Перспективы новых городов за Уралом

Я коренной дальневосточник в третьем поколении. Мой прадед был в числе первых переселенцев на берега нижнего Амура из Забайкалья, и поэтому я постоянно слежу за тем, что происходит на Дальнем Востоке, откуда я уехал в Сибирь 20 лет назад. Если мои дети и два внука родились на Дальнем Востоке, а еще два внука родились в Западной Сибири, то и Сибирь для меня не чужая территория.

Будучи краевым чиновником, я часто бывал в Москве и принимал участие в банкетах, где обычно руководители-сибиряки и дальневосточники кучковались отдельно от представителей европейской части России. И мы прекрасно ладили, ведь у нас были примерно одинаковые проблемы – огромные территории и низкая платность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры, в то время как у европейских регионов были другие проблемы.

Не раз и не два я писал, что Россию ныне губит некомпетентность, низкая квалификация руководителей на всех уровнях. И слушая или читая некоторые выступления наших министров и чиновников самого высокого уровня, вновь нахожу подтверждение этому.

Два года назад, еще до начала специальной военной операции на Украине, отметился своим некомпетентным мнением министр обороны России генерал армии Шойгу. Не имя военного образования, много лет возглавляя министерство по чрезвычайным ситуациям, он вместо подготовки армии и флота к войне с нашим западным соседом, который накачивал мускулы для конфликта с нами, вдруг заговорил о строительстве новых городов в Сибири, явно упуская многое важное для своих предложений. Это вызвало в социальных сетях и в СМИ активное обсуждение предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу, высказанное им 5 августа 2021 года в новосибирском Академгородке на встрече с учеными. Глава оборонного ведомства заявил о необходимости построить в Сибири с нуля до пяти новых крупных городов с населением до миллиона человек и перенести столицу за Урал. Интересно, что эта новость, размещенная на сайте Минобороны России в тот же день в 18:20, позднее была удалена.

А через девять дней после визита Шойгу в Новосибирск отдельные издания, ссылаясь на высокопоставленные источники, сообщили, что к возведению первого города приступят уже в 2022 году в районе границы Красноярского края и Хакассии. Правда, уже идет вторая половина 2023 года, но о строительстве пока ничего не слышно.

Редакция канала «Строительный мир» попросила экспертов прокомментировать инициативу министра: насколько реален подобный проект, актуален ли перенос федеральных ведомств в Сибирь, нужно ли строить с нуля или эффективнее развивать уже существующие города?

Юлия Зубова, руководитель Академии городских технологий SREDA, эксперт и консультант в области государственного управления, устойчивого развития территорий и компаний, инноватики и цифровизации:
— Сама идея формирования экономических центров в Сибири очень актуальна для сохранения целостности страны. Но говорить о «несырьевом» развитии Сибири и Дальнего Востока, пока там не сформирован внутренний рынок, не приходится. Однако главный вопрос: где взять население?
Уже сейчас работают программы по привлечению кадров в регионы Дальнего Востока, Арктической зоны, но они малоэффективны, поскольку необходима прежде всего экономическая основа. Нужно децентрализовать концентрацию финансов, это можно сделать, перенеся головные офисы из Москвы в другие регионы, создать высокооплачиваемые рабочие места, которые стали бы точками роста этих городов.

Еще одна возможность — университеты. Большинство лучших университетов сосредоточено в Москве, поэтому из регионов происходит постоянное вымывание талантов. Если обратиться к зарубежному опыту, то мы увидим, что там крупные университетские кампусы расположены в небольших городах. Сегодня Россия уже идет по этому пути, поддерживая проекты научно-образовательных центров (НОЦ) в регионах, и можно было бы усилить этот тренд.

Другой аспект — имидж городов. Не всегда финансовые инструменты будут работать — необходимо наполнять их смыслами, создавать тренды, в том числе и в части выбора места жительства или открытия бизнеса. Многие едут в Москву за лучшей жизнью. Но большинство приезжих живут за МКАДом в низкокачественных квартирах площадью 30 «квадратов» и тратят по два-три часа на дорогу до работы и т.д. Нужен сильный ребрендинг городов. Например, как было сделано с Сочи, чтобы было престижно жить и работать не только в Москве.

