Счастье без причин

Если я на самом деле люблю кого-то –
Я люблю всех и люблю весь мир.
Я люблю жизнь.
Эрих Фромм.
Лучики солнца щекотали мне глаза. Я отбивалась от них. Натянула одеяло на голову, но  проворные лучики нашли лазейки и с двойной силой стали щекотать. Я проснулась. Посмотрела вокруг, все кровати были заправлены. Опять дразнить будут : «Засоня! Засоня!» - ворчала я, будто мне было не 6 лет, а 86. А я что? Если мне спится. Как это мамуля говорит : «Она у нас со-со-за-зе-са-ня.» Тьфу не выговорить. Я не могу справиться с буквой «р». Ладно у мамы спрошу, что я делаю по ночам. И выбежала из хаты. Побежала в сад. Там среди фруктовых деревьев,над которыми кружились бабочки и пчёлы. Аромат абрикос, яблонь, вишен, груши тянули их и они словно в танце мазурки кружились среди деревьев. Под шатром у нас была летняя кухня. И нас, как и пчёл притягивало это место. Бабуля шутила : «Волшебное место!» За большим столом сидели : брат, старшая сестра и дедуля. Бабуля, похожая на большую пчелу, стряпала что-то возле печки. «Доброго Ранку!» «Доброго! Сидай.» «А где папа с мамой? Где Иринка?» «До дядьки Володьки пошли. Сейчас придут.» «Светик, ты творог будешь со сметаной или с абрикосовым вареньем.» «С вареньем» - и наклонилась под стол, там тёрся о мои ноги бабушкин кот Матвей. Я погладила кота : «Что мурлыка, зовёшь меня на рыбалку? Пойдём, пойдём.» Я ударилась об крышку стола так, что кружка с молоком пролилась на кота. Он взъерошил шерсть и кинулся, подняв хвост, на речку. Будто говоря : «Ты кушай, а я червей накопаю.» «Доню, иди переоденься,» - так как кружка аккуратно вылила молоко на мои шорты. Переодевшись, села за стол, зачерпнула творог, ничего не поняла, почему творог с перцем, но было вкусно. «Бабуля, а можно соли ?» Все дружно посмотрели на меня. Один только брат ниже опустил голову. «Доню, ты шо? Варенье, соль.» «Ну да, ты же мне поперчила.» Дед кашлянул, взял ложку и попробовал моего творога. Он резко встал, творог выплюнул изо рта и вспомнил татаро-монгольское иго, громко заговорил на их языке. «Сашко! Сашко!» - схватил хворостину и замахнулся на брата. Сашка пулей вылетел из- за стола, перепрыгивая через арбузы и шедших домой гусей. Те в испуге побежали в заросли кукурузы. Бабуля хотела поменять творог, но я не отдала, мне было вкусно. Подошли родители. Бабуля с дедом всё рассказали. «Вот озорник. Что Светик, вкусно?» - спросил отец. «Очень!» «У тебя какой- то странный вкус. Какой-то извращённый.»
 «Мамочка! Можно задать тебе вопрос?» Мама кивнула головой. «Что такое из- ва- се-ны? Ну что папа сейчас про вкус сказал. И ещё, что я делаю, когда ночью не сплю? Со-за-со-зи-сю?» Наступила тишина за столом. Было слышно, как пчёлы спели адажио абрикосу. Как на речке квакнула лягушка и прыгнула в воду. Как сердито ворчал на печке борщ : «буль, буль. Потом дружный смех пролетел над садом. Лелеки (аисты) захлопали в ладоши, к ним, как в унисон, закрякали утки, загоготали, вышедшие из кукурузы, гуси. Даже мой злейший враг петух Наполеон не кукарекал, а смеялся над моими словами. Мама сняла очки, стала их протирать платочком. Она улыбаясь, сказала : «Извращённый вкус – это что-то необычное для людей. Вот тебе нравится вкус творога с перцем, луком, солью.» «И вареньем,» - добавила я. «И вареньем, особенно абрикосовым,» - улыбнулась мама. «А созерцать – это что-то творить, создавать,» - продолжала мама. «Поняла!» - воскликнула я. «Вкус, когда Витька приходит к бабуле, кушает блин и чавкает, как наши поросята.»  «Только Зинка…» - старшая сестра показала мне кулак, - « наша свинья Зинка, которая живёт в сарайке у бабули чавкает инти-ини-ли-ген-тно.» Еле выговорила я. «А созеца-рца, созер-ца – это когда деда храпит.» Родители, сдерживая улыбку, вышли из-за стола. Дед закашлял, выбил пепел из трубки. «Ох, доню, доню, яка ты гарна дивчина!» - улыбнулся дед. Я сидела за столом, доедала свой «нормальный» творог и запивала его молоком с блинчиками. Дед встал : «Сасибо, Дарьюшка, моя хорошая.» «И моя тоже..» - с полным ртом сказала я. Дед с бабулуей улыбнулись. Дед поцеловал меня в макушку.
