Христианство это не теория, но сама жизнь

Спасибо, за доброжелательный ответ и мудрый терпимый подход  к иной жизненной позиции. Я тоже с годами как-то порастерял полемический задор. К тому же, не раз убеждался и продолжаю убеждаться, что переубедить кого-либо невозможно. Игумен Синайской горы Иоанн Лествиничек говорил: «Тот, кто упорно стремится настоять на своем, даже если он прав, тот да знает, что он одержим дьявольским недугом».

Для меня же, как ты уже понял, наверное, христианство – это не теория, но сама жизнь. Да, первоначально я пришел к нему, скорее, умозрительным путем. Флоренский и другие религиозные философы (Лосев, Булгаков, Трубецкой, Соловьев) были важным этапом. Но сейчас я воспринимаю их как костыли, которые очень помогли в свое время, но без которых я теперь вполне могу обойтись. Погружение в жизнь Церкви сродни погружению в океан. Чтение Евангелия, Псалтири удивительно раздвигает внутренние горизонты. После Библии, после святых отцов вся остальная литература кажется односторонней, плоской. Это как будто (грубо говоря, конечно) переходишь от технологии 2G  сразу к 4G или 5G. Философия слишком рациональна. Художественная литература слишком страстна…

 Три лица Святой Троицы для меня не абстракция, но реальность. Я живу в монастыре Святого Духа и чувствую Его присутствие во всем, в мельчайших деталях. Но, прежде всего, это наполнение внутреннего мира. У тебя появляется Друг и Советник, прислушиваясь к которому ты всегда сможешь преодолеть любую трудность – как в собственном мироощущении, так и в отношениях с окружающими. Ежедневные встречи с Христом, Сыном Божиим происходят во время молитвы, в Церкви, Его Теле, в таинствах,  преобразующих все наше существо до самых глубин.

 Бог-отец обращен к нам прежде всего Своими Созданиями, Своим Вездеприсутствием, Своею святостью. Но, одновременно, это разделение не абсолютно («нераздельно, но неслиянно»): каждый миг, каждое благое дело, каждое творчество совершается совместным действием всех Трех Лиц. И, читая молитву «Отче наш», мы одновременно обращаемся к Христу (именно через Его сыновство и вочеловечение мы дерзаем называть Бога Отцом), и к Святому Духу, когда говорим «яко на земли и на небеси» (Святой Дух присутствует везде и все исполняет, согласно молитве Ему).

 Читая Иисусову молитву,  мы также поминаем сыновство Спасителя. Читая молитву Святому Духу, мы, как уже было сказано, поминаем Его всеприсутствие и обращаемся к Нему «Спаси, Блаже, души наша», то есть он предстает как иная Ипостась Спасителя- Христа. Наконец, именно Три Лица, их взаимные отношения и единство помогают нам понять суть соборности – единства сохраняющих свою неповторимость личностей, которое  основано на любви. В этом коренное отличие от коллектива  как суммы индивидуальностей, где интересы личности всегда должны быть принесены в жертву интересам коллектива.


Рецензии