Еще один вопрос: почему нужно строить города с нуля? Ведь это общемировая проблема, когда самые передовые проекты «умных», «зеленых» городов с современной инфраструктурой пустуют. Даже в Китае. Поскольку город — это историческое явление, у него всегда есть целевая функция — миссия, тогда он наполняется жизнью, особенно если речь идет о создании научных центров. Нельзя просто прийти в чистое поле, но можно как раз использовать сеть сибирских закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), наполнить их новыми функциями и ресурсами.

На мой взгляд, более продуктивно все-таки говорить о развитии уже существующих городов, пересмотре их стратегий развития. Причем, конечно, нужно идти по пути создания новых современных районов в концепции компактного города, где функции бизнес-центра и жилых зон пространственно не разделяются.

Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects:
— Проблема России — непропорциональное развитие. Основные ресурсы, даже несмотря на то, что в стране 15 городов-миллионников, сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Москва приносит в экономику половину от всего вклада городов-миллионников, а еще около 15% — Санкт-Петербург.

Города России страдают от некачественного городского планирования, отсутствия инфраструктуры, мест для досуга, рабочих мест, что приводит к миграции в другие центры страны. Людям просто некомфортно жить в своих городах. Опросы 2016-2018 годов показывают, что почти 80% россияне не удовлетворены районом, где они живут и не чувствуют себя там комфортно.

Идея создать в Сибири города с нуля — не первая подобная идея для России. История СССР изобилует примерами удачных строек новых городов, становящихся потом важными индустриальными и экономическими центрами. Но проблема многих городов, появившихся в период бурного развития Советского государства — то, что они строились вокруг крупных промышленных центров, которые обеспечивали людей рабочими местами. Вслед за производством появлялись жилые районы, общественные заведения и социальные объекты. Но когда Советский Союз распался, многие подобные предприятия оказались не готовы к рыночной экономике, закрылись или были сильно сокращены. Люди потеряли единственное возможное место работы, а города перестали развиваться.

Я не вижу необходимости создавать новые города. Гораздо важнее и нужнее реанимировать уже существующие — несмотря на нынешние сложности, там уже сложилась инфраструктура, которую нужно развивать. Обновляя города Сибири, нужно использовать мастер-план. Важная особенность успешного города — проницаемость и самодостаточность. Каждый район города должен иметь необходимый набор функций для комфортной жизни, высокую транспортную доступность — есть много узлов и вариаций передвижения. Пока к этому активно стремятся только Москва, Санкт-Петербург и еще несколько миллионников, где на создание инфраструктуры идут огромные деньги.

Создавать и развивать инфраструктуру невозможно без развития экономики, и тут роль играет поддержка малого и среднего бизнеса. Бизнес создает в городах новые рабочие места, увеличивает количество налогов, поступающих в казну, которые можно потратить на развитие инфраструктуры. Для успешной реализации проекта необходим глубокий анализ территории, привлечение специалистов разного профиля, жителей. Определение наиболее перспективных направлений развития для территории позволит сделать города устойчивыми.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу во время визита в Сибирь в августе 2021 года предложил возвести в регионе с нуля не менее трех крупных городов, что, как считается, поможет решить вопрос оттока высокообразованного населения и в целом помочь в развитии СФО.

Позднее некоторые СМИ, ссылаясь на высокопоставленные источники, сообщили, что к строительству первого такого города могут приступить уже в 2022 году в районе границы Красноярского края и Республики Хакассия.

Насколько актуален подобный мегапроект, на который могут уйти триллионы рублей? Действительно ли появление новых научно-промышленных и экономических центров поможет справиться с рядом проблем, включая убыль населения? Существуют ли альтернативные варианты решения поставленных задач? Об этом мы поговорили с демографом, научным сотрудником лаборатории демографии и человеческого капитала Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Ефремовым Игорем Александровичем.

