История православия на дону, древний период

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА ДОНУ, ДРЕВНИЙ ПЕРИОД

Размещено целиком тут http://kazaknation.com/blogs/entry/--2011-11-19-1

Известный церковный учёный ХХ в. протоиерей С.Ляшевский в своей «Истории христианства в Русской земле с I по IX вв.» писал: «Не общепринятая дата крещения народа является началом христианства, а совершение Божественной литургии на территории того или иного народа; хотя первыми христианами могли быть и пришельцы другой нации, но Божественный Свет облистал нашу страну ещё при Апостолах… Народное сознание Руси приняло в сердце своё и поверило, что начало христианства в нашем великом Отечестве положил святой Апостол Андрей Первозванный».

На географическом пространстве современной России только один регион может (на основании серьёзных научных данных) быть признан тем местом, где впервые на нашей земле была совершена Божественная литургия и прозвучало слово Евангельской проповеди. Юго-западная часть Донской области — берега Азовского моря (Меотиды) и низовья Дона (Танаиса) уже с VI в. до Р.Х. стала зоной распространения Средиземноморской античной цивилизации. В I в. по Рождестве Христовом, в 50-80-е годы, когда, как свидетельствует историческое и запечатлевает литургическое Предание Церкви, «Во всю земли изыде вещание» свв. Апостолов «и в концы вселенныя глаголы их» проповеди о Воскресшем Господе Иисусе Христе, здесь, на границе Икумены нашлись люди, способные постичь и приять эту Божественную Истину.

Торговый город Танаис, основанный выходцами из Синопа в V в. до Р.Х. на правом берегу западного рукава дельты Дона, был, пожалуй, самым удалённым форпостом греко-римского мира. Но в конце «Апостольского века» и сюда достигла Евангельская проповедь. Обнаруженные археологическими раскопками Недвиговского городища (Танаиса) в 1955-1956гг. остатки потаённого святилища в подвале жилого дома под городской стеной и обнаруженные в нём находки могут быть признаны свидетельством того, что здесь в последние годы I в. существовала христианская евхаристическая община, основанная Апостолом Андреем, или одним из епископов, поставленных им во время миссионерского путешествия по Причерноморью. Судя по археологическому материалу конца III—начала IV вв., Танаис был в это время уже в значительной мере христианским городом. В римо-византийской агиографической традиции сохранились сказания о посмертном чудесном явлении Свт. Николая Мирликийского морякам-танаитам во время бури на Меотиде. Письменных свидетельств о существовании в Танаисе епископской кафедры не открыто, но экономическое и военно-политическое значение этого центра в Причерноморье в позднеантичное время не исключает, а скорее предполагает её наличие.

В последующие за гибелью древнего Танаиса, разорённого ордами гуннов во второй половине V столетия, столетия о христианской церковной жизни на Дону, вплоть до эпохи Хазарского каганата, нет никаких исторических свидетельств.

В 860г. Свв.равноапостольные братья Константин-Кирилл и Мефодий в качестве послов Византийского Императора Михаила III и Константинопольского Патриарха Свт. Фотия совершили путешествие в Хазарию, ко двору кагана. Их путь пролегал через Керченский пролив к устью Дона и далее, к Волго-Донской переволоке. Из «Жития» Св.Кирилла известно, что во время переговоров с каганом произошел богословский диспут, вследствие которого каган разрешил свободное исповедание христианской веры в своих владениях, и тогда же 200 семей были крещены Св.Кириллом. Византийские источники датируют тем же временем — 60-ми годами IX в. первое крещение «народа росов», живущего в Приазовье, в землях Хазарского каганата, и основание митрополии в их городе «Росия». Многие исследователи в связи с этим делают вывод о том, что Крещению Руси в 988г. предшествовало крещение Азово-Черноморской Руси в 860-867гг.

В построенном хазарами при помощи византийских военных инженеров на правом берегу Дона в 846г. городе-крепости Саркел (в настоящее время данное место затоплено водами Цимлянского водохранилища) в ХI веке, наряду с синагогой и мечетью, был возведён и христианский храм. Археологическими исследованиями руин Саркела — Цимлянского городища 1950- 51гг. в ранних слоях были обнаружены его остатки. После возникновения в Причерноморье в конце Х в. русского Тмутараканского княжества на месте разоренного еще в 965г. великим князем Киевским Святославом Игоревичем Саркела вырос русский город Белая Вежа, второй по значению центр Тмутараканской епархии Русской Церкви. Другим экономическим и культурным центром Хазарского каганата, а затем Тмутараканского княжества, был город Тана на левом берегу Дона (на месте современного Азова. Гипотетически предполагается, что его основали беженцы из разорённого Танаиса еще в V в. В источниках XVIIв. упоминаются существовавшие с незапамятных времен в Тане-Азове православные храмы во имя Успения Пресвятой Богородицы, Св. Иоанна Предтечи, Свт. Николая.
Византийский город Таматарха, епископская кафедра основана не позже начала IVв., после завоевания его св. Равноапостольным великим князем Владимиром в 988г. на Руси называли Тмутараканью. Епископы Тмутаракани перешли в юрисдикцию митрополита Русского (Киевского). Пришедшее со Днепра на Дон и в Приазовье довольно значительное славяно-русское население и крещеные хазары, аланы-асы, касоги (адыги) составляли их паству.

