Любовь и страсть в романе Братья Карамазовы

Ф.М. Достоевского.
М.Шульгин, 2023

«И может быть на мой закат печальный,
 блеснет любовь улыбкою прощальной» (Ф.М. Достоевский)

Приведены наиболее значимые положения
и мысли писателя, отражающие:
пагубность признаний женщинам
и скоротечность их молодости;
горький опыт любовных отношений
и пагубность страсти. Представлено
многообразие видов и состояний любви.

Материал изложен в виде выдержек
из романа в неизменном и частично
измененном виде,
а также в поэтической форме

1. ПАГУБНОСТЬ ПРИЗНАНИЙ ЖЕНЩИНЕ (цитаты)

«Стоит признаться женщине, что виноват дескать,
прости – тут-то и пойдет град попреков.

Ни за что не простит тебя просто,
а унизить тебя до тряпки.

Вычитает, чего даже не было,
и тогда только простит. И это еще лучшая.

Другие жены все выскребут и тебе на голову сложат
– такая вот живодерность в них сидит».

«Вот ведь мы русские бабы каким характером наделены –
только чтобы супротив делать».

«Эта красота к 30-ти годам расплывется…,
как часто бывает у русской женщины».

2. ЛЮБОВЬ УЧИТЕЛЬНИЦА (цитаты)

- «Животных и деток любите – они безгрешны.
Им бог дал начало мысли и радость безмятежную».

- «Любовь учительница,
но трудно приобретается и дорого покупается».

- «Кто любит людей тот и радость их любит».

-  «Я вас люблю, но не уважаю. Если бы уважала,
то стыдилась бы вас».

-  «Чем более я ненавидел людей в частности,
тем пламеннее становилась моя любовь к человечеству».

- «Если страстные желания умом представляются позором,
то сердцу сплошь красотой и даже благородством».

3. МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ
И СОСТОЯНИЙ ЛЮБВИ

Ф.М. Достоевский выделяет:
- любовь мечтательную (жаждет подвига скорого,
быстро удовлетворимого, и чтобы все на неё глядели);

- любовь деятельную (это работа и выдержка);

- любовь к истязаемой («Мы пуще всего девок по приговору порем и пороть даем все чаще парням. Которую порол – завтра в невесты берет»);

- любовь истерическую, надрывную (беспрерывно созерцать свой подвиг верности и упрекать его в неверности. Ревнивец, после сцены способен, после почти доказанной измены простить);

- любовь милосердную («Иоанн Милостливый лег с больным и дышал в его зловонный рот. Я убежден, что это он сделал с надрывом лжи, из-за заказанной долгом любви»);

- ВЕЛИКОДУШНУЮ любовь («Мужчины будьте великодушным и уступайте женщинам. Всякий порядочный человек должен бы под каблуком ходить, уступать женским прихотям, - то это его не замарает»);

- любовь как плод унижения и гордости (чем более Дмитрий оскорблял чувства Катерина, тем больше она его любила);
 
- раболепную любовь (здесь много принижения и унижения и все это от гордости) - «Раба твоя теперь буду, раба на всю жизнь. Сладко рабою быть. Целуй. Прибей меня, мучай меня, сделай что-нибудь надо мной. Стой! Подожди, не хочу так. Ступай прочь. Хорошо на свете хоть и скверны мы».

4. БЕЗУДЕРЖНОСТЬ СТРАСТИ (в стихах)

Не даром я поэт и прожигаю жизнь-свечу с концов обеих.
Я пир задам любимой и среди диких криков,
бокал надежды обнажу и чтоб запомнила навеки,
свой череп пулей размозжу.

Тогда лишь совесть просыпаясь угрызает,
когда безудержность души кричит,
стучит и сердце отравляет.


Рецензии