Пресс-конференция Александра Лукашенко

7 октября 2011 года в Минске состоялась ежегодная пресс-конференция Президента Беларуси Александра Лукашенко российским СМИ. В ней приняли участие 86 журналистов из 40 регионов России, среди них обозреватель «Нового Петербурга» Андрей Антонов. Мероприятие проходило в зале Национальной библиотеки более 4-х часов. А. Лукашенко ответил более чем на 30 вопросов. При этом вопросы задавались самые разнообразные и без согласования с его пресс-службой.
Начиная разговор, Александр Лукашенко обратился к журналистам: «Я регулярно смотрю основные российские телеканалы, читаю газеты, интернет–издания и не могу не удивляться, когда вижу порой репортажи из Беларуси. Как можно все исказить! А самое главное — зачем это надо?»
Президент подчеркнул: «Прямо скажу: для встречи с вами мы не приукрашивали действительность, не строили какие–то «потемкинские деревни». В эту поездку в Беларусь вы увидели реальную страну, реальных людей и реальную жизнь».
Об экономической ситуации
«О кризисе» я нигде не говорил. Кризис — это когда обваливается все. У нас возникли определенные проблемы с валютой. Парадоксальная ситуация... Валовой внутренний продукт за это время к уровню прошлого высокого года вырос примерно на 10 процентов. Это очень хороший рост ВВП. Но мы не нефтью и природным газом торгуем. Мы торгуем всем тем, что создается нашими руками и мозгами. Основа Беларуси — это переработка по всем направлениям. Прежде всего машиностроение и сельское хозяйство. А эту продукцию не так просто сбыть.
Мы почти в два раза превысили уровень Советского Союза. К этому уровню еще прирастать непросто. И у нас страшный дефицит рабочей силы. У нас рабочих рук сегодня не хватает...
Да, мы девальвировали национальную валюту. Но нам и «помогли», конечно, очень сильно, в том числе и российские средства массовой информации, и некоторые чиновники, которых сегодня уже нет. Которые создавали вокруг Беларуси ажиотаж. Ну и потом, за Единое экономическое пространство, я об этом говорил уже и вашему руководству, мы очень дорого заплатили. Вы знаете, что с 1 июля этого года таможенные пошлины на автомобили введены в интересах России запретительные. И до 1 июля, конечно же, наше население этот хлам пыталось ввести безразмерно. Это предопределило отток, по оценкам экспертов, примерно до 3 млрд. долларов из страны. Но и это не главная причина. За последнюю пятилетку мы почти в 5 раз получили от Российской Федерации увеличение цен на энергоносители, сырье и материалы. А Беларусь как была сборочным цехом Союза, так она сегодня и осталась по своей сути сборочным цехом Российской Федерации.
Мы, конечно, очень сильно поджались. У нас не было другого выхода, как обеспечить положительное сальдо во внешней торговле. Вот за последние месяцы мы имеем это положительное сальдо.
Так вот, парадокс состоит в том, что нормально развивается экономика. Как никогда больше мы получили валюты в страну. Но ее не хватило в связи с причинами, о которых я сказал. Думаю, что в будущем мы сможем нормализовать эту ситуацию. В том числе и по ценам — с Россией. Сейчас идут переговоры. И, как мне уже сообщали, они идут довольно успешно.
И очень важно, что Беларусь значительно прибавила за свою новейшую историю существования вне Советского Союза. Но прибавляя в экономике, мы фактически не прибавили в расходовании энергоресурсов. То есть то, что мы покупали раньше, покупаем и сейчас. Но почти в два раза производим больше.
Об отношениях с российским руководством
У меня не было никаких «межличностных факторов в отношениях» с руководителями Российской Федерации.
Да, бывали моменты, когда неоднозначно складывались наши отношения. Но это даже не потому, что у Лукашенко скверный характер. Лукашенко — Президент. Он отвечает за конкретную страну. За людей. За миллионы людей, которые здесь живут. Я за это отвечал и отвечаю. И если я вижу, что что–то складывается не так, я на это реагирую. Может быть, где–то ошибался. Я же тоже человек. Но время показывает, что я все–таки был прав.
Что касается нынешних отношений. Когда мы шли к формированию Единого экономического пространства... Я об этом еще скажу в том ключе, в котором высказался Владимир Владимирович Путин. Я готовлю сейчас развернутую статью. Думаю, как минимум в «Известиях» ее опубликую. Скажу о Едином экономическом пространстве, о нашей интеграции не только с Россией, но и с другими государствами.
Мы должны строить наш союз, а речь идет о Евразийском союзе в перспективе, на равных условиях. Мы нигде никого не должны принижать и наклонять, ибо союза не будет тогда.
