38. Шри Ауробиндо МАТЬ 1-5

38. Шри Ауробиндо "Мать"

I

Есть только две силы,
способные совместно осуществить
великий и тяжёлый труд (трансформации человека),
являющийся целью нашего усилия -–
постоянное и неослабевающее стремление,
призывающее снизу,
и Верховная Милость свыше, отвечающая ему.

Но Высшая Милость будет действовать
только в условиях Света и Истины;
Она не будет действовать в условиях,
навязанных Ей Ложью и Неведением.

Ибо если Она подчинится требованиям Лжи,
Она предаст Свою собственную цель.

Это условия Света и Истины,
единственные условия при которых
Высшая Сила низойдет вниз;
и только самая высшая супраментальная (сверхразумная) Сила,
спускающаяся свыше и раскрывающаяся внизу,
сможет победоносно справиться
с физической природой и преодолеть её трудности.

Должна быть полная и искренняя самоотдача;
должно быть исключительное
самораскрытие Божественной Силе;
должен быть постоянный и всеобъемлющий
выбор Истины, нисходящей свыше,
постоянный и интегральный отказ от лжи
ментальных, витальных и физических сил и видимостей,
которые всё ещё правят земной природой.

Самоотдача должна быть полной
и охватить все части существа.

Недостаточно, чтобы (только) психическое отвечало
и высшее ментальное принимало
или даже внутреннее витальное подчинялось
и внутреннее физическое сознание чувствовало влияние.

Не должно оставаться ни в одной части сознания,
даже в самой внешней, ничего, что сдерживалось,
ничего, что скрывалось за сомнениями,
замешательством и уловками,
ничего, что восставало или отказывалось.

Если одна часть существа совершает самоотдачу,
а другая часть воздерживается,
следует своему собственному пути
или ставит свои собственные условия,
тогда каждый раз, когда это происходит,
вы сами отталкиваете
Божественную Милость от себя прочь.

Если за своей преданностью и самоотдачей
вы делаете прикрытие для своих желаний,
эгоистических требований и витальных запросов,
если вы подменяете ими истинное стремление
или примешиваете их к нему
и пытаетесь навязать их Божественной Шакти,
тогда бесполезно призывать
Божественную Милость трансформировать вас.

Если вы открываетесь с одной стороны
или в одной части Истине,
а с другой стороны, постоянно открываете
двери враждебным силам,
тогда вы будете ожидать напрасно,
что Божественная Милость пребудет с вами.

Вы должны содержать свой храм в чистоте,
если хотите установить в нём живое Присутствие (Шакти).

Если каждый раз, когда Сила вмешивается
и приносит Истину,
вы отворачиваетесь от неё и вновь призываете ложь,
которая была изгнана,
то не Божественную Милость вы должны винить за то,
что она покинула вас,
но ложь вашей собственной воли
и несовершенство вашей собственной самоотдачи.

Если вы призываете Истину,
и всё же, что-то в вас выбирает ложь,
неведение и небожественное,
или даже просто не хочет отбросить их полностью,
тогда вы будете постоянно открыты
атакам враждебных сил, и Милость покинет вас.

Найдите вначале в себе то,
что ложно и темно и постоянно отвергайте это,
только тогда вы сможете по праву призывать
Божественную Силу трансформировать вас.

Не думайте, что истине и лжи,
свету и тьме, самоотдаче и эгоизму
может быть дозволено пребывать совместно в доме,
посвящённом Божественному.

Трансформация должна быть интегральной (цельной),
и поэтому интегральным должен быть отказ всему,
что противостоит ей.

Отбросьте ложную идею, что Божественная Сила сделает
и обязана сделать всё для вас по вашему требованию,
даже если вы не удовлетворяете условия,
поставленные Божественным.

Сделайте свою самоотдачу истинной и полной,
только тогда всё остальное будет сделано для вас.

Отбросьте также ложное и праздное ожидание,
что Божественная Сила сделает даже самоотдачу за вас.

