и пытаются пробудить к действию.
Чтобы добавить еще  один штрих к этому портрету ироничного меланхолика  приведу здесь ещё одно стихотворение из сборника «Летайте чаще над собой...» (2006 год)  о времени, о том, каким его видел и чувствовал поэт/ Написал об этом в прошедшем времени с надеждой, что времена изменились и поэзия - хотя тогда были 90-е, а сейчас на юге и в новых регионах России гремят пушки -  снова займёт своё место в нашей жизни:

Время

Вижу время в разрезе я,
Туша кровью полна.
Как аппендикс — поэзия
Никому не нужна.
А всего-то две станции,
И дорога пряма…
Не сойти бы с дистанции.
Не сойти бы с ума.

Здесь иронии нет, никакого оптимизма и очень серьёзная оценка ситуации того времени в стране, но  тоже видны уши-черты меланхолика - повышенная тревожность и море отрицательных эмоций. И с этим ничего нельзя поделать, это черта его индивидуальности, черта его поэзии. Как говорил его папа Л.С. Таратута: Другого Серёжи у нас нет…. Черты меланхолика можно разглядеть  в его высказываниях об окружающих, в особенности, о коллегах по поэтическому цеху, и в его внешнем облике, в походке, в чуть склоненной к правому плечу голове. Так сильный дух проявляет себя и во внутреннем и во внешнем облике человека...


                ***

Для контраста поэтических настроений и продолжения разговора о темпераментах хочу  в этой миниатюре дать реакцию на публикацию приведенного в начале стихотворения Таратуты одной из очевидно талантливых читательниц. Её душа не приняла меланхолии Сергея, особенно завершающие его ноты грусти и уныния и она прислала свой стихотворный ответ на его страдания о прошедшем. Давно знаю эту женщину, всегда восхищался её жизнелюбием, способностью привлекать к себе людей, у неё друге мироощущение, другой темперамент, она смотрит в будущее с оптимизмом, несколько лет назад стала писать стихи. Она вдобавок и моложе Сергея на полтора десятка лет - это тоже нужно учитывать. Вот что она выплеснула в ответ на меланхолию Таратуты:

 И мощь бурьяна засыхает,
Горит забвения трава.
И покорившись  силе ветра
Уж полыхают небеса!
И нет в душе унынию места!
Душа летит, душа полна!
Для новых  встреч готово сердце!
О, как свободна голова!

Пять восклицаний в двух четверостишиях! Сплошной позитив... Видите, как она использовала мощный образ профессионального поэта с засыхающим  бурьяном и травой забвения…  Она сама считает себя сангвиником и как видно из этого экспромта унынию предаваться не собирается. Признаюсь, что давно знаю эту женщину - её зовут Ольга Прусакова -  и это настроение прекрасно вписывается в её яркую индивидуальность… Общительность, жизнерадостность, дружелюбие, во взгляде светится внутренняя радость, подвижность (она легка на подъем, до сих пор играет в волейбол,  ездит верхом на лошади и на велосипеде), её тело худощаво и гибко, легкая походка - все эти основные черты сангвиников у неё присутствуют. Дух очень сильно проявил себя в этой индивидуальности.
Если говорить не о темпераменте, а о других качествах личности этой необыкновенной женщины, то меня в ней восхищает многое, но особенно -  понимание своей женской сущности и предназначения: она многие годы отказывается от предлагаемых ей в министерстве  более высоких должностей, понимая их  несовместимость с её представлениями о семейных ценностях и свободой выражения  личности. Да и сильными генами она не обижена - её мама, с которой я тоже был знаком, служила в этом же ведомстве заместителем министра  и сама ушла с этой должности, когда осознала её непомерную тяжесть, а папа - доктор математических наук…


                ***

Профессиональный психолог, прочитав это,  возможно, скажет, что в жизни людей с чистыми типами темпераментов не бывает, у каждого присутствуют несколько, но обычно доминирует какой-то один. Это правда, но здесь мы в эти тонкости углубляться не будем. Тема эта очень обширная и содержит в себе много тайн.. Каждый может попытаться сквозь потолок увидеть небо, если сможет вырваться из илистого быта и взлететь над собой… Это всё призывы, образы и метафоры из стихов Сергея Таратуты.
Я сам сангвиник с примесью меланхолика, поэтому мне близки и понятны чувства и того и другого героя этой миниатюры. Хочу пожелать им обоим счастья и удачи на их жизненном и творческом пути. Сергею Таратуте - на пути состоявшегося, широко известного и очень талантливого советского и российского поэта, а Ольге Прусаковой - на поприще государственной службы, любящей жены и матери двоих  талантливых сыновей. Давно с  ними знаком, поэтому знаю о чем говорю…
Добавлю здесь к слову: образ российского чиновника был сильно искажен дореволюционными либеральными литераторами, продолжалось их очернение и ельцинскими либеральными СМИ и сейчас они в ту же дуду дуют - всеми способами эти люди пытались раскачивать ковчег российской государственности. Сам был в числе чиновников в последнее десятилетие своей трудовой деятельности, и могу сказать, что во многом это неправда и оговор. И О. Прусакова и её коллеги своим самоотверженным служением нашему государству это подтверждают...

А весь   позитив, который, я надеюсь, вы почувствовали в этом эссе - это одна из черт моего сангвинического темперамента, хотя погрустить, попечалиться временами тоже есть о чём… В живых образах хорошо знакомых мне людей  вы увидели здесь поэта-меланхолика и государственную служащую-сангвиника. Для полноты картины основных психотипов людей (по Гиппократу) назову здесь - только назову -  известную историческую фигуру французского императора холерик Наполеона и всем знакомого литературного героя - для кого-то отталкивающего для других привлекательного -  флегматика Обломова.
Здесь представил живые картины, но более глубокое проникновение  в человеческую природу может помочь нам в понимании нашего окружения, поведения  и поступков близких  и избежать многих ошибок в социальных контактах и отношениях. А понять - значит принять!


Рецензии