Но я вам должен сказать, что особенность наших отношений с российским руководством — моих с Президентом, премьером, наших коллег — заключается в том, что мы, как никто другой, это нехарактерно ни для Европейского союза, ни для других государств в отношениях с Россией, мы открыто, честно и прямо, как самые близкие люди, критикуем друг друга, открыто высказываем свое мнение, открыто говорим. Это тоже дорогого стоит. Это только у нас с Россией так сложилось.
О Союзном государстве
Процессы замедлились. Мы об этом много уже говорили. Но то, что мы сейчас встряхнули нашу эту организацию, то, что мы в ноябре вернемся к заседаниям Высшего государственного Совета, это о многом говорит. Союзный Совмин мы проводим всегда. Это тоже говорит о том, что мы больше занимались экономическими проблемами, не выходя на оборонные, политические и другие, которые касаются Высшего государственного Совета. Мы договорились с Президентом России о том, что мы проведем Высший государственный Совет.
О военном сотрудничестве
Думаю, вы хорошо знакомы с результатом недавних учений в Ашулуке. Я всегда привожу этот пример: у нас есть комплексы С–300, некогда произведенные в Советском Союзе, С–400. Это комплексы, которые сбивали воздушные цели. Года два тому назад надо было научить эти комплексы поражать цели на земле. Такого еще не было, чтобы комплекс противовоздушный С–300 поражал цель на земле за несколько десятков километров от места расположения его позиции.
И вы знаете, кто «научил» эти комплексы стрелять таким образом? Белорусы.
Я к чему это говорю? Мы вместе с россиянами многому научились. Мы научили истребители быть штурмовиками (наши МиГ–29, Су–27), это тоже впервые в истории. Мы модернизировали эти машины на белорусских предприятиях.
То есть мы и в обороне наших рубежей Союзного государства многому научились. И мы провели немало учений..
О приватизации
Мы смотрим на вещи реально. Допустим, «Беларуськалий». Это мощное предприятие, которое около 3 млрд. доходов в валюте приносит нашей стране. Мы не против приватизации. Мы этого не боимся. Но мы четко сказали: цена «Беларуськалия» минимум 30 млрд. долларов.
В России хотят купить это предприятие. Ну ценная вещь — 3 миллиарда в год. 10 лет — 30 миллиардов. Мне оттуда намекают, я даже вам сказать не могу, какие предложения идут. Я пытаюсь объяснить, говорю, что у нас не принято так. У нас в карман никто деньги не кладет, тем более Президент. Я честно прожил свои годы президентские и не собираюсь у народа чего–то здесь отнимать и отбирать.
Неправда, что мы сдерживаем российский капитал! Мы приветствуем его здесь.
По «Беларуськалию» разговоров много: продали, не продали. Никто не продал «Беларуськалий». И если его не купят по этой цене, мы не переживаем — 100 процентов рентабельность, нормально функционирует предприятие. Чего нам торопиться? Нам нужно определенное количество денег. Мы их разместим в золотовалютных резервах. Продадим 25 процентов или 30 процентов «Беларуськалия», но от контроля над ним никогда не откажемся.
У нас очень сильные социальные требования к тем, кто пытается приватизировать. Ведь нас критикуют за то, что вот в государственный сектор приватизация не идет и так далее. Но мы же никогда ее не сдерживали. Но условия жесткие: как работает государственное предприятие, так должны работать и вы. А просто сюда приехать, заплатить мизерную зарплату нашему человеку и выкачать прибыль... Зачем нам нужны такие инвесторы? Если даже это будет высокотехнологичное предприятие, оно же не на нас будет работать. А людей выкинут — а куда мне этих людей девать?
Поэтому мы модернизируем спокойно сами. И если кто–то согласен на эту политику, то пожалуйста, приходите.
О качестве продуктов
Чтобы не иметь проблем — ешьте белорусское. Я это в такой форме говорю, но абсолютно серьезно.
Это один из вопросов безопасности. Лекарства, продукты питания, отчасти одежда и так далее — это главные вопросы безопасности. И вы знаете, для меня в моей президентской судьбе этот вопрос возникал очень остро и не единожды. У вас есть некая «Бабаевская» фабрика, по–моему, они хотели прихватить и нашу «Коммунарку». А это один из брэндов Советского Союза: в Минске — «Коммунарка» и «Спартак» — в Гомеле. Это две мощнейшие фабрики были в Советском Союзе. Да и сейчас хорошо работают. И тогда в связи с этим рейдерским захватом, как его сейчас называют, ко мне обратились женщины с письмом, потому что в основном женщины работают на этих фабриках. Я тогда ввел «золотую акцию» и наложил запрет на приватизацию этой фабрики. Я боялся одного — чтобы наша фабрика, которая тогда выпускала лучшую продукцию, не «шалила» на рынке, чтобы какао–бобы и прочие ингредиенты не заменяла на сою, чтобы она не стала выпускать «сладкую плитку» под видом шоколада.
