О промеж. положении дагур. морчур между ав. и халх

О промежуточном положении дагур. МОРЧУР между ав. и халха-монг. лексемами.


Дагур. МОРЧУР "идти ритмичной походкой с усиленным движением бедёр": ав. МАЧI I "лопасть мельничного колеса"; МАЧI 2. "ляжка, нога выше колена".

Напомним, что прямого халха-монг. соответствия дагурской форме МОРЧУР нет. Но монголам понятно, что дагур МОРЧУР имеет отношение к МОРЬ "конь, лошадь" и МОЬЧ "конечность" (анатом.), ср. ав. МАЧI "ляжка", МАЧУ "чувяки".

На наш взгляд дагур. МОРЧУР занимает промежуточное положение между совр. ав. МИЛЪИР и монг. лексемами со значением "конь, лошадь" (морь).

Ав. МИЛЪИР "крыло птицы", "лопасть колеса мельницы", МИЛЪИРШО "ласточка". Во всех случаях как в монг. языках, так и в аварском в наличии понятия "Конечность (часть тела),ляжка-Крыло-Вращение".

Ср. весь семантический ряд в ауарском: диал. МЕРУ "бабочка"-общеав. МЕРГО "веретено"-Милъир "крыло птицы", "мельничный жернов". Далее ауарские и халха-монг. лексемы теряют "-р-" и мы видим в обоих языках одно и то же: халхасское МОЬЧ и ауарское МАЧI. Но в дагурском оно сохраняется, отсюда МОРЧУР.

Лингвистам следует признать наличие родства между ЕНИСЕЙСКИМИ, НАХСКО-ДАГЕСТАНСКИМИ  и МОНГОЛЬСКИМИ  языками и отбросить явно устаревшие взгляды на происхождение монгольских языков. Генетика здесь ничего не даёт и в ней наша концепция не нуждается. Речь идёт исключительно о языковом родстве, а оно далеко не всегда связано с генетикой. Аварские данные вполне сопоставими напрямую с кетским и монг. языками и особой нужды в реконструкциях нет. Семантическое и фонетическое качество совпадений позволяет нам это существлять. Но больший результат, конечно, даст привлечение данных и других нахско-дагестанских языков, в первую очередь чеченского и даргинского (вместе с кубачинским и кайтагским).

Т.Н. ПРИКАСПИЙСКИЕ (ВЕРКАНСКИЕ) ГУННЫ (ХwN) ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫТЬ ЧАСТЬЮ ЭТОГО ЯЗЫКОВОГО МИРА, КАК И СЯНЬБИЙЦЫ (SERBI) и АВАРЫ-ВАРХОНИТЫ (вухуани и др. примкнувшие к ним). В случае их объединения на том или ином историческом отрезке времени, среди них мог выделяться тот или иной язык в качестве ОБЩЕВОЕННОГО. Поэтому, как свидетельствуют армянские источники, и собирал вокруг себя "бесчисленный народ хонов" предков вайнахов (нохчи) и дагестанцев (солчи) для походов на Закавказье. Сасанидский Иран столкнулся с "хионами" на северо-востоке и "хонами" на северо-западе. С целью защиты своих владений и были возведены мощные оборонительные сооружения- "Стражи хонов" (Дербент) и "Горганский вал" ("Красная змея") в персидском Хорасане. Время начала их возведения должно совпадать и с периодом их активизации. Языковая родня совр. чеченцев и дагестанцев должна была обитать кроме гор, также на равнине, как минимум, прилегающей к горам. Предки чеченцев и дагестанцев были связаны с населением равнин. Со временем только они и сохранились, а их языковая родня была истреблена, переселилась и ассимилировалась среди других племён и народов.

Вместе с тем, в нахско-дагестанских языках присутствуют языковые элементы чуждые как енисейским, там и монгольским языкам. Здесь следует учесть, что предки енисейских и монгольских народов тоже не обитали на островах, они имели общение с иноязычным миром. А генетика здесь почти никакой роли не играет. Для того, чтобы объединяться с тем или иным союзом племён разрез глаз не играет никакой роли, так как никто ни от кого не требовал обязательного физического смешения. Туркменская и уйгурская примесь монголоидности, например, исходит исключительно от женщин, материнской линии происхождения. Монголоидны женщины для их предков по отцовской линии, вероятно, имелись в избытке и были доступны. В Чечне и Дагhестане - иная ситуация. Они не были порабощены, а входили в конфедеративные союзы. Далее наследовалась та или иная языковая традиция.Если бы, скажем, предки современных уйгуров обитали в пределах северо-восточного Кавказа, то они бы ничем внешне от местного населения не отличались. Напомним, что монголоидная примесь наблюдалась уже у части сарматов, хотя парфяне оставались европеоидными. Те и другие входили в конфедерацию Дахистан у северных берегов Каспия (зона реки Урал). Апарно-дахи покинули прежние места и утремились на юг, где никаких монголоидных женщин не было. В данном случае, никакой роли монголоидность и европеоидность не играет. Мы оперируем исключительно в рамках лингвистики, у нас - лингвистическая археология, а не измерение черепов и рассматривание горшков.


Рецензии