Бескозырка
Так уж вышло, что родился я в месте чудовищно прекрасном - Приморье. Волею судеб, первые года три или четыре, точнее не скажу, я провёл на хуторе в тайге, у ныне покойной бабушки Клавдии Ивановны. Мне нравилась лесная, вольная жизнь, но бабушка умерла и мама увезла меня в город.
Город мне не понравился совсем. Мы постоянно переезжали, меняя места проживания, пока, наконец, мама не сняла крошечную хижину на морском берегу, на самой окраине города. И море меня очаровало. И я им заболел. И мне захотелось стать моряком или пиратом. В ту пору мне исполнилось пять лет.
Сначала я просто играл, представляя что хижина - это корабль, а я - капитан. Потом... Потом я узнал, я увидел по телевизору, что есть такое явление как юнга. Про юных моряков была какая-то передача.
Мне захотелось стать юнгой, бороздить моря и океаны, носить красивую морскую форму и бинокль... В тот же вечер, едва дождавшись маму с работы, я поделился с ней этой новостью, - так мол и так, становлюсь юнгой, ухожу в море, собери мне побольше трусов, колготок, конфет и проводи на корабль. Уходит сын твой, мама, в море.
Думал маменька возрадуется, чин чином соберёт, честь по чести проводит. Подозревал, что конфет пожадничает, но вышло не так. Мама не только не собрала вещей и не отвела меня к доброму капитану, но...
Мама сначала рассмеялась, а потом, потрепав мои волосы, сказала, что я глупый. Сказала, что для того, чтобы ходить в море, надо сначала окончить школу, а после ещё и какую-то мореходку. Сказала, что я ещё мал и, как водится, массу других глупых вещей, которые в таких случаях взрослые люди имеют обыкновение говорить детям.
Естественно я расспросил мамочку, про школу, но её ответы меня не только не вдохновили, но и ввергли в бездну отчаяния. Выяснилось, что это что-то типа детского сада, но очень долгого, что в неё нужно ходить аж десять лет...
Считать я немного умел. Как раз до десяти. Прикинув, что раз мне сейчас пять, то в школу мне придётся ходить аж две жизни, я призадумался.
Утром, встав пораньше, я отправился к воротам морской части. Не может быть, чтоб так всё это было долго да нудно. Я собственными глазами видел моряков, много моряков, которые в эти ворота входят и выходят. Прикинул, что дело, может не в школе, а просто мама конфет в дорогу пожалела, или колготок... Решил порасспросить моряков на эту тему. Однако в части меня ожидало очередное разочарование.
Меня туда попросту не пустили. На воротах стоял похожий на японца паренёк в форме.Я, честь по чести поздоровался и, не получив ответного салама, посчитал церемонию завершённой, да и пошёл себе дальше. Японец очнулся и подал голос:
- Пилят, ты кюда, э!?
- Я к капитану.
- Какому капитану?
Вопрос японца в морской форме поставил меня в тупик. Я не знал к какому, но, пораскинул мозгами и нашёлся:
- Капитану корабля.
Однако часовой-японец тоже не сдавался.
- Не положено.
Пришлось мне уйти не солоно хлебавши.
Вот ведь как устроен мир... Я ещё совсем мал, а жизнь моя уже полна неприятных сюрпризов... И я, кажется впервые, ощутил такую, знаете, вселенскую тоску. Мне захотелось к маме, но я знал, что она придёт с работы только вечером, а беспокоить её на работе по пустякам вроде вселенской тоски, желания не было.
В детский сад я не ходил, мне там не нравилось. Не нравилось вставать рано утром, не нравилась казённая безвкусная еда, казённая безвкусная обстановка, казённые, казарменные порядки, а больше всего я не любил дневной сон. Я бунтовал. Мать, намаявшись, стала оставлять меня дома. Я гулял, редко уходя далеко от дома. Обычно смотрел телевизор и листал привезённые дядей-моряком японские комиксы о якудзе. Комиксы были напечатаны на газетой бумаге, картинки подписаны иероглифами. Я и по-русски читать не умел, не говоря уже о японском, но процесс меня увлекал. Я пытался понять сюжет, он был не сложный и особо напрягаться не приходилось. Погони, перестрелки, драки, вот и всё.
На момент описываемых событий, дядя-моряк отдавал почётный долг Родине, проще говоря - служил в армии, и я не мог посоветоваться с ним по поводу сложившейся ситуации. Комиксы в этом деле мне тоже не помогали, но я привычно их листал, так, чтоб хоть чем-то заняться.
Пораскинув мозгами я припомнил что, если верить какому-то фильму о моряках, они, моряки, очень любят петь. Прикинул что, возможно, пение мне как-то сможет помочь осуществить мечту стать юным моряком.Петь я умел но подозревал, что мой репертуар, выученный в нелюбимом детском саду, про ёлочку и Ленина, не подходит. Требовалась, как я понимал, какая-то морская тематика, по крайней мере она должна доминировать. На счастье по соседству со мной жил дядя Гриша-гармонист. Работал дядя Гриша то ли сторожем, то ли кочегаром, сутки через трое, и частенько бывал дома.
Гармонист в ту пору был в почёте. Без музыки не обходилось никакое мало-мальски серьёзное мероприятие, как то - свадьба, юбилей, уход на пенсию и прочие первомаи. Народ жил дружно, весело, не замыкаясь в личной конуре, но... Это совсем другая история. Об этом, может быть, я расскажу в другой раз. Не сейчас..
Итак, я направился к соседу-гармонисту, желая, так сказать, расширить свой невеликий музыкальный репертуар. И...