 «Пойду просвежусь, да на поле поедем с Грицко, пока вёдро стоит.» Что-то непонятное мелькнуло у меня в голове. Мысли играли в догонялки : «Зачем вёдра? Зачем на лугу они? Они же косить траву будут. Может потом за грибами пойдут? А может уху варить будут? А может? А может?» Я не находила ответа. Быстро выпила молоко. «Спасибо бабулечка! Я тоже пойду про****юсь!» Бабуля мешала борщ, вздрогнула, опустилась на лавку, поднесла рушник к лицу. Её тело мелко трясло, как мусс, который готовила мне мама на день рожденье. Я испугалась : «Бабулечка, ты плачешь? Что случилось?» Я обняла бабушку. «Да ни, иди доню, гуляй.» Её лицо осветила добрая улыбка. Поцеловав бабушку, я побежала в сад. Там на песке сражались оловянные солдатики Армии Наполеона и Кутузова. Но разговор деда про вёдра заставил меня задуматься. Я разметала своих гусаров и побежала в сарайку. Нашла там два ведра и бегом на луг. Луга, луга. Простор! Как я их люблю.
Соловей запел – вода на убыль,
Стало в мире ярче и светлей
И легко, и радостно, и любо
Одному бродить среди полей.
Слышать зов озябнувшей травинки,
На пригорке видеть журавлей –
Чувствовать, что каждою кровинкой
Связан с милой Родиной своей…
В. Яковенко
Дед косил траву, даже рубашка взмокла.  Отец наточил косу – и взмах, и ряд за рядом ложится трава.
Возвращайся, былая сноровка!
Шире взмахи – покуда роса
И звенит и сверкает литовка,
Мной отбитая, чудо-коса.
Два прокоса успею до зноя
Солнце выпьет остатки росы.
В. Домбрин
Как я люблю этот запах трав, так пахнет только мама. Подбежала с ведрами и упала лицом в сочную траву. Дед с отцом удивлёнными глазами смотрели, не на меня, на вёдра. «Папа, деда, я вам вёдра принесла!» - кричала я, подбрасывая вверх пучок травы. Дед снял соломенную шляпу, утёр мокрое от пота лицо. «Гриша, что це таке?» «Явление Христа в народ,» - смеялся отец. Я оторопела, выплюнула изо рта травинку. «Деда, ты же сам сказал, надо косить, ведро надо, чтоб хорошо косилось.» дед с отцом переглянулись. Дед стал заикаться : «Я, ведро?» И вдруг смех отца и деда полился в унисон. Отец присел на четвереньки, обнял меня : «Ох, Светик, Светик!!? Чудо моё не наглядное.» По седой бороде деда покатилась, сверкая солнечными бликами, слеза от смеха. Он закашлял. «Ух, ты донюшка!!! Ведра, вёдра.» Мне показалось, что табун лошадей, которые мирно паслись на лугу, заржал и повторил за дедом : «Вёдра, вёдра.» И тут мои слёзки не выдержали, одели парашюты и прыгнули в только что скошенную траву. Дед обнял меня «Ну, ты шо? Лётчики не плачут!» Отец взял меня на руки : «Светик, родной! Вёдро – так называется сухая без дождя погода.» Я не понимала и всё твердила, всхлипывая : «Почему, почему вёдра, а не стаканы, ковшики, тазики!?» Казалось смеялся весь луг. Даже жаворонок рано он песню пропел, но проснулся от смеха деда, отца, травы, луга.
Между небом и землёй песня раздаётся,
Неисходною струёй громче, громче льётся.
Н. Куколькин
« Коси коса пока роса, роса долой и мы домой» - сказал улыбаясь отец. «Да, пошли домой обедать, а то цыгане придут, всё сметут» - улыбнувшись сказал дед, положил косу на плечо. От слов деда я даже споткнулась. «Какие цыгане, деда?» «Да, табор целый.» Я ничего не понимала. Нам бабуля шутя говорила, когда мы уставшие от беготни, уплетая за столом уже второй ужин. Смеясь говорила : «Вот снидаете, а ночью цыгане придут и в табор унесут.»»Тавел туса (бог с тобой)» - по цыгански сказал деда. Ещё больше вызывая удивление у внуков. Вдруг дед запел, отец тоже подхватил песню.
Хороши весной в саду цветочки,
Ещё лучше девушки весной
Встретишь вечерочком милую в садочке –
Сразу жизнь становится иной.
