Потопить два линкора за один поход

Если вы интересуетесь историей войны на море, то наверняка слышали про германскую подводную лодку U-9, её командира Отто Ведингена и трех британских крейсерах, потопленных ими 22 сентября 1914 года. Легендарный боевой эпизод, навсегда вошедший в историю морской войны! Но сегодня я хочу рассказать о подводнике не менее удачливом и умелом, но гораздо менее известном. Итак, позвольте представить - Отто Херзинг и его U-21.

Отто Херзинг родился 30 ноября 1885 года в городе Мюлузе в семье профессора-офтальмолога. 11 апреля 1903 года Херзинг становится кадетом военно-морского флота, а спустя три года и лейтенантом. Первые годы службы прошли на надводных кораблях, но ещё до начала Первой мировой войны молодой офицер заканчивает школу подводного плавания. 22 октября 1913 года старший лейтенант Херзинг становится командиром U-21 - на тот момент новейшей и наиболее технически совершенной субмариной германского флота. U-21 была одной из первых немецких субмарин, получившей вместо бензинового двигателя дизельную силовую установку, благодаря чему дальность плавания выросла более чем в 2 раза и составила 7600 миль. Довольно крупная по тем временам подводная лодка водоизмещением 650/837 тонн обслуживалась экипажем в 35 человек и была вооружена четырьмя 500-мм торпедными аппаратами и 88-мм орудием. Скорость хода составляла 15,4/8,1 узлов.

5 сентября 1914 года, проводя зарядку батарей возле островов Мэй, U-21 встретила группу британских эсминцев 8-й флотилии во главе с легким крейсером-скаутом "Патфайндер". Погрузившись, Херзинг начал сближение с крейсером, двигавшимся со скоростью всего 5 узлов. Непуганные британцы экономили уголь! В 15:43 U-21 выпустила одиночную торпеду, которая попала в левый борт крейсера в районе первой трубы. Сдетонировавший артиллерийский погреб переломил корабль пополам, после чего "Патфайндер" за 4 минуты исчез с поверхности океана, унося с собой жизни 259 членов экипажа. Это был второй корабль в истории, потопленный подводной лодкой, и первый - за период Первой мировой.

В январе 1915 Херзинг наделал много шума, когда первым из немецких подводников проник в Ирландское море - воды между Англией и Ирландией, которые британцы уже давно считали своими внутренними. Попасть туда можно было либо обогнув Шотландию с севера, либо по кратчайшему пути через минные поля Ла-Манша. Херзинг выбрал второй вариант. К счастью, британцы ставили мины слишком близко к поверхности, поэтому U-21 без больших проблем преодолела минные заграждения на большой глубине. За время патрулирования в Ирландском море было потоплено три парохода, а также из палубного орудия был обстрелян аэродром. По возвращению на базу Херзинг получил приказ готовится к особому заданию.

19 февраля 1915 года на Средиземном англо-французский флот начал бомбардировку турецких укреплений, прикрывавших вход в Дарданеллы, с целью прорваться к турецкой столице и вывести Османскую империю из войны. Было решено отправить на Средиземное море несколько субмарин, первой из которых должна была стать U-21. Лодки должны были обогнуть Европу и, дозаправившись в австрийском порту Каттаро, следовать в Дарданеллы. Для обеспечения перехода германский агент в Испании зафрахтовал пароход "Марсала" с грузом дизельного топлива. 25 апреля U-21 покинула Эмден и, обогнув Великобританию с севера, 2 мая встретила "Марсалу", которая передала на лодку 18 тонн топлива. Однако, уже довольно скоро выяснилось, что переданное топливо никуда не годно. Оставшихся 26 тонн старого горючего по подсчетам механиков должно было хватить до австрийского порта Каттаро, но впритык при условии хорошей погоды. Был вариант вернуться в Германии, но Херзинг решил идти вперед. 6 мая на рассвете, когда английские дозорные эсминцы отошли на север для смены, U-21 прошла Гибралтарский пролив в надводном положении. 13 мая лодка благополучно добралась до Каттаро, имея в баках всего полтонны горючего. Неделю немцы ремонтировались и принимали припасы. 20 мая U-21 покинула порт и взяла курс на Дарданеллы.