Божественное требует вашей самоотдачи,
но не навязывает её: вы свободны в любой момент,
до тех пор, пока не наступит необратимая трансформация,
отрицать и отвергать Божественное
или полностью отозвать свою самоотдачу,
если вы готовы встретить духовные последствия.

Ваша самоотдача должна быть самостоятельной и свободной;
это должна быть самоотдача живого существа,
а не инертного автомата или механического инструмента.

Инертная пассивность постоянно
ошибочно принимается за истинную самоотдачу,
но из инертной пассивности
ничего истинного и могущественного не может прийти.

Это инертная пассивность физической природы,
которая оставляет его (человека) на милость любого тёмного
и небожественного влияния.

Необходимо радостное, сильное и полезное подчинение
деятельности Божественной Силы,
послушание просветлённого ученика Истины,
внутреннего Воина, который сражается с ложью и тьмой,
преданного слуги Божественного.

Это -– истинное отношение,
и только те, кто смогут занять (приобрести, иметь) и удержать его,
сохранят веру, не поколебленную разочарованиями и трудностями,
и пройдут через все испытания к верховной победе
и великому преображению.

***

Шри Ауробиндо "Мать"

II

За всем, что делается во вселенной, стоит Божественное,
которое действует через Свою Шакти,
но Оно скрыто Своей Йога-Майей
и работает через эго Дживы в низшей природе.

В Йоге так же -- это Божественное является
Садхаком и Садханой (Практикующим и Практикой);
это Его Шакти (Божественного) со своим светом, силой,
знанием, сознанием, Анандой (Счастьем, Радостью),
воздействует на Адхар (опору, основание)
и, когда он (Садхак) открыт Ей, низливается в него
вместе с этими божественными силами,
делая Садхану возможной.

Но до тех пор, пока низшая природа активна,
личное усилие Садхака остается необходимым.

Необходимое индивидуальное усилие --
это тройная работа стремления, отказа и самоотдачи, --
стремление бдительное, постоянное, непрерывное --

воля разума, искание сердца, согласие витального существа,
воля открыть и сделать пластичными
физическое сознание и природу;

отказ движениям низшей природы --
отказ от идей разума, его мнений, предпочтений,
привычек, конструкций

такой, чтобы истинное знание могло найти
свободное место в безмолвном разуме, --

отказ от желаний витальной природы,
её требований, пристрастий,
(низших) чувственных восприятий,
страстей, эгоизма, гордыни, высокомерия, похоти,
жадности, ревности, зависти, враждебности к Истине

такой, чтобы истинная сила и радость
могли низлиться сверху
в спокойное, обширное, сильное и посвящённое
Божественному витальное существо, --

отказ от глупости физической природы,
её сомнений, неверия, темноты, упрямства,
ничтожества, лени, нежелания меняться (тамаса)

такой, чтобы истинное постоянство
Света, Силы, Ананды (Счастья, Радости)
могло обосноваться в теле,
постоянно становящимся всё более Божественным;

самоотдача себя и всего, чем вы являетесь и владеете,
и всех уровней сознания, и каждого движения
Божественному и Шакти.

По мере того, как самоотдача
и само-посвящение прогрессируют,
Садхак начинает осознавать Божественную Шакти,
Совершающую Садхану,
Низливающую в него всё больше и больше Себя,
Основывающую в нём свободу
и совершенство Божественной Природы.

Чем больше этот сознательный процесс
замещает его собственное усилие,
тем более стремительным и истинным
становится его прогресс.

Но он не может полностью заменить
необходимость личного усилия Садхака до тех пор,
пока самоотдача и посвящение не станут
чистыми и совершенными во всех частях существа.

Имейте в виду, что тамасичная самоотдача,
отказывающаяся выполнить эти условия
и взывающая к Богу,
чтобы он сделал всё за вас
и освободил от всех трудностей и борьбы, --
является заблуждением
и не ведёт к свободе и совершенству.

***

Шри Ауробиндо "Мать"

III

Чтобы идти по жизни защищённым
от всех страхов, опасностей и бед,
нужны только две вещи,
две, которые всегда идут вместе --
это Милость Божественной Матери
и, с вашей стороны, внутреннее состояние,
основанное на вере, искренности и самоотдаче.