С.  Алымов
Мы ещё далеко были от хаты, но запах испечённого хлеба и борща щекотал нос. Вся моя дружная семья уже сидели за столом. Пришли мои тёти, дяди – дети бабули и дедули, мои двоюродные братья и сёстры. Ну вот : «Цыгане шумною толпой, пришли на водопой,» - улыбаясь сказал дед, вытирая руки рушником. Я встала, как будто свирепый мороз превратил меня в сосульку.   « Это же не цыгане, это же моя большая семья! – шёпотом сказала я. «Донюшка, Светик, ты шо кушать не хочешь?» - спросила бабуля, разливая борщ по тарелкам. «Я тебе галушки сделала, вареников с вишней, с творогом, як ты любишь.» «Опять свою козу подоила?» - с сарказмом сказал брат. «Цыц Сашко! Утром не попало, сейчас две порции будет. Сидай доню, кушай, а то табор всё сметёт!» «Сегодня большой праздник : день святых Петра и Февроньи,» - сказала бабуля. « Мама, опять ты свои сказки,» - сказал отец. «Цыц ,Грицко! Не перебивай мать.»
 - Эти святые являются покровителями семьи. История Петра и Февроньи – это история верности и преданности настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Они жили очень счастливо и умерли в один день. Бабуля отпила компот. «Конечно, у них не было такой противной, такого клоуна, как наша Светка.» Оплеуха точно приземлилась на затылок брата. «Продолжай, Дарьюшка,» -  сказал Дед. Брат покосился на меня и показал под столом мне кулак.
 - Любовь – это великое всепобеждающее чувство, которое определяется мудростью, - продолжала бабушка. Настоящая любовь готова победить все трудности, даже смерть. Этот праздник о добре и терпении. Учит нас тому, что вера творит чудеса и любовь будет вечной ценностью, ради которой живёт человек.
 - Мама, вы меня простите, но можно мне выйти, - сказал отец и вышел из- за стола. Дед проворчал: « Ну что сделаешь, коммунист».
Два чувства боролись во мне : Я  очень любила отца, он для меня был кумир; но и рассказ бабули очень сильно задел моё маленькое сердце. «Бабуля, а что дальше?» - спросила я.
 - Пётр был князем и не сразу полюбил Февронью. Он жил в Муромской волости. Однажды князь тяжело заболел – проказой. Много лекарей перебывало у князя, но вылечить не смогли. Однажды ему приснился сон, что где-то в Рязанской области живёт девушка, которая обладает даром целительства. Князь проснулся и решил, если девушка его вылечит, то он женится на ней. Привезли ему девушку. Она была очень красивая и у неё было необычное имя – Февронья, что означало радостная, чистая. Отец держал пасеку и она помогала ему. Февронья вылечила князя за несколько дней и уехала. Князь забыл про своё обещание и не женился. Через некоторое время князь снова ещё сильнее заболел. Снова привезли Февронью, она всё ему простила и вылечила князя. Сыграли свадьбу. Бояре не могли допустить, чтобы правила ими простолюдинка. Они сказали : «Выбирай Пётр или трон или жена.» Князь выбрал Февронью. Они уехала из Мурома на родину Февроньи.  Жили дружно, растили детей, работали не покладая рук.  Они помогали бедным, не отказывали в доброте ни кому, помогали больным. Февронья продолжала лечить травами. Когда состарились, последней  просьбой Петра и Февроньи было похоронить их в одном гробу. Так люди и сделали.
Наступила тишина. Даже аисты сложили головы на плечо друг друга. Только шмель залетел в пустой кувшин, ошарашенный темнотой, выводил жу-жу.      – Вот мои хорошие дети, я сейчас вам подарю иконку. Я знаю, что вы многие не верите, но пусть после смерти нас она будет с вами. Бабуля молча раздала своим детям иконки. Села рядом с дедом, положила голову ему на плечо и запела.
- Ночь была с ливнями и трава в росе
Про меня счастливая говорили все.
И сама я верила, сердцу вопреки,
Мы с тобой два берега у одной реки.
Г. Поженян
Появился отец, он нёс гармонь. Солнышко словно завидовало, что оно одно, тяжело вздохнуло. Оттолкнуло тучу от себя. Собрало в кулак своих детей лучиков, помахало нам рукой и улеглось за мельницу на розовую перину заката. Дед взял гармонь.
Не для тебя ли в садах наших вишни
Рано  начали зреть?
Рано весёлые звёздочки вышли,
Чтоб на тебя посмотреть.
Если б гармошка умела
Всё говорить не тая!..
Русская девочка в кофточке белой,
Где ты ромашка моя?
А. Фатьянов
Ночь спустилась и тихонько присела на скамейку, подперев подбородок маленькими тучками. В её звёздных глазах светилось счастье, за нашу дружную семью. Когда отец, уже сонную, понёс меня на руках в хату, мои губы шептали : «Хорошо быть цыганским табором, хороший этот праздник.   Я люблю свой родной табор.»
Жизнь коротка, поэтому живите. Любовь редко встречается у нас на пути, поэтому хватайте её и не отпускайте. Если появляется страх, то не убегайте, а смотрите беде прямо в глаза. Воспоминания очень дороги, поэтому цените их. Жизнь у каждого из нас только одна, поэтому живите.


Рецензии