Красота спасёт мир. Ч. 10. Стольный град Муром

Авторское фото: широкая набережная на высоком левом берегу Оки с пристанью; памятник русскому богатырю Илье Муромцу в Окском парке на набережной Оки; Николо-Набережная церковь; башня кремля. Муром Владимирской области. 2022 год.




По дороге домой стояла ещё одна задача: посетить древний град Муром, ближайший сосед Рязанского княжества. По южной границе вдоль Оки Рязанское княжество соседствовало с Хазарским Каганатом (до самого его падения). На севере соседствовало с Муромским княжеством.



На высоких Окских холмах стоит легендарный город Муром, название которого вошло в русские былины наравне со стольным Киевом и Великим Новгородом.

В "Повести временных лет" Муром впервые упоминается под 862 годом:" И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам свои города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а первые поселенцы в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми правил Рюрик".

Принадлежавшее к финно-угорской группе племя мурома долгое время упорствовало в своих языческих заблуждениях и крестилось лишь в 1097 году. То есть, спустя век с лишним после крещения Руси.

Такова официальная версия, но на самом же деле скорее всего, это произошло позже.

К Х111 веку мурома были ассимилированы славянским населением, привнеся в местный генотип определённые черты.

В качестве одной из них историки называют удивительную воинственность. Которой муромляне прославились в первых схватках с татарми, в Куликовской битве, во время последнего похода на Казань Ивана Грозного.

Здесь хочу сделать небольшое отступление.

В 100 км юго-восточнее Мурома (современный Шиловский район Рязанской области) в междуречье Оки обнаружены останки воинственных племён восточных гуннов. Которые проживали на этих территориях около 1.5 тысяч лет до н.э.

Их останки, оружие, предметы обрядовости и быта представлены в истрико-археологическом музее р.п. Шилово.

Климатические исследования говорят о том, что именно в этом месте, в центре современной Рязанской области, климат в те времена был благоприятным для земледелия и скотоводства. Что и способствовало увеличению численности племени. Об этом я ещё напишу более подробно в другом репортаже.

Учёные предполагают, что потомки древних воинственных племён гуннов с территории Рязанщины ходили походами в близлежащие регионы. Пленяли мужчин и женщин, ассимилировались с местными языческими племенами.

Не отсюда ли былинная удаль Муромского богатыря Ильи Муромца?

К сожалению, пока известно лишь одно: в летописях прошлых лет упоминания о нём нет.

Фольклорный персонаж далеко не всегда полностью выдуман. Чаще всего за ним скрыт некий реальный человек, которого народная молва превратила в героя былин и сказок. А его подвиги – это искажённое отражение событий, которые произвели впечатление на простых людей.

Некоторые исследователи считают, что у былинного богатыря Ильи Муромца был реальный прототип, живший в XII веке. Речь идёт об иноке Киево-Печерского монастыря и Святом Русской православной церкви Илие Печерском.

Между Ильёй Муромцем и Ильёй Печерским много общего.

Будущий святой родился в селе Карачарово близ Мурома. Точная дата неизвестна, предположительно, между 1150 и 1165 годами (есть версия, что около 1143 года).

Происходил он из простой крестьянской семьи, а его родителями были Иван Тимофеевич и Евфросинья Яковлевна.

По преданию, Илья отличался огромной силой. И однажды сумел расправиться с многочисленными врагами при помощи лишь сапога – чоботка. И с тех пор получил прозвище "Чоботок".

Много лет он служил Родине, защищая её от многочисленных врагов. И это нашло отражение в былинах. Например, принято считать, что бой между Ильёй Муромцем и Соловьём-разбойником – противостояние православной веры и язычества, которое в XII веке всё ещё имело большую силу.

Другой пример – "Идолище поганое". Под этим персонажем подразумеваются кочевые племена, которые в то время терзали Русь. А сражение Ильи Муромца и Жидовина – это борьба русских и хазар.

По преданию, в одном из сражений богатырь получил тяжёлое ранение, после чего принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. И стал Илиёй Печерским.

Точная дата его смерти остаётся неизвестной. По одной версии, он умер ориентировочно в 1188 году. По другой – в 1203 году.

Сторонники второго предположения основываются на том, что в тот период на Киев напал Рюрик Ростиславович. А половцы, которые являлись его союзниками, атаковали Киево-Печерскую лавру. И, возможно, Илья погиб, защищая её.

В самой Киево-Печерской лавре о каких-либо подвигах Ильи не упоминается. Говорится лишь о том, что он стал иноком. Возможно, произошло это незадолго до смерти богатыря.

*****

Реальность богатыря Ильи Муромца интересовала и советских учёных. В 1988 году специальная комиссия провела экспертизу останков святого Илии Печерского. Исследователи хотели точнее установить, как выглядел предположительный герой былин при жизни, а также попытаться установить причину его смерти.

Исследования позволили установить, что Илья действительно по меркам того времени был богатырём – его рост составлял 177 сантиметров. И это значительно выше среднего.

Кроме этого, он отличался крепким телосложением. А умер Илья в возрасте 40-45 лет.

Но главная находка, которая косвенно подтверждала версию, что былинный Илья Муромец и инок Илия Печерский – это один и тот же человек, заключалась в позвоночнике покойного. У него было множество дефектов, которые могли появиться из-за тяжёлого заболевания опорно-двигательной системы.

И, вероятно, на протяжении какого-то времени Илия Печерский действительно не мог ходить (пролежал на печи до 33 лет). Но затем ему удалось, если и не полностью побороть болезнь, то значительно сгладить её последствия. Каким образом произошло "исцеление", установить не удалось.

Совершили судмедэксперты и ещё одну интересную находку, подтверждающую предположение. Они обнаружили на руке богатыря рану от удара копья. И схожее по форме ранение в области сердца.

Специалисты предположили: в бою Илья закрыл грудь рукой, но удар был такой силы, что копьё пробило преграду и ударило в сердце. И ранение стало причиной гибели богатыря. Косвенно эта находка подтверждает легенду о битве Ильи с половцами, разорившими Киево-Печерскую лавру.

В 1643 году Илия Печерский был причислен к лику святых под именем "преподобный Илия Муромец".

*****

Как поселение племени "мурома" известно давно. Уже в те давние времена Муром, крупный центр Поочья, вел оживленную торговлю с волжскими булгарами, к нему проложили пути и предприимчивые купцы из черноморской Тавриды, и степенные смуглолицые "гости" с далекого Востока.

Археологи находили на муромской земле арабские монеты (самые ранние из них датируются VIII веком нашей эры) и изделия греческих мастеров.

Во время татаро-монгольского нашествия Муром разделил печальную участь многих русских городов. Он был сожжен дотла. Сведения о Муроме надолго исчезают со страниц летописей.

Лишь в 1351 году появляется запись: "Князь Юрий Ярославич Муромский обновил вотчину свою Муром, запустевший от первых князей, поставил двор свой во граде, такоже и бояре его, и вельможи, и купцы, и все люди, и церкви обновил..."



Начало: Ч.9 "Судогда на стыке времён" - http://proza.ru/2023/10/19/764

Продолжение: ч. 11 "Древнейшая обитель земли Русской" - http://proza.ru/2023/10/22/1702


Рецензии
Этим летом побывала в Муроме, поэтому прочла Ваше эссе с искренним удовольствием.

Кора Персефона   30.10.2023 23:10     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Кора!
Я очень рада!

Татьяна Сергеевна Дмитриева   31.10.2023 12:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.