24 мая субмарина Херзинга прибыла в район проливов и начала поиск целей. Первой жертвой немцев чуть было не стал русский крейсер "Аскольд", но к счастью для его команды, Херзинга интересовала рыба покрупнее. На следующий день U-21 подошла ближе к проливу, к месту, где стояли обстреливавшие турецкие позиции британские броненосцы. Отслеживая в перископ обстановку, Херзинг наметил первую цель - стоявший у мыса Хеллес броненосец "Свифтшур". Но британские вахтенные не дремали: Лодка была обнаружена и вынуждена уйти на глубину. Потерпев не удачу, немецкий командир взял курс на юг, следуя вдоль берега к мысу Габа-Тепе. Здесь под защитой противоторпедных сетей стоял систершип "Свитшура" броненосец "Триумф". Вокруг нарезали круги патрульные суда и эсминцы. Целых 4,5 часа после обнаружения броненосца, лодка маневрировала, пытаясь выйти на удобную для стрельбы позицию. Наконец, с 300 метров была выпущена торпеда, снабженная устройством для прорезания сетей. Пораженный в носовую часть броненосец начал тонуть, и в этот момент Херзинг совершил ошибку едва не погубившую его экипаж. Увлекшись зрелищем тонущего гиганта, он слишком долго держал перископ поднятым. Сторожевые суда бросились на лодку со всех сторон. Опомнившись, Херзинг на полном ходу поднырнул под тонущий броненосец и тем самым оторвался от преследования.

Переждав какое-то время в море, U-21 вновь пришла за добычей. 27 мая у самого входа в пролив ею был атакован старый (1895 года постройки) броненосец "Маджестик". Нужно отметить, что командир броненосца сделал все, чтобы уберечь свой корабль. "Маджестик" стоял на мелководье с опущенными противоторпедными сетями, посреди разгружавшихся транспортов, прикрывшись их корпусами. Саму стоянку прикрывали две линии дозорных судов. Не помогло! Пущенная в узкий интервал между двумя транспортами торпеда, благополучно преодолев сети, поразила старый корабль в центр корпуса. Спустя 7 минут "Маджестик" перевернулся. Из-за малой глубины киль броненосца остался над поверхностью воды.

На заставке: Тонущий "Маджестик"

Не останавливаясь на достигнутом, Херзинг ещё двое суток вел поиск цели, пока не узнал, что союзное командование отвело свои линейные силы к острову Мудрос. 1 июня U-21 вошла в Дарданеллы. Преодолевая пролив, лодка попала в водоворот, из которого с трудом выбралась. 5 июня Херзинга и его людей с триумфом встретили в Константинополе. Свою задачу командир немецкой лодки выполнил с честью. Вид гибнущих броненосцев приободрил турок и вверг в уныние солдат союзных войск. За потопление двух броненосцев Отто Херзинг был награжден высшей военной наградой Германской империи орденом "Pour Le Merite".

U-21 действовала на Средиземном море до начала 1917 года. Интересно, что в отличие от многих других подводников Первой и Второй мировых войн, Херзинга в первую очередь интересовало уничтожение именно военных кораблей. Охотясь на них, он мог спокойно пропускать идущие мимо пароходы. 18 сентября Херзинг снова встретил броненосец "Свифтшур", атаковал его, но успеха не достиг. В начале 1916 года удача снова улыбнулась немцам. 8 февраля у берегов Палестины U-21 потопила французский броненосный крейсер "Адмирал Шерне". Старый, 1893 года постройки, крейсер затонул за 2 минуты. Из 335 членов экипажа выжил только один матрос.

С объявлением Германией неограниченной подводной войны U-21 отозвали из Средиземного моря обратно в Германию. За время перехода Херзинг влип в крупный международный скандал, 22 февраля потопив у берегов Ирландии сразу 8 торговых судов. И все нейтралы! Конечно, в условиях узаконенного подводного террора никакого наказания командир лодки не получил. По приходу в Германию, с 4 марта 1917 по 11 ноября 1918 года U-21 числилась в составе 3-й флотилии, совершив несколько походов в Северное море и к берегам Исландии. 22 февраля 1919 года, уже после капитуляции Германии, при следовании в британский порт U-21 затонула по техническим причинам.

Что же касается её командира, то ещё 31 августа 1918 года Херзинг сдал командование лодкой. За годы войны Отто Херзинг потопил 4 военных корабля водоизмещением 34 575 тонн и 36 торговых судов суммарным тоннажем 79 005 брт. После окончания войны корветтен-капитан Херзинг оставался на военной службе до 1924 года, после чего ему пришлось уволиться по состоянию здоровья. Остаток жизни подводный ас провел на берегу, выращивая картофель. Умер в 1960 году.


Рецензии