Пусть ваша вера будет чистой, искренней и совершенной.

Эгоистическая вера в ментальном и витальном существе,
запятнанная амбициями, гордыней, тщеславием,
ментальной самонадеянностью,
витальным эгоизмом, личными требованиями,
жаждой мелких удовольствий низшей природы --
это слабое и скрытое дымом пламя,
неспособное гореть, возносясь прямо к небесам.

Принимайте свою жизнь как данную вам
только для Божественной работы
и помощи в Божественном проявлении.

Не желайте ничего другого,
кроме чистоты, силы, света, широты, покоя,
Ананды (Счастья, Радости) Божественного сознания
и Его настояния трансформировать
и совершенствовать ваш разум, жизнь и тело.

Не просите ничего, кроме божественной,
духовной и супраментальной (надразумной) Истины,
Её реализации на земле и в вас и во всех,
кто позван и избран,
и условий, необходимых для Её созидания
и победы над всеми противостоящими силами.

Пусть ваша искренность и самоотдача
будут полными и истинными.

Когда вы отдаёте себя -- отдавайте полностью,
без требований, без условий, без остатка,
так, чтобы всё в вас принадлежало Божественной Матери,
и ничего не оставалось для эго
или отдавалось любой другой силе.

Чем полнее ваша вера, искренность и самоотдача,
тем больше милость и защита будут с вами.

И когда милость и защита Божественной Матери
вместе с вами,
что способно затронуть вас или кого вам бояться?

Даже малая Её часть пронесёт вас
через все трудности, препятствия и опасности;

окружённые Её полным Присутствием,
вы можете безопасно идти по своему пути,
потому что это Её путь,
не заботясь ни о каких опасностях,
незатронутые никакой враждебностью,
какой бы сильной она ни была,
из этого мира или из миров незримых.

Её касание может обратить трудности в возможности,
поражение в успех и слабость в непоколебимую силу.

Ибо милость Божественной Матери --
это санкция Всевышнего,
и сейчас или завтра Её результат несомненен,
провозглашён, неизбежен и неотвратим.

***

Шри Ауробиндо "Мать"

IV

Деньги –- это зримый символ универсальной силы,
и эта сила в своём проявлении на земле
работает на витальном и физическом планах
и необходима для полноты внешней жизни.

По своему происхождению и истинному действию
она принадлежит Божественному.

Но подобно остальным силам Божественного
она делегирована сюда
и в неведении низшей природы
может быть узурпирована
и использоваться для нужд эго,
и удерживаться тёмными (асурическими) влияниями,
и искажаться в соответствии с их целями.

Это одна из трех сил -- власть, богатство и секс, --
которые обладают наибольшей привлекательностью
для человеческого эго и тёмных сущностей (Асуров),
и которыми больше всего злоупотребляют те,
кто обладает ими.

Искатели и обладатели богатства
чаще всего оказываются порабощены им,
нежели являются его владельцами;
только немногим удаётся полностью избежать
того искажающего влияния,
которым оно отмечено за долгое время захвата
и извращения его злом (Асурами).

Поэтому большинство духовных дисциплин
настаивает на полном самоконтроле, беспристрастности
и отказе от любой привязанности к богатству,
и от всего личного,
и от эгоистического желания обладать им.

Некоторые из них даже налагают
запрет на деньги и богатство,
провозглашая нищету и бедность жизни
основным условием духовной жизни.

Но -- это заблуждение;
так как это оставляет силу денег
во власти враждебных сил.

Отвоевать её для Божественного,
которому она принадлежит по праву,
и использовать её Божественно для Божественной жизни --
вот супраментальный (над-разумный) путь
для Садхака (Практикующего).

Вы не должны ни отворачиваться
с аскетическим отказом от силы денег,
средств, которые она предоставляет,
и благ, которые она приносит,
ни лелеять раджастическую привязанность к ним
или дух порабощающего само-потакания
в наслаждении ими.

Рассматривайте богатство просто как силу,
которая должна быть отвоёвана для Матери
и поставлена на Её службу.