Сосед был дома. Я поздоровался и изложил ему суть своей проблемы. Этот человек оказался первым взрослым, решившим просто помочь, помочь без оглядки на возраст и прочие нюансы, помочь, как говорится, без всяких яких и обиняков.
Наиграл несколько песен, про "Напрасно старушка ждёт сына домой" , Варяг, который не сдаётся врагу, Аврору...
Мне понравилась "Аврора", но...
Песня оказалась длинной. Я не смог запомнить слова.
- Вот ведь... А читать ты, конечно, ещё не умеешь?
Сосед задумчиво потёр небритый подбородок, пробежался пальцами по клавишам инструмента, посидел задумчиво, отложил инструмент, вышел в другую комнату.
- Море и песни, брат, это конечно хорошо, эт, брат, просто замечательно, но... Ты должен полюбить ещё одну штуку - книги. Вот смотри...
Сосед вернулся. В руках у него была шикарная бескозырка. Чёрная, с золотыми якорями, с золотой надписью.
- Нравится?
- Очень!
Я чуть не задохнулся от восторга.
- Она будет твоей. Но, при одном условии. Ты должен научиться читать.
- Э...
Я мигом погрустнел.
- Мне в школу только через два года идти.
- Зачем ждать? Школа это школа, а читать можно научиться самому. Попроси маму, пусть купит тебе азбуку. Там всё просто. Есть картинка, а рядом - буква, с которой она начинается.
Вот...
Сосед взял какой-то журнал, полистал, вырезал картинку. Снова полистал, вырезал букву. Из шкафчика извлёк кисточку и клей, приклеил букву к картинке.
- Что на картинке?
- Бескозырка.
- Какая это буква?
- Бе?
- Бе... Ме...
Сосед засмеялся.
- Не "Бе", а "бэ", но суть ты понял.
Повозившись ещё с бумагой и клеем сосед научил меня ещё нескольким буквам.
Вот смотри, что это за буква, как ты думаешь?
На картинке был аист.
- Наверное "А".
- Молодец. А это?
- Это снова "А".
- Почему?
- Ну, на картинке же автомобиль.
- Машина.
Сосед снова рассмеялся.
- Итак, мы знаем три буквы. Теперь попробуем сложить из них слова.
Сосед снова полез в шкафчик, вынул карандаш и вывел на листе бумаги, крупно, два слова.
- На вот, прочти!
Я призадумался, наморщив лоб, почесал подбородок, подражая соседу и, неуверенно произнёс:
- Мама, баба.
- Ну, ты прям гений!
Я подумал и сказал...
- Дядя Гриша, а я знаю ещё одно слово из этих букв.
- Давай.
- БАМ.
- Верно. Молодчина. Теперь мне пора по делам, а ты ступай домой, скажи маме, чтоб купила нормальную азбуку. Как научишься читать - приходи за бескозыркой. Текст про Аврору я тебе тоже напишу.
Однако домой я не пошёл, а метнулся прямо к маме, на работу, в детский сад, где она работала нянечкой. Вывалив матушке новости, я стал уговаривать её срочно-пресрочно купить мне азбуку.
На счастье в саду эта самая азбука нашлась и я наконец вернулся под сень родных пенатов, где, включив телевизор, принялся азбуку изучать.
К слову, эта привычка включать что-то фоном, хоть телек, хоть радио, хоть что, она сохранилась с тех пор. Люблю когда техника работает. Желательно вся сразу. Помните, у Рашида Нугманова, в фильме "Игла", Цой приходит в квартиру подруги и сразу всё включает? Это про меня. Вот и сейчас, пока пишу, в углу комнаты бухтит музыкальный центр. Впрочем, я отвлёкся.
По телеку шла передача про американских негров, их борьбу за права и блюз,музыку протеста. Пока чернокожие боюзмены раздували щёки, дудя в губные гармошки, я под этот аккомпанимент закрепил уже изученный материал, три буквы, и выучил пару новых. Потом утомился и уснул.
Мне снилась бескозырка, матросы поющие на английском языке чёрные блюзовые стандарты и хоровод из букв, которые складывалось в слова "Мама, баба, БАМ". Матросы пустились в пляс вместе с буквами и, вместо блюза запели:
- Поехала мама на БАМ,
Там встретила бабу,
И баба у мамы на БАМе
Бабулек взяла...
Да, баба у мамы на БАМе
Бабулек взяла!
Проснулся с приходом матушки. Она меня накормила, поинтересовалась успехами и была ими весьма впечатлена.
Дня через три-четыре я не только выучил весь алфавит, но и научился складывать слова в предложения. Пошёл к соседу. Тот рубил дрова. Я замер у калитки, любуясь ловкой работой. Минут через несколько сосед меня заметил, отложил топор, поздоровался по-мужски, за руку.
- Ну, как дела?
- Дядь Гриш, я научился читать!
- Пошли в дом.
В хате сосед усадил меня на табурет, налил чая, принёс бескозырку.
- Читай, что тут написано?
С замиранием сердца я прочёл надпись золотыми буквами на чёрном фоне:
- Тихоокеанский флот.
- Владей!
Сосед снова пожал мне руку, надел Бескозырку мне на голову и, порывшись в шкафу, протянул листок.
- Это текст песни. Заучи наизусть и приходи репетировать.
Так мы подружились. Помимо "Авроры" я выучил ещё много песен о море и не только.
Бескозырку в итоге у меня отобрала уличная шпана, моряком я так и не стал, но, как и прежде, влюблён в море, музыку и чтение, а иногда даже пишу.
Такая вот история.
Свидетельство о публикации №223102001468