Губернатора Хабаровского края критикуют из Москвы

Сегодня, 20 октября, день рождения Хабаровского края. Думаю, будут какие-то торжества по этому случаю. В 90-е годы обычно в этот день тогдашний губернатор Ишаев устраивал прием наиболее отличившихся в своей работе передовиков. Я не могу этого сделать, и даже подсластить пилюлю у меня нет желания. Потому что ситуация в моем родном регионе далеко не радужная.

Я коренной дальневосточник в третьем поколении. Мой прадед был в числе первых переселенцев на берега нижнего Амура в середине 19-го века. Поэтому, хотя  живу уже 20 лет вдали от родных мест, меня интересует все, что связано с Хабаровским краем.  В советское время именно Хабаровский край был лидером из всех дальневосточных регионов по развитию народного хозяйства. Не зря ряд его руководителей переводили в Москву на высокие должности. Например, первого секретаря крайкома КПСС Шитикова на должность председателя Совета Федерации Верховного Совета СССР, председателя крайисполкома Пастернака на должность заведующего отделом ЦК КПСС. А многолетний руководитель края Черный считался одним из самых сильных региональных  лидеров, не зря Хабаровский край регулярно выходил победителем социалистического соревнования среди всех регионов Дальнего Востока.

И в постсоветское время в крае появился сильный губернатор – Ишаев. Благодаря ему край лучше, чем другие регионы ДВ, пережил «Ельцинское лихолетье». А сам Ишаев через 18 лет руководства краем стал Полпредом президента в Дальневосточном Федеральном округе, министром развития Дальнего Востока.  Но сменивший Ишаева в должности губернатора Шпорт увы, разрушил многое из того, что сделал Ишаев, и поэтому его очень не любили жители Хабаровского края.
 
Когда на последних губернаторских выборах население Хабаровского края проголосовало не за действующего в тот период губернатора Шпорта, а депутата Госдумы от ЛДПР Фургала, я написал заметку, где высказал свои опасения за своих земляков.  Руководить краем стал мой коллега по профессии, который, кроме работы рядовым врачом, а потом бизнесменом на очень специфическом поприще торговли металлоломом, а затем депутат Госдумы, ничем не руководил. Но голосование был протестным, Шпорт своим поведением и заискиванием перед Москвой всем надоел. Поэтому голосовали за кого угодно, только не за Шпорта.

Новый губернатор Фургал повел популистскую  политику, никаких реальных сдвигов в крае не произошло, если судить по выполнению планов развития края. Но потом электорат края очень сильно обидели силовики, публично, на камеры, засняли арест всенародно выбранного жителями края губернатора. Это вызвало законное возмущение моих земляков, и протестные настроения в крае ощущаются до сих пор.  Чтобы как-то пригасить их, президент назначил губернатором края человека из той же партии, ЛДПР, и такого же неопытного как руководителя, Михаила Дегтярева.

Прошло энное количество времени, и московские власти стали показывать свое недовольство деятельностью и нового губернатора.  У руководства Хабаровского края, похоже, завершился затяжной «медовый месяц». Критика работы правительства губернатора Михаила Дегтярева раздается теперь не только из стана оппозиции, но и из кабинетов федеральных министров, а также из прокуратуры. Срываются сроки важнейших строек по нацпроектам, нарушаются федеральные законы. Подробности в материале Vostok.Today.

Первые «ласточки» (пока не «вороны») появились в медиаполе в конце августа текущего года. Ньюсмейкером стал отнюдь не оппозиционный блогер, но глава Минздрава России Михаил Мурашко. Министр предельно жестко раскритиковал работу блока правительства Хабаровского края, отвечающего за здравоохранение.

Эмоциональную речь министра приводил в августе портал «Региональный комментарий». В ходе оперативного совещания по ВКС с регионами Мурашко отдельно выделил Хабаровский край – как худший в стране. Речь шла о вводе в эксплуатацию новых объектов здравоохранения, капитальном ремонте таких объектов и освоении средств федерального бюджета, выделенных региону на эти цели.

Господин Мурашко сообщил, что Хабаровский край стал единственным в России регионом, где не выполнены все четыре цели национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», не освоены выделенные на этот нацпроект 500 миллионов рублей.

В сердцах Михаил Мурашко и выражений не выбирал: «Я, честно скажу, даже не знаю, что с вами делать! Я давал вам несколько поручений – ни одно из них не выполнено. В этой ситуации я, видимо, должен уже готовить письмо не только о принятии дисциплинарных мер, но и ставить вопрос о профессиональной пригодности руководства отрасли в Хабаровском крае, включая курирующего зампреда правительства».

