Сокуров. Фильм Сказка...

Сокуров - известная личность. Сегодняшний день посвятил ему, просмотрел "И ничего больше", "Сказка", сейчас идет фильм "Фауст"... Коротко о своем мнении: творческий человек - это сложно, внутренние эмоции, переживания автора, некие убеждения, которые просматриваются через картинку и авторские ремарки...

Сокурову отказали в прокате Сказки в России... Он сказал разные слова по поводу... "Я не просто протестую против цензуры - я заявляю протест против нарушения моего конституционного права свободного общения моих произведений с соотечественниками", - подчеркнул режиссер.
А вот как отзываются сочувствующие Сокурову журналисты: "это картина о тщетности властных диктаторских амбиций. Когда те, кто вершил судьбы миллионов, руководствуясь утопическими или просто человеконенавистническими идеями, сами потом обречены на забвение после смерти. В этом смысле любая политическая карьера кончается крахом. Это происходит в фильме Сокурова — притом в отсутствие выстроенного сюжета — на не передаваемом словами визуальном фоне в стилистике постоянно меняющихся книжных гравюр. Сокуров ставит, по сути, на одну доску Сталина, Гитлера, Черчилля и Муссолини, помещая их в чистилище, что само по себе некоторым сейчас покажется крамолой. Героев фильма никто не играет: режиссер использовал документальные кадры, подвергнув их компьютерной обработке, и тексты их реальных речей. Которые каждый произносит на своем языке.

Где-то на втором плане присутствует и Иисус Христос, но он бездействует, он выглядит бессильным и безнадежно больным, не могущим даже встать, на фоне пост-смертных бодрячков — главных героев. Сталин приглашает их всех вместе с собой на угадывающийся огромный Мавзолей, перед которым проходят в странном параде толпы мертвецов. Но проходят как-то без ликования. Им больше ничего не надо от их прежних кумиров".

Вот и гениальность... Кстати в фильме звучит фраза на слова Иисуса об одиночестве и мучениях - там вокруг тебя множество (Муссолини, Гитлеров, Сталиных, Черчиллей)...

Так в чем же нравственность фильма как произведения искусства? В том что он показывает "тщетность властных диктаторских амбиций"? И это все? Или есть подтекст? Тот, который всегда выделяют психологи, как основной мотив действа?

Возможно я слишком прямолинейно оцениваю шедевр? И не понимаю?

Я понимаю - обидно, конституционное право на мнение... В интернете дискуссии... Я в сомнениях, а так ли существенна художественная ценность Сказки, не несет ли фильм нечто совершенно другое, чем декларирует в своих высказываниях Сокуров...
Сокуров определил жанр фильма как фантастически-исторический...

«Недавно делала закрытый показ фильма Сокурова „Сказка“ для близких друзей и серьезных продюсеров. Сказать, что я была потрясена, — ничего не сказать. Большое произведение, гораздо глубже и больше, чем „повесточка“. Но фильм все равно запретили. Причем запретили они, а стыдно почему-то перед Сокуровым мне», — написала Ксения Собчак.

Чем же "глубокое" произведение фильм Сказка - Ксения не сообщила, а было бы интересно (к Ксении отношусь очень положительно::))...

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино.
На церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст».9 декабря 2021 года, на встрече Владимира Путина и Совета по правам человека, Сокуров выступил с речью о проблемах России, в которой затронул ситуацию на Кавказе. Сокуров заявил, что «федерацию русских все больше и больше начинают не любить», что «многие молодые люди на Кавказе» говорили ему, что русские «не очень заслуживают уважения». Он предложил «отпустить всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве» и «пожелать им удачи».

Ну что же - да, пропуская через образы свой внутренний мир и подсознательные эмоции, Сокуров художник, интересен эстетически способ и образы, создаваемые в фильмах.
Но возникает вопрос - а способен ли художник видеть и понимать окружающий мир не только через призму своего эмоционального настроения, но и видеть другие интересы и задачи, например, государства?
Получается, что Сокуров предлагает "отпустить" всех и развалить то, что создавалось столетиями и составляет основу существования России?
Когда сталкивался с такими призывами, то всегда у меня возникал вопрос: а что вы предлагаете взамен?

В фильмах Сокуров четко определяет свою позицию: революция 1917 года зло, до нее мир делился на немцев, англичан и пр. - и русских... После революции - немцев, англичан и пр. - и социалистов-коммунистов и большевиков.
Т.е. по мнению Сокурова вся жизнь России после 1917 года - зло. Не случайно в фильме Сказка Черчилль, Гитлер, Муссолини говорят о том, что от от них всех и большевиков пахнет мертвечиной.
Понимаете - вот такой художественный прием: от всех пахнет мертвечиной, но заметьте, из всех этих фигур вам исторически ближе Сталин, и вы на чувственном уровне фиксируете, что Сталин (а значит СССР и Россия) пахнут мертвечиной... И это становится приоритетной идеей. Т.е. среди всех этих "героев" более пахнет Сталин.
Сталин, по мнению Сокурова, - абсолютное зло. Очень спорное утверждение, фигура Сталина - да, противоречивая, но как бы эти либералы вели себя, если бы стали руководителем такой крестьянской страны как Россия в то время 1920-1941 года?
Скорее всего этой страны уже не было бы... Вот тогда и возникает вопрос об интересах и целях государства...
В общении в соц.сетях мне говорят о гениальности Сокурова и фильма Сказка.
А я думаю (личное мнение) - да бросьте титул "гениальный" присваивать тому, что не понимаете:::)) Сокуров - творческий человек, но это абсолютно ничего не значит... Гениальный художник - это нравственные проблемы. Но никакой особенной или знАчимой идеи нет в фильме Сказка... Сокуров изначально не любит Россию... Подсознательно, хотя на всех уровнях говорит о своей любви к стране... Его любовь - это любовь либерала, как писал Достоевский: "Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать.
Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм (о, вы часто встретите у нас либерала, которому аплодируют остальные и который, может быть, в сущности самый нелепый, самый тупой и опасный консерватор, и сам не знает того!)"

Вот честно - что вы увидели в фильме Сказка? Я вот увидел, как под русскую народную песню масса людей (русских - намеком) бежит к трибуне, а там Гитлер, и он говорит: я вас приму, помогу и т.п. (не дословно)... Способны ли вывод сделать - о чем тогда говорит Сокуров?
Сокуров словами Сталина в Сказке говорит, что социализм - навсегда...
Это некий приговор::))
Сомнительные эксперименты убежденного в своей гениальности и своей мученической жизни Христа в России Сокурова не несут в себе никаких нравственных ценностей, кроме нелюбви к своей стране... Эта нелюбовь, очернение и унижение России востребована на Западе...
Поэтому признание на Западе. Как говорил - сгдн я посмотрел его др.фильм - И ничего больше... Те же интонации, то же эмоциональное воздействие на зрителя, что все в России плохо... Изначально плохо, т.е. с 1917 года...

Тогда он монархист...Ему бы императора России вернуть и дореволюционную Россию... Но это история, ее не изменить... Поэтому видеть в этой истории только мрак и черноту - это и есть тот самый "либерализм"... Значение Сокурова в кинематографе изначально завышено благодаря европейским антисоветским и позже антирусским оценкам...
Да - верю, что Сокуров честен, его нравственность не вызывает сомнений. Но жизнь государств и социумов не основывается на нравственности, это другое пространство и там действуют иные законы. О взаимодействии этих понятий не хочу рассуждать, это без конца и края...
Но мне очевиден процесс зарождения нелюбви к своей стране. Многим это понравится.

Фауста досмотрю...


Рецензии