Мысли на заметку. 9 сентября 2018 года

       Тула. Воскресенье.

       Проснулся в начале седьмого. Думается разное о Толстом. (Были в Ясной Поляне.)

       Толстой писал, что у него нет ничего общего с революционерами. Они, дескать, хотят разрушить государство, а «мы хотим обойтись без государства». Кажется близко, а на самом деле, как два конца незамкнутого круга. Если это перевести на понятный смысловой язык, Толстой хотел, чтобы жизнь строилась по доброй воле человека, а не по внешним «объективным» законам. И впадал в противоречие: государство есть произведение земледельческой формации, а он хотел, чтобы без государства, но земледелие как самую нравственную форму жизни. Это утопия: мы подожжём лес, но дыма не будет. Государственность теснейшим образом связана с земледелием. Промышленность ведет к разрушению государственного. Предприниматель — глобалист и космополит.

       Но ведь важно совсем не то, что Толстой хотел, важно, что он реально делал. Реально он развивал абстрактное мышление. Реально он вносил свой вклад в приближение революции, с кровью, которой он не хотел. И т. д.
       _________________

       [...].

       Вечером ходили на «Историю одного назначения». Вздор, и очень тенденциозный. Ужинали в ресторанном дворике. Погода «шепчет».
       _________________

       Говорят, могила Шабунина в Ясенках была в советское время, а теперь её уж нет, только старожилы могут показать место.

       Давно уже нет в живых никого из участников той истории: и того, в кого стреляли, и тех, кто стрелял, — а история жива. Почитал в интернете об этом. И везде одно — осуждение. И понял, как это бесполезно — осуждать. Осуждение никогда не ведёт к истине, а переводит мысль в область эмоций, где может сгинуть, потонуть любая мысль, где смыслы не объединяются.

       Очень важно, что я уяснил это для себя об осуждении. Это к «Круговерти».
       _________________

       Как хорошо, что поколения вымирают: всё случайное, личное, индивидуальное, неважное уходит вместе с ними, а настоящее остаётся. То настоящее, которое мы даже не знаем, но передаем. Так же, как не знаем, что мы там в генотипе передали.

       Если осуждаешь, по факту всё правильно (как в сердцах если), а по сути — всё неправда.


Рецензии