Признаем, что не часто федеральные министры публично озвучивают подобные претензии к руководству регионов. И коль скоро Мурашко решил поступить именно так, то, видимо, все иные меры воздействия были исчерпаны.

Слова главы Минздрава РФ были адресованы министру здравоохранения Хабаровского края Юрию Бойченко и первому заместителю председателя правительства региона Евгению Никонову, в ведении которого находится весь социальный блок, включая здравоохранение, конечно.

«То, что происходит сегодня в Хабаровском крае, выходит за рамки понимания просто», - заявил Михаил Мурашко, пообещав лично направить докладную записку в администрацию президента России.

Критика из федерального центра, что характерно, прозвучала не впервые. В 2021 году председатель правительства России Михаил Мишустин сделал недвусмысленное замечание Михаилу Дегтяреву по поводу не строящегося до сих пор детского больничного комплекса в Комсомольске-на-Амуре: «Кто ответит за то, что помощь детям не оказывается? Скольким она не была оказана?», - строго поинтересовался премьер.

В августе текущего года секретарь генерального совета «Единой России» Андрей Турчак назвал пять российских регионов-аутсайдеров, проваливающих национальный проект «Образование» - в части строительства и капитального ремонта детских садов и школ. Из дальневосточных субъектов в пятерку отстающих по всем параметрам вошли Забайкалье и Хабаровский край.

О том, как отражается сложившаяся в Хабаровском крае ситуация со срывом нацпроектов, не построенными объектами здравоохранения, образования, уже начал говорить крупный бизнес. У бизнеса свои резоны – кадры бегут.

Пример нашелся в публикации специализированного издания VGudok, освещающего транспортную отрасль России.

В конце сентября корреспонденты издания побывали в портовом Ванино, входящем в десятку крупнейших морских портов России. Здесь работают и развиваются крупные угольные и другие морские терминалы. Журналисты увидели своими глазами: бизнес все свои обязательства выполняет: зарплаты «дай бог каждому», экологические мероприятия на высшем уровне, социальная ответственность местных крупных игроков может служить примером многим: и Ледовая арена для детей построена московского уровня, и яхтклуб, и детские игровые городки, и многое другое. А люди – бегут.

Почему бегут люди, журналистам объяснил заместитель генерального директора компании «Трансбункер» Андрей Завгородний: «У нас даже нет ни одного кинотеатра, куда можно сходить. У нас все садики аварийные, построенные 50-60 лет назад. Их, конечно, качественно строили. Но уже нельзя в таких условиях детей развивать!».

Завгородний отметил крайне низкое качество продовольственного снабжения, а также то, что народ бежит на Кубань, где ни работы такой, ни зарплат таких, зато уровень жизни качественно иной: «Сегодня дефицит кадров на каждом крупном предприятии Ванинского района составляет не менее 10%».

Все, вышеперечисленное, имеет ёмкую характеристику: "неэффективное управление территорией". Это именно так называется.

Буквально на днях в адрес властей Хабаровского края вновь прозвучал грозный окрик. На этот раз возмущение выразило федеральное Министерство культуры, а вслед за ним и прокуратура Хабаровского края. На этот раз, как пишет региональное DVHAB.Ru, речь идет о масштабной застройке исторического центра краевой столицы. Там, без консультаций с Минкультом РФ, и вообще с кем бы то ни было, власти региона решили строить на 20 миллиардов рублей. А там – что ни здание – то объект культурного наследия. При этом в федеральном Минкульте отметили, что уже предостерегали правительство Хабаровского края от необдуманных шагов, однако предупреждение было проигнорировано. А вице-губернатор Александр Никитин подписал соответствующее постановление о начале застройки. После этого Минкультуры РФ обратилось в прокуратуру Хабаровского края, надзорное ведомство направило в адрес господина Никитина представление о недопустимости нарушения федерального законодательства. Хабаровчане, судя по реакциям в социальных сетях, вовсе не горят желанием лишиться исторического центра – они хотят его сохранить.