Всё богатство принадлежит Божественному,
и те, кто владеют им,
являются его попечителями, а не владельцами.

Сегодня оно с ними,
завтра оно может быть где-то в другом месте.

Всё зависит от того,
как они осуществляют свою опеку, пока оно с ними,
в каком духе, с каким сознанием они используют его
и для каких целей.

В своем персональном использовании денег
смотрите на всё, что вы имеете,
зарабатываете или получаете,
как на собственность Матери.

Ничего не требуйте, но принимайте всё,
что Она даёт вам и используйте на то,
для чего оно вам дано.

Будьте совершенно бескорыстным, доскональным,
точным, внимательным к деталям, хорошим попечителем;
всегда помните, что это Её достояние,
а не ваше собственное.

С другой стороны, то, что вы получаете для Неё,
благоговейно подносите Ей;
не обращайте ничего на свои или чьи-либо нужды.

Не восторгайтесь людьми только из-за их богатства
и не позволяйте им впечатлить вас видимостью,
силой или влиянием.

(Когда вы даёте для Матери,
вы должны чувствовать, что это Она --
Та, Кто спрашивает с вас совсем малую часть того,
что всё полностью и так принадлежит Ей;
и человек, с которого Она спрашивает о том,
как он обращается со своими финансами,
будет судиться по своему ответу.)

Если вы свободны от искажающего влияния денег,
но также и не отказываетесь аскетически от них,
вы будете обладать великой силой
распоряжаться деньгами для Божественной работы.

(Спокойная) равнозначность разума
(в отношении к деньгам),
отсутствие (тамасичных) запросов
и полное посвящение всего,
чем вы владеете и (что) получаете,
и всей вашей силы обретения богатства
Божественной Шакти и Её работе --
являются признаками этой свободы.

Любое беспокойство разума в вопросе денег
и их использовании,
любое притязание, любое чувство скупости --
это верное указание на некое несовершенство
или привязанность (к материальным благам).

Идеальным Садхаком (Практикующим)
в этом отношении является тот,
кто, если потребуется жить в бедности, сможет жить так,
и чувство нужды не затронет его
и не помешает полноте внутренней игры
Божественного сознания,

и если от него потребуется жить в роскоши,
он сможет жить так и ни на мгновение не впасть в желание
или привязанность к своему богатству,
или к предметам, которыми он пользуется,
или в рабство к самопотаканию,
или в зависимость от безвольной привязанности
к привычкам, порождаемым богатством.

Божественная Воля -- единственный смысл его жизни,
а также Божественная Ананда (Счастье, Радость).

В супраментальном (трансформированном сверхразумом)
творении сила денег должна быть возвращена
Божественной Силе и использоваться
для истинного, прекрасного и гармоничного устройства
и организации нового обожествлённого
витального и физического существования так,
как Божественная Мать Сама решит
в Своём созидающем Видении.

Но вначале она (сила денег)
должна быть отвоёвана для Неё;
и самыми сильными в этой борьбе будут те,
кто в этой части своей природы
исполнены силы и широты,
свободны от эго и совершили самоотдачу,
не выдвигая никаких требований,
без оговорок или сомнений --
чистые и могущественные проводники Верховной Силы.

***

Шри Ауробиндо "Мать"

V

Если вы хотите быть истинным исполнителем
Божественных работ,
вашей первой целью должно быть
полное освобождение от всех (мелочных) желаний
и самовлюблённого эго.

Вся ваша жизнь должна быть подношением
и жертвоприношением Всевышнему;
вашей единственной целью в деятельности
будет служить, принимать, исполнять,
стать проявляющим инструментом
Божественной Шакти в Её работах.

Вы должны расти в Божественном сознании до тех пор,
пока не будет никакой разницы между Её волей и вашей,
никакого иного побудительного мотива
кроме Её импульса в вас, никакого действия,
которое не являлось бы Её сознательным действием,
совершающимся в вас и через вас.

До тех пор, пока вы не способны
к такому полному динамическому отождествлению,
вы должны (просто) считать себя душой и телом,
созданными для службы Ей,
тем, кто делает всё только ради Неё.