Игорь Александрович, нужны ли восточным регионам России новые крупные города?
— За Уралом, особенно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, действительно не хватает больших городов (тут важно отметить, что в общепринятой классификации городов средние города имеют население от 50 до 100 тысяч жителей, большими считаются города с населением более 100 тысяч жителей, а крупными — с населением более 250 тысяч). И это сильно тормозит развитие восточных регионов, ведь в современной экономике только крупные городские центры привлекают человеческий капитал и становятся центрами развития.
— Является ли строительство новых городов выходом из ситуации, и насколько вообще реализуемы подобные проекты?
— Построить с нуля большой город сегодня невозможно. Даже в лучших демографических и ресурсных условиях большие города в советские годы вырастали на месте существующих небольших городов и поселков, и на это требовалось от 20 лет и более. Сегодня для быстрого роста небольших городов в Сибири и на Дальнем Востоке, даже при наличии огромных инвестиций, просто нет демографических ресурсов.

К тому же несколько крупнейших городов Сибири и Дальнего Востока сегодня сохраняют свое население и даже растут, привлекая новых жителей из восточных регионов России и из-за рубежа. Появление новых центров притяжения, безусловно, будет способствовать уменьшению оттока высокообразованного населения на запад страны, но, к сожалению, этот эффект будет заметен лишь в регионах расположения таких городов и не сможет полностью решить проблему миграционной убыли. Даже огромный Новосибирск, привлекающий людей со всей Сибири и Дальнего Востока, не может остановить так называемый «западный дрейф» в миграции населения.

Кроме того, следует помнить, что строительство новых промышленных центров не потребует большого количества новых жителей из-за высокой продуктивности рабочих мест в современной промышленности. Основой для занятости местных жителей может стать лишь сервисная экономика, и о создании именно таких рабочих мест с привлекательными условиями труда стоит задумываться в первую очередь при форсированном развитии населенных пунктов.

— Предположим, что такие города будут построены. К чему это приведет?
— Важно понимать, что строительство новых городов отвлечет гигантские ресурсы и инвестиции от других территорий, где они жизненно необходимы. Стягивание всех инвестиционных ресурсов государства (и, вероятно, госкомпаний) в пару-тройку мест приведет к замедлению развития на всей остальной территории Сибири и Дальнего Востока.

— Если не возводить новых городов, то как можно решить проблему оттока населения?
— Гораздо продуктивнее, в том числе для закрепления местного населения и привлечения новых переселенцев, вкладывать инвестиции в уже существующие средние и большие города, у которых есть экономический, географический и демографический потенциал для того, чтобы стать привлекательным центром развития, как минимум, на региональном уровне.

— Первый город, как сообщается, планируют возвести в Минусинской котловине, в районе границы Хакасии и Красноярского края. Как его появление повлияет на регион?
— Потенциальный новый город между Минусинском и Абаканом выглядит удачной идеей, хотя фактически это будет не новый населенный пункт, а новый район уже существующего города. Абакан, Минусинск, Черногорск и ряд других населенных пунктов образуют в этом регионе тесную конурбацию с общим населением около 350 тысяч жителей, и масштабные инвестиции в строительство между этими городами, вероятно, поспособствуют росту и укреплению всей Абаканской конурбации.

— Если говорить об одной из инициатив: что даст перенос ряда федеральных ведомств из Москвы в такие города, о чем упоминал министр?
— Перенос федеральных ведомств из Москвы за Урал маловероятен. Сами сотрудники таких ведомств, включая руководство, будут всячески противиться и саботировать идею. Ведь это не только переезд работников, но также и членов их семей. А значит, это поиск новой работы для мужей и жен, которой может просто не быть в пункте переезда, потенциальный разрыв семейных, дружеских связей.

— А если будет соответствующий указ, и часть ведомств все же перенесут?
— Даже если теоретический переезд все-таки состоится, то часть сотрудников уволится и останется в Москве. И тогда появится еще одна проблема: набрать новых сотрудников в городе, где требуемых опытных специалистов просто нет в нужном количестве. При этом из-за необходимости взаимодействия с остальными госструктурами гипотетические расходы, связанные с работой ведомства на новом месте, значительно возрастут, не говоря уже о расходах на непосредственный переезд, строительство новых зданий (или аренду), инженерных сооружений, наладку спецсвязи и пр.

Хотя надо признать, что гипотетическое присутствие федерального ведомства в любом сибирском городе принесло бы некоторую пользу городскому и региональному развитию за счет дополнительного спроса в экономике, новых жителей, новых рабочих мест, подразумевающих высокий человеческий капитал работников.

