Роль горцев Северного Кавказа в формировании систе

Роль горцев Северного Кавказа в формировании системы ценностей Кубанских Казаков.
(Автор: И.Ю. Васильев) Эпоха Кавказской войны была временем адаптации системы ценностей казаков, переселившихся на берега Кубани, к новым условиям и её окончательного оформления. Большую роль в этом процессе сыграли как условия военного времени, так и непосредственные контакты с коренным населением Северного Кавказа - горцами. Особому влиянию горцев подвергся такой знаковый элемент казачьей культуры, как форменная одежда. Будучи одним из важных символов, казачья форма выражала культурно-психологический облик казака, его представление об идеальном образе себя. Невозможность носить свою традиционную форму расценивалась казаками как признак потери ими своего статуса, выпадения из человеческого общества. Ф. Елисеев описал реакцию пленных белоказаков на то, что их переодели в обычную солдатскую форму: «Этот костюм полностью переменил наш казачий облик, вызывая у нас и смех, и тоску, и думушку горькую». Форменная одежда кубанцев - это несколько измененный комплекс горской мужской одежды. Каковы же причины его превращения в мундир? Вероятно, причиною этого явилась реализация традиционных ценностно-эстетических установок в новых условиях. Действительно, набеговая война в плавнях, лесах и предгорьях оказалась совершенно новым явлением казачьей жизни. Приспособление к нему потребовало значительных изменений. Прежде всего, речь идет о снаряжении воина. Казаки практически целиком заимствовали боевой комплекс черкесов, состоявший из одежды и вооружения. Он был максимально приспособлен к условиям войны на Кавказе. Линейцы освоили его быстро, уже в начале XIX в. Аналогичный процесс у черноморцев затянулся до середины века. В то же время имело место и социопсихологическое приспособление к новым условиям. «Чтобы успешно бороться с адыгами, черноморцам требовалось поменять буквально все: походную одежду, оружие, коней, седловку, тактические приемы, порожденные опытом степной войны, а для большинства - психологию мужика- пахаря, заброшенного волею судьбы на опасную и беспокойную границу». Таким образом, боевые действия на кубанской границе, кроме всего прочего, способствовали сплочению казачества на основе воинской системы ценностей, сложившейся задолго до переселения. Именно она облегчила казакам адаптацию к новым условиям. Система ценностей подсказала критерии, в соответствии с которыми производились заимствования и перестраивалась культура. Основным ценностным критерием было соответствие воинскому духу. Оно предполагало соединение боевой эффективности и эстетической привлекательности, широко известной воинской доблести тех, у кого делается заимствование. В самом деле, хорошо подогнанное черкесское снаряжение не стесняло движений, соответствовало природно-климатическим условиям Северного Кавказа, специфике маневренной партизанской войны (например, обувь была удобна для бесшумной ходьбы, бурка могла защитить от внезапно начавшейся в горах непогоды и служить одеялом на случай ночлега). Образ горского воина рассматривался современниками в комплексе. Поэтому популярности боевой черкесской одежды способствовала популярность оружия. К примеру, казаками ценились шашки горского типа, превосходившие традиционные сабли как по боевой эффективности, так и по легкости ношения. Казаки высоко оценили боевые качества своего противника. Все горское пользовалось в их среде большим уважением. Помимо всего прочего этому способствовал высокий уровень развития у черкесов мужской воинской субкультуры. Само их храброе и решительное поведение в бою производило на казаков большое впечатление. И.Д. Попка сравнивал черкесов с бургундскими и лотарингскими рыцарями. Даже спустя десятилетия после окончания войны казаки высоко оценивали черкесских воинов того времени. Все это не могло не облегчить усвоения казаками воинских элементов горской культуры. Эффективность горского снаряжения, воинская слава носивших его в немалой степени способствовали тому, что оно стало восприниматься как «красивое». Такое эстетически окрашенное отношение в свою очередь облегчало усвоение боевого адыгского комплекса. Ведь «красивый», «яркий» и «знаменитый» - такие определения издавна присваивались славянами всему, что связано с ратным делом. Потому и после того как складывание комплекса форменной одежды в основном завершилось, его эстетичности придавали особое значение. «Форма обмундирования, преследуя удобства для ношения ея, вместе с тем должна быть возможно красивее и изящнее, а также быть и в преемственной связи с нашим историческим прошлым, когда наши отцы и деды в борьбе с врагами добывали славу...» - размышляли казачьи офицеры в начале XX в. . Таким образом, красота форменной одежды в свою очередь подчеркивала воинскую доблесть казаков. Она была призвана выгодно отличать их от других групп населения. Форма стала заметным фактором, выделявшим казаков из среды восточнославянского населения. Как уже говорилось, казаки гордились своим внешним отличием от «мужиков». Мундир был признаком их привилегированного сословного статуса. Восприятие казачьей одежды как кавказской подчеркивало сходство казаков со свободными и храбрыми воинами - горцами, разделяло их с невоинственным податным крестьянством. В то же время форма, овеянная боевой славой, символизировала победу над теми же горцами.
Ф.А. Щербина приводит целый ряд примеров бегства казаков в горы для того, чтобы вместе с горцами совершать грабежи российских хуторов и станиц. В 1838 г. под влиянием некоего армянина Артема в горы к черкесам бежал казак Басов. Здесь 12 января 1839 г. Басов сговорился с сыном мирного черкеса, бежавшим за Кубань, Поливаном Султановым и беглым казаком Кавказского полка Барышниковым пойти в набег в российские пределы. 13 января они перебрались по льду через Кубань ниже станицы Ладожской, разграбили хутора на Бейсужке, принадлежавшие казакам станицы, и возвращались с добычей назад. Но во время обратной переправы через Кубань их настигли казаки, и Басов попал в их руки, а Барышникову удалось бежать в горы. В 1841 г. были убиты при одном из грабежей сразу два таких перебежчика – урядник Брагунов и сын сотника Крамаров, но казак Кавказского полка Сабельников, под предводительством которого был совершен набег, успел снова уйти к черкесам...


Рецензии