Яркая история Тмутараканского княжества, отрезанного от Кивской Руси в конце XI в. ордами половцев, завершилась в 1117г. уходом из Тмутаракани князей из рода черниговских Ольговичей и большинства оседлого русского населения в Черниговское и др. русские удельные княжества. Перестала существовать и Тмутараканская епархия Киевской митрополии. Однако христианская церковная проповедь продолжалась в среде полиэтничного населения Таны-Азова, а православная религиозно-бытовая традиция продолжалась в среде бродников — полуоседлого воинственного населения пойм Дона и Северского Донца, упоминания о которых в древнерусских летописях и иностранных источниках относятся к середине XII-концу XIV вв., от которых, по убеждению многих историков, берет начало донское казачество.

После образования в XIII в. на территории Донских степей, Нижнего и Среднего Поволжья, Северного Кавказа и Крыма могущественной державы — монголо-татарской Золотой Орды, в её столице г.Сарай стараниями митрополита Киевского Свт. Кирилла II, была основана епископская кафедра. Сарайско-Подонские епископы в XIII—XVвв. Осуществляли церковное окормление православного населения Золотой Орды, в том числе Азова и донских «ордынских» казаков. Об этой эпохе из церковного предания известно следующее. В 1380 г., накануне Куликовской битвы донские казаки присоединились к войску Св.благоверного князя Димитрия Донского и принесли ему в дар Донскую чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Во время разгрома Золотой Орды Тамерланом в 1395-96 гг., по приказу этого фанатичного мусульманина, христианское население Азова было поголовно истреблено. Груды изрубленных черепов до сих пор находят при откопке котлованов под фундаменты зданий в старой части города. Можно сказать это первый сонм мучеников, прославивших Бога своим страданием за веру в Донской земле.

После окончательного запустения Сарая после распада Золотой Орды в 80-е годы XV в. епископ Сарайский перебрался в Москву и стал викарием митрополита Московского с титулом епископа Крутицкого. Со времени учреждения Патриаршества в Москве Дон в церковном отношении был непосредственно подчинён Патриарху.

Достоверные сведения о православных храмах в донских казачьих городках и станицах относятся к XVI в. Древнейшим из них был храм во имя Пресвятой Богородицы в Раздорах Донецких. О существовании часовен в Черкасском и монастырском городках упоминается в документах московского посольского приказа 1614г. Около середины XVII в. часовни были во всех низовых городках. Духовенство, по преимуществу вдовых священников, на Дон присылали из Москвы, для служения в Монастырском городке, где в середине XVII в. располагалась ставка донского атамана, казаки приглашали иеромонахов из Киевской митрополии.

В 1630-1633 гг. имел место конфликт между Донским казачьим войском и Московской Патриархией. За то, что казаки отвергли требование Царя Михаила и Патриарха Филарета заключить перемирие с турками и, в союзе с мусульманами, воевать против Речи Посполитой, Патриарх предал их анафеме. В свою очередь донское духовенство перестало поминать Патриарха и Царя за богослужением. Однако, в преддверии похода казаков на штурм Азова анафема Патриархом была снята. Отметим, что сам поход казаков на Азов имел ярко выраженную религиозную мотивировку, а мужество и самоотверженная храбрость казаков во время Азовского «осадного сидения» 1637-1642гг. представляют высокий пример духовного подвига православных воинов.

Во время Азовского «сидения» казаки в 1641г. дали обет воздвигнуть в Черкасске собор во имя Воскресения Христова. Обет был исполнен в 1652г. Деревянный Воскресенский собор имел Благовещенский, Предтеченский, Никольский и Алексеевский пределы. Государь Алексей Михайлович прислал на благоукрашение собора дары: деньгами 100 рублей, многоценные иконы в окладах, ризы, богослужебные книги, подсвечники, ладан и вино. Первый войсковой собор сгорел во время большого пожара Черкасска 1670г. Через два года храм был восстановлен, но в 1687г. сгорел и этот собор. На его месте в следующем, 1688г. был заложен каменный собор, который был освящен только в 1719г.

Сведения о старейших донских монашеских обителях весьма скудны и недостоверны. Древнейшим местом, где свершилось иноческое служение на Донской земле, было монастырское урочище, где в 1637г. монахи благословили казаков на штурм Азова, а в 1642г. погребали павших во время «сидения». Известно, что насельниками этой обители были постриженники Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. По мнению современных исследователей, первым из донских монастырей, имеющих продолжительную историю, а следовательно и традицию подвижнической жизни был Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский. Он основан в 1652 (по другим сведениям — в 1665) году. Около 1690г. 10-ю верстами выше по Дону от станицы Мигулинской инок Капитон устроил обитель во имя Св.Троицы. В 1693г. «строитель Никонор с братией» основали Свято-Вознесенский монастырь близ станицы Кременской. Все эти обители были основаны как исключительно казачьи, т.е. такие, где постригались казаки, давшие на войне обет посвятить оставшиеся дни своей жизни Богу. Монастыри содержались на средства казачьего войска.


Рецензии