Сегодня в Москве, в Питере, это же продвинутые города, где люди уже попробовали всего, как только белорусские продукты появляются, они исчезают за один час — их раскупают. Почему? Не потому, что они только дешевле. Дешевого в России хватает. Но наши — натуральные. И мы никогда здесь не «шалили». Мы этому уделяли и уделяем важнейшее внимание.
Вы знаете, боюсь тут преувеличить, но у нас этой проблемы с качеством нет.
О выборах
Я выборы проводил «по понятиям» Европейского союза (выборы в декабре 2010 года – прим. А Антонова). Вот они ко мне приезжали, помните, Вестервелле и Сикорский говорят: «Александр Григорьевич, вот надо сделать это, это, это». Министр иностранных дел сидел рядом, переводил. — «Сергей Николаевич, будем делать».
Приезжают еще: «Надо всех зарегистрировать». Я говорю: «У нас 100 тысяч подписей надо собрать, чтобы зарегистрировать». — «Господин Президент, ну...» — «Ну ладно». Пришло время сбора подписей, сейчас об этом можно говорить, я уже им говорил и вам скажу публично. Один в Витебском районе взял телефонный справочник и записал: кто жив, кто давно умер, всех переписал на 100 тысяч в Витебске. Стали смотреть. Ну как его зарегистрировать, если там практически ни один подписной лист не сходится? Говорят: «Ну ладно, того не надо, а остальных зарегистрируйте». Десять — всех зарегистрировали. Я им отдал 600 тысяч своих подписей. У меня где–то было 2 миллиона семьсот тысяч подписей. Надо было — я им отдал, для того чтобы Центризбирком их зарегистрировал. Зарегистрировали всех, под железным моим давлением.
Приезжает еще один визитер: «Прямой эфир столько, столько, столько». Приглашаю председателя Центризбиркома: «Лидия Михайловна, мы это можем сделать?» — «Можем». Вот телевизионщики сидят — пожалуйста, сделайте им прямой эфир, пусть говорят, что считают нужным.
И вы знаете, вот возьмите, я же не вру, возьмите эти выступления: «на площадь», «штурм», «ломаем», «крошим» и так далее. Почему это делали? Потому что знали, что проиграют. А денежки надо отрабатывать. А Запад сказал: деньги дадим только на штурмы, беспорядки, взрывы и так далее и тому подобное. Мы это тоже знаем. И российские спецслужбы это знали — под что давали деньги. И тем не менее я шел на все, на все уступки.
Следующая просьба: «Мы хотим... около тысячи журналистов приедут к вам». — «Хорошо». — «Но вы, пожалуйста, впустите и тех, которым запрещено, запрещен въезд на территорию Беларуси». Я говорю: «Откройте границу для всех, пусть едут». Наши силовики уже на «ушах» стояли, но говорю: «Мужики, ну надо это сделать. Надо! Ибо потом же скажут, зацепку найдут, скажут, что мы опять не те выборы провели». Приезжают через некоторое время: «И политики, которым запрещен въезд». Я говорю: «Хорошо. И политиков всех пустим». Все вражье приехало в Беларусь, которое всегда ненавидело Беларусь. Мы всем открыли.
И что? И какой сегодня результат? Все равно Лукашенко — диктатор, он такой–сякой, он негодяй... Я для них чужой идеологически. Я никогда не буду для них своим! Никогда!
Мы провели эти выборы таким образом. И все равно плохо. Правда, тогда и некоторые россияне помогали нас поддавливать со всех сторон. Но мы выдержали это. Я не жалуюсь. Это, наверное, судьба белорусов. И моя судьба вместе с ними. Уж слишком привлекателен этот кусок земли, уж слишком стратегически важен.
О геополитической роли страны
Вы знаете, я часто говорю, когда мне говорят: вот россияне, Беларусь им не важна. Извините, я так образно говорю: вы знаете, для России, наверное, потерять кусок России было бы менее безболезненно, чем потерять Беларусь. И не только с точки зрения стратегической, военно–политической и так далее, все это понятно. Даже с точки зрения моральной: русский человек теряет своего — я это так воспринимаю. То же самое и для нас, когда Запад начинает чего–то там говорить или где–то мне в России говорят: «вот, Лукашенко заигрывает с Западом, предавая интересы России и так далее».
При любой встрече, с кем бы я ни встречался и тогда и теперь, говорю: «Вы не ждите, что я буду в ущерб России сотрудничать с Западом». И вообще, это же не надо ни Западу, ни России.
Об ответственности
Вы знаете, белорусы чем отличаются от других? Это образованный народ. И если здесь возникла проблема, это не значит, что они упадут и скажут: «Плохой Лукашенко». Чепуха полная. Простите меня за нескромность, простите ради бога, белорусам за Лукашенко надо держаться даже в самой критической ситуации как утопающему за соломинку, потому что Лукашенко никогда не предавал и не предаст. Никогда! И не только белорусов, но и вас, россиян. Это мне не присуще. И если у нас проблемы возникли, то я всегда честно и откровенно объясню людям, и они меня поймут.
И если бы я знал, что сегодня белорусы на 80 процентов или больше ненавидят Лукашенко, я бы эти все шмотки собрал, положил на стол и сказал: «Спасибо, братцы–белорусы». Я себе на хлеб заработаю. Я не держусь за это кресло, как вы иногда пишете в России, ради власти или ради какого–то богатства и денег. Нет! Я — первый Президент страны. И я должен оставить страну такой, чтобы стыдно было после меня работать хуже.
О социальном акценте
Мы направление социально ориентированной экономики знаем. Это — пенсии, пособия, детские сады и прочее... Чего бы мне хотелось? Больше сделать! Понимаете? Больше!
Ну это уже связано с богатством самой страны. Если бы у меня были ресурсы, я прежде всего бы направил эти ресурсы на повышение благосостояния людей. Хотелось бы больше. Но тут тоже очень опасно перейти грань — чтобы иждивенчество не появилось. Вот Лукашенко должен и все.
О статье В.Путина и телефонном разговоре с премьер-министром России
Мы вчера с Владимиром Владимировичем по телефону разговаривали. Я ему сразу говорю: «Прежде всего поздравляю. Желаю счастья». — «У меня завтра день рождения». Я говорю: «Не будь таким суеверным. Я от души желаю. И мое слово всегда, как и рука, легкие». — «Ладно, согласен». — «Поэтому счастья, настроения, здоровья». О политике не говорили. О президентских выборах не говорили.
Говорили много об основных положениях его статьи. Я как раз ее прочитал. Много говорили об этом. Я поручил собрать материалы на эту тему. И я хочу, если, конечно, «Известия» опубликуют эту статью, высказать свою позицию. У меня много есть чего рассказать.
Должен вам сказать, что ЕЭП была его инициатива, когда он был Президентом. Он нас пригласил, меня и Кучму. Тогда еще в Украине Кучма был президентом. Пригласил к себе в Ново–Огарево. Мы приехали к нему, и первый он поднял эту тему. И в это время был визит Назарбаева в Москву. Таким образом, мы оказались вчетвером.
Но, как видите, Украина оказалась невовлеченной. Там не хватило сил, чтобы начать этот процесс. Остались мы втроем в надежде на то, что все–таки когда–нибудь Украина вернется к этому разговору.
О доходах
Зарплата должна быть такая, чтобы комфортно жить и кормить своих детей и семью. Но чисто зарплата — это не показатель. У вас зарплата выше, чем в Беларуси. Как–то я белорусам сказал, которые говорят, вот на Западе получают 2.000 долларов, а у нас тогда было в эквиваленте 500 долларов и так далее. Я говорю: хорошо. Я согласен на такой уровень зарплаты — около 2.000, но за все будете платить, как на Западе. Нет. А сколько стоит там образование? А сколько стоит детский садик? А мы видим это по Прибалтике. Там и детских садов уже не осталось. Почему? Потому что за такие деньги родители не могут в детский садик ребенка водить. А то, что мы бесплатно школьников кормим? Давайте это все подсчитаем, и сколько получится? А квартплата, так называемые коммунальные услуги? Вы 85 процентов стоимости коммунальных услуг берете с россиянина? 85 в среднем. А вы знаете, сколько в Беларуси население платит от стоимости услуг? Всего 20,7 процента. А давайте это все подсчитаем, сложим. А сколько мы платим за первого ребенка, за второго, за третьего? А сколько мы льготных кредитов на жилье выдали.
О будущем России.
Если развалится Россия, нам всем будет «хана». Это самый страшный вариант для вас и для нас. Россия — это оплот всего постсоветского пространства. Допустим, в Казахстане есть все то, что есть в России, и Казахстан обойдется без России. Никогда Назарбаев такого не говорил, но мы без России себя не видим. Это объективно. Может, мы не хотели бы, чтобы так было, но это объективно. Поэтому упаси Господь распад России. Любыми судьбами сохранить это пространство, эту цивилизацию необходимо. Это будет похлеще, чем распад Советского Союза. Мы даже об этом не думаем, не мыслим. И если надо — нас никто об этом не просит — положить на алтарь этой борьбы все, что есть у белорусов, мы будем бороться за то, чтобы Россия существовала, чтобы она была крепкой.
Чем крепче Россия, тем легче нам. Я уверен, так будет».
                октябрь 2011 года


Рецензии