Даже если идея отдельного работника сильна в вас,
и вы чувствуете, что это вы совершаете действие,
тем не менее, оно должно выполняться для Неё.

Любое настояние на эгоистическом выборе,
любое стремление к личной наживе,
любые требования эгоистического желания
должны быть искоренены из вашей природы.

Не должно быть никакого ожидания результатов
и никакого стремления к награде;

единственным плодом для вас
будет являться удовольствие Божественной Матери
и выполнение Её работы,
единственной вашей наградой --
постоянное продвижение (восхождение)
в Божественном сознании и (возрастающие)
покой, сила и блаженство.

Радость служения и радость внутреннего роста
посредством выполнения работ
является достаточным вознаграждением
бескорыстного работника.

Но придёт время, когда вы будете
всё больше и больше чувствовать,
что являетесь инструментом, а не исполнителем.

Вначале, в силу вашей преданности,
ваш контакт с Божественной Матерью
станет настолько близким,
что в любой момент вам достаточно будет
только сконцентрироваться и передать всё в Её руки,
чтобы получить Её непосредственное руководство,
Её прямой указ или импульс,
точное указание того, что должно быть сделано,
каким образом и каков должен быть результат.

А в последствии вы осознаете, что Божественная Шакти
не только вдохновляет и направляет вас,
но также инициирует и осуществляет вашу работу;

все ваши движения исходят от Неё,
все ваши силы -- от Неё,
разум, жизнь и тело являются сознательными
и радостными инструментами Её деятельности,
средствами для Её игры,
формами для Её проявления в физической вселенной.

Не может быть более счастливого состояния,
чем этот союз и зависимость;
ибо этот шаг переносит вас обратно за грань
из жизни в неведении, полной стрессов и страданий,
в истину вашего духовного бытия,
в её глубокий покой и интенсивную Ананду (Счастье, Радость).

Пока происходит эта трансформация
необходимо более, чем когда бы то ни было
оставаться свободным (ото) всей нечистоты искажений эго.

Не позволяйте никаким требованиям и запросам
закрасться внутрь и запятнать вашу чистоту
или ваши самоподношение (Матери) и самоотдачу.

Не должно быть никакой привязанности
ни к работе, ни к её результату,
не должно выдвигаться никаких условий,
никаких притязаний обладать Силой,
которая должна владеть вами,
никакой гордости инструмента,
никакого тщеславия или высокомерия.

Ничто в разуме или в витальном или физических частях
не должно искажать для своих собственных нужд
или захватывать для своего личного
и индивидуального удовольствия Величие тех Сил,
Которые действуют через вас.

Пусть ваша вера, ваша искренность,
чистота вашего стремления будут абсолютными
и пронизывающими все планы и уровни вашего существа;

тогда все доставляющие беспокойство элементы
и искажающие влияния
постепенно уйдут из вашей природы.

Последняя стадия этого совершенствования
наступит тогда, когда вы полностью
отождествитесь с Божественной Матерью
и будете чувствовать себя уже не иным
и обособленным существом,
инструментом, слугой или работником,
но поистине ребёнком
и вечной частицей Её сознания и силы.

Тогда Она всегда пребудет в вас, а вы -- в Ней;
вашим постоянным, основным и естественным
переживанием будет то,
что всё ваше мышление, видение и деятельность,
само ваше дыхание или движения --
исходят от Неё и принадлежат Ей.

Вы будете знать, видеть и чувствовать,
что являетесь личностью и силой,
сформированной Ею из Неё Самой,
проявленной из Неё для игры,
и всё же всегда (пребывающей в Ней) в безопасности здесь,
бытием от Её Бытия, сознанием от Её Сознания,
силой от Её Силы, Анандой от Её Ананды.

Когда это состояние станет полным,
и Её супраментальные энергии
будут беспрепятственно управлять вами,
вы обретёте совершенство в Божественных работах;
знание, воля, действие станут безошибочными,
простыми, озарёнными, спонтанными и безукоризненными,
проистекающими из Всевышнего,
Божественным движением Вечного.

***


Рецензии