Родословная книга Мой архипелаг 3

Маямсины на берегах реки Волга.
Василий Маямсин
(до 1660 г. Тетюш - ?)
Отец Василия – ВАСИЛИЙ – (старший брат Егор) Василий – Сидор – Василий – Евграф – Леонтий – Матвей – Павел – Константин (1922г.р.)
Именно здесь – на берегах реки Волга проживали предки нашего обширного и многочисленного рода Маямсиных. Варианты происхождение фамилии, а их у меня три, описаны в других очерках моего АРХИПИЛАГА, а здесь я изложу историю жизни тех представителей, которые остались в местах  своей исторической Родины, или переместились в «места обетованные» в других регионах.
Для начала о том, как я пришел к выводу, что именно Волга – мать земли Русской  - была исторической Родиной и своих преданных детей Рода Маямсиных. Начиная работу по изучению предков, я произвел анализ тех мест, где проживают представители фамилии на сегодняшний день – получилось, что во многих местах с приблизительно одинаковой частотой повторения. С небольшим перевесом в Татарии и Башкирии. 
Пришлось перенести анализ в более ранние времена -  такими временами  могли быть периоды Первой Мировой Войны, эпохи массовых сталинских  репрессий 1937-38 годов и время Великой Отечественной Войны 1941-45 годов. Это были периоды, когда фамилии жителей страны употреблялись чаще, чем в другие - мирные периоды жизни.
Материалов для анализа в интернете было много: это и сайты «жертвы политических репрессий» и сайты с участниками и жертвами Отечественной Войны, меньше, но есть материалы по Первой Мировой войне, но есть и такие базы данных.
Данный анализ стал моим первым опытом по выработке генеалогических методов исследования и, надо сказать, действенным методом, позволившем получить конкретный и надежный результат.  И каков же был результат? С большим перевесом «победили два региона: Татария и Башкирия, следом шли Пермский и Красноярский край. Остальные 4-5 регионов можно не называть – их представители насчитывались  в единичном числе.
Стало ясно, что историческую Родину Маямсиных нужно искать среди первых двух регионов –Татария и Башкирия. С Татарией было всё плохо – там в интернете ничего не удалось найти, архивы Татарстана недоступны для удаленного доступа  и по сей день. По Башкирии под руку подвернулись переписи населения за 1834 и 1850 годы по нескольким населенным районам.
Теперь самое время рассказать о положительном опыте моего знакомства с носителями фамилии Маямсин, об отрицательном опыте я рассказывал в других очерках. В телефонной книге города Перми нам встретилась фамилия Маямсиной, звоним, излагаем суть вопроса, получаем ответ, что она родом из Башкирии, что там, в Башкирии есть село  Петровское, что там пол села жителей носят фамилию «Маямсин». Едим в Башкирию, в село Петровское, встречаемся с директором местной школы и её мужем по фамилией Маямсины. Оказались очень приветливые и радушные люди, но мало что знающие о своих предках.
Но в указанных выше переписях Башкирии 1834 и 1850 годов оказалась деревня Петровская. А в них – запись о переселенцах туда из села Ямбухтина  Симбирской губернии  крестьянах  во главе с Григорием Дмитриевичем Маямсиным в 1831 году. Так что Башкирия не могла претендовать на статус исторической Родины Маямсиных, они там оказались пришлыми. Возвращаемся к селу Ямбухтино, что ныне находится на территории Татарстана. Там – в Татарстане есть два населенных пункта с таким названием: Татарское Ямбухтино на левом берегу Волги и русское Ямбухтино – на правом берегу. Последнее Ямбухтино заселённое русскими поселенцами и оказалось местом, где ещё в 1773 году встретились жители носящие фамилию  Маямсин.
КРЕПОСТНОЙ КРЕСТЬЯНИН ГОСПОДИНА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА НЕФЁДА НИКИТИЧА КУДРЯВЦЕВА по переписи населения 1773 года – Михаил Власов сын Маямсин 1713 года рождения.
Кроме села Ямбухтина носители фамилии Маямсин на правом возвышенном береге  реки Волга обнаружились в селе Моркваши Свияжского уезда и в городе Тетюш – Василий Маямсин года рождения до 1660-го. Все эти поселения были  обустроены и заселены для организации обороны от покоренных в 1552 году Иваном Грозным, но не переставших бунтовать татар.
Сейчас настало самое время описать методологию поиска по фамильной генеалогической цепочки.  А она очень интересна и непроста, к тому же изобретенная мною самостоятельно,  а потом уже прочитана в описании коллег на генеалогических сайтах и, стало быть, подтверждающая  достоверность поисков.
Суть проблемы заключена в том, что на территории Поволжья фамилии жителей стали употребляться лишь к концу XIX века, уже  давно было отменено крепостное право, уде повсеместно должны были употребляться фамилии  у жителей, а в Поволжье люди всё ещё писались только с отчеством. Идентифицировать генеалогических родственников можно было только по Имени и Отчеству. Для достоверности приходилось подключать косвенные признаки, такие как,  место проживание, род занятия, социальный статус, состав семьи, год рождения.
Ежё одним приёмом стал метод, так же изобретённый мною, и пока еще не подтверждённый коллегами – метод  прогнозирования результата: на основе изучения косвенных данных, изучения общей обстановки прогнозируешь появление того или иного события – появление конкретного персонажа, направляешь свои поиски в нужном направлении и  встречаешь этот персонаж.
Но нужно было с чего-то начать поиск. Найти точку отсчёта – мы же ищем Маямсиных их предполагаемую историческую Родину.




Город Тетюши.

Я взял за точку отсчета ВОВ – её участников. Напомню, что самым многочисленным по своим участникам в ВОВ стал регион Татарстана (Башкирию уже исключили – она вторична по отношению к исторической родине). Нахожу погибших на фронтах войны Маямсина Константина Павловича (1922-1941), Маямсина Андрея Павловича (1908-1943), Маямсина Ивана Петровича (1908-1945). А дальше по году рождения ищем в церковных метