Тексты с подтекстами

Как всегда, вылилось четверостишие неожиданно даже для меня, в печальную минуту, когда Муза улетает на каникулы:

Куинджи кормит птиц на крыше,
Пейзажей больше он не пишет,
Меня бы понял, думаю, Архип, -
Я тоже больше не пишу стихи...

Читатель скривится и скажет: чего это она Куинджи загнала на крышу? Всё выдрючивается, примазывается к криминальному шуму вокруг украденного в Третьяковке пейзажа? Читатель, даже просвещенный, вовсе не обязан знать, что Архип Иванович, гений-самоучка, потрясший имперскую столицу десятком уникальных полотен, переживший за десять лет феерический успех, вдруг замкнулся и более не выставлялся. Он был вполне благополучен, но в мастерскую никого не впускал, на ее крыше в определенный час кормил и даже лечил птиц, считал, что понимает их лучше, чем людей...

Это пример того, как культурологический подтекст стиха, - да и прозы! – не сразу и не всеми считывается. Автору надо то ли делать сноску и разъяснять читателю, с какой стати упомянут живописец или его картины, то ли… просто понадеяться, что читатель сам что-нибудь соответствующее почитает и поймет.
Но мне кажется, что никаких сносок и ссылок делать не надо, так и Блоку пришлось бы объясняться, кто такие Кармен и Гамлет – кто-то ведь на такое объяснение и обидеться может!
Вот у меня по дороге из бассейна нечаянно сочинилось совсем короткое:

На асфальтовое небо
                звезды падают кленовые,
И кометами мелькают
                блики старых фонарей,
А за кругом света тусклого
                подступает тьма безбрежная,
Непроглядная и зыбкая,
                сто оттенков black and grey …

Я не уверена, что все читатели,  как один, тут же вспомнят «Пятьдесят оттенков серого» — американский кинофильм 2015 года режиссёра Сэма Тейлора-Джонсона по одноимённому роману писательницы Э. Л. Джеймс. Да он здесь по большому счету и не причем. Так вдруг, спонтанно выпрыгнул. Сейчас авторы напропалую злоупотребляют всякого рода галлицизмами  и прочими иностранными словечками, особенно – когда под рифму выскакивают. Почему бы и мне не поиграть, не потормошить память, перегруженную именами, слоганами, сюжетами? Как говорится, я – велик, потому что стою на фундаменте многолетних культурных наслоений. Разумеется, цитирую весьма приблизительно, позволяя читателю вспомнить, кто и когда это произнес. И блеснуть.


Рецензии