Напомним, в июле 2022 года мы писали о странной покупке правительством Хабаровского края роскошного особняка с прилегающей территорией в районе Хабаровска. Скандал вышел потому, что с трибуны краевой думы депутат-единоросс Геннадий Мальцев, с документами в руках, заявил, что «сделка не чиста». Господин Мальцев сообщал, что изначально имение продавалось за 76 миллионов рублей, затем некие физлица выкупили его за 117 миллионов, а потом правительство Хабаровского края в лице Краевого центра образования выкупило его за 650 миллионов.
«Почему не купили за 76 миллионов?», - спрашивал Мальцев.
Ответа не последовало.
В последствие губернатор Михаил Дегтярев объяснил, что поместье куплено под создание «Центра для одаренных детей». Странную стоимость он объяснил тем, что она логична, поместье столько и стоит. Ответа на вопрос Геннадия Мальцева «почему не купили за 76 миллионов?», господин Дегтярев объяснять не стал, назвав тех, кто задавал подобные вопросы «оппозиционерами».

В «поместье» привезли телевидение и несколько одаренных детей, на том все и закончилось. Между тем, в поместье происходит, как выяснили журналисты DVHAB.Ru, много интересного.

Там появилась пристань, у которой красуется пара красивых яхт и несколько дорогих гидроциклов. Местные жители сообщили, что кататься по реке очень любит супруга губернатора. «Простым смертным» такие развлечения недоступны. Вокруг «поместья» появился внушительный забор, будка с охраной.

Здание официально передано в ведение Управления административными зданиями правительства Хабаровского края. Но, коль здание государственное, оно должно служить интересам Хабаровского края. Не похоже, что там собираются принимать одаренных детей. А вот для кого вся эта роскошь – вопрос.

Полтора года назад сидевший в СИЗО бывший губернатор Хабаровского края Фургал написал открытое письмо, в котором есть фрагмент про нового губернатора Дегтярева.

«Прочитал, что сегодня происходит в Хабаровске, и у меня просто сердце кровью обливается. Ведь сегодня нужно срочно организовать людей, взять на контроль все ресурсы, обязать олигархов платить налоги в крае, и сделать многое другое, ну нет ничего сложного, всё это очень понятно.
Я не хотел критиковать нового губернатора, подумал, люди проголосовали, значит нужно это принять. Я ведь его хорошо, слишком хорошо знаю, это же просто издевательство над логикой и смыслом. Но ладно, тебя выбрали, работай, если не понимаешь, то спроси, ведь в этом ничего зазорного нет. Не боги горшки обжигают, как говорится.

В стране и крае сейчас очень сложная ситуация, выйди к людям, поговори, обычных слов у меня не хватает, одни матерные, и что он делает. "Пулемёт Дегтярева Z", где мозги у человека, о чем он вообще думает? Ну рядом есть грамотные, умные люди, ну скажите: "Аллё, ты куда? Ты где? Куда тебя несёт?"

Ну ведь мне жалко и больно за край. Ну посадили меня, но зачем над людьми издеваться. Ну нельзя так жить, край богатый, люди в основной массе образованные. Постоянно говорю, ну зачем? Зачем? Разве в крае нет людей, кто понимает, что сейчас нужно делать? Зачем держать Дегтярева? Ответа, к сожалению, нет. У меня такое ощущение, главное посадить Фургала и всё образуется. Ну да ладно. Сорвался немного».

Дегтярев, приехавший из европейской части России человек, не знает менталитет дальневосточников, которые всегда хотят справедливости и поддерживают руководителей, заботящихся об их интересах. Поэтому и у Черного, а потом у Ишаева был огромный авторитет не только в Москве, но в первую очередь у жителей Хабаровского края. В часы, когда Ишаев выступал в «Часе губернатора» по Хабаровскому телевидению, пустели улицы городов, все хотели послушать своего губернатора. Некоторые его фразы разошлись по всей стране. Например, выражение – «моя партия – Хабаровский край» как ответ на вопрос, почему он не член партии «Единая Россия». Или такое выражение – «Я не пожму руку премьер-министру Касьянову, пока он не построит хотя бы один общественный туалет», намекая, что Касьянов финансист и не разбирается в народном хозяйстве страны, которой руководит.

Из дальневосточных СМИ заметил, что Дегтярев бывает в районах края. Но что он там делает, и как меняется жизнь в этих районах после визита губернатора, мне не ясно. Судя по публикации, на которую я ссылаюсь, не очень. Как не выполнялись национальные проекты, так и не выполняются. Да и провалы в других областях деятельности говорят о том, что Дегтярев скорее «свадебный генерал», чем настоящий руководитель  региона площадью как две Германии.


Рецензии