С  конца августа этого года активно обсуждается тема создания первого города-миллионника в ДФО. Один из вариантов предполагает строительство нового населенного пункта на 300 тыс. жителей между Владивостоком и Артемом с последующим объединением всех трех в единую агломерацию. Эту идею в интервью изданию РБК озвучил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов.

Чиновник подчеркнул, что вопрос серьезно прорабатывается возглавляемым им ведомством. Одна из главных целей — сделать дальневосточную столицу самым привлекательным городом России после Москвы и Санкт-Петербурга, существенно повысив в нем качество жизни. Он отметил, что в регионе продолжают появляться новые производства, а это в свою очередь рождает спрос на рынке труда и со временем приведет к росту заработной платы.

Все это, включая создание новой инфраструктуры, возведение качественного и доступного жилья, как считается, не только остановит отток граждан в западном направлении, но и, напротив, поспособствует приросту населения за счет приезжих. В данный момент на Дальнем Востоке проживает чуть больше 8 млн человек, что составляет около 5,5% от общего населения в стране.

Владивосток в первые 20 лет после распада СССР потерял примерно 70 тыс. населения, однако с 2010 года с переменным успехом наблюдалась положительная динамика. Свои плоды дал саммит АТЭС, для подготовки к которому в свое время на развитие городской инфраструктуры было выделено 20 млрд руб. Несмотря на это, пока не удалось вернуться к показателям 1991-го, когда во Владивостоке проживало 648 тыс. человек (сегодня около 600 тыс.).

Создание города-миллионника, по словам Чекунова, поможет частично решить эту проблему. В целом к 2035 году планируется увеличить население ДФО до 10 млн человек. Но для этого, как отметил министр, нужно создавать новые кварталы и построить в общей сложности 60 млн кв. м жилья, на что необходимо не менее 8 трлн руб.

Почти 3 млн «квадратов» жилой площади должны появиться в новом городе-спутнике. Соглашение относительно озвученного Чекуновым проекта было подписано в начале сентября на Восточном экономическом форуме, где глава Минвостокразвития сообщил, что реализовываться он будет поэтапно, и уже к 2030 году новый город-спутник может появиться на карте.

Среди экспертов встречаются самые разные мнения относительно данной инициативы: кто-то ее поддерживает, а кто-то высказывается резко отрицательно. В комментарии нашему изданию архитектор-градостроитель Елена Пудова отметила, что профессиональное сообщество урбанистов очень скептически относится к плану возведения нового населенного пункта на 300 тыс. жителей.
— У нас есть прекрасный пример Иннополиса — города, который не оправдал ожиданий. Проект не взорвал научное сообщество, не принес таких глобальных изменений, которые на него возлагали, — сказала она, добавив, что эпоха строек городов с нуля канула в лету вместе с СССР.

Эксперт сомневается, что современное российское общество сможет обеспечить приток населения во вновь созданный город на Дальнем Востоке.
— Так что идея прекрасная, однако это будет мертворождённый проект, — резюмировала архитектор Елена Пудова.

В некотором отношении озвученная Чекуновым идея напоминает грандиозную задумку министра обороны Сергея Шойгу о создании в Сибири сразу нескольких крупных городов, отношение к которой тоже неоднозначное.

Сейчас я живу в небольшом городе в дальнем Подмосковье. Когда-то градообразующим предприятием был огромный химический комбинат, выпускающий боеприпасы и порох. Но с распадом СССР в этой продукции надобность пропала, химкомбинат прекратил свою деятельность,  и жители потеряли работу. Кто-то ушел на пенсию, кто-то уехал вообще, но многие стали искать работу в других городах Подмосковья и в столице.   Город пустеет с каждым годом. Открытие пару лет назад на площадях химкомбината комплекса по переработке бытовых отходов не решил проблемы отсутствия рабочих мест в городе, в котором живут преимущественно пенсионеры и их внуки.

Этот пример показывает, что, прежде чем строить город, требуется определиться, чем будут заниматься его жители. А для 300 тысяч надо много  рабочих мест, как мне кажется. И в чистом поле их не найти. Так что предложения и министра обороны Шойгу, и министра по развитию Дальнего Востока Чекунова попахивают «потемкинскими деревнями», вам не кажется, уважаемые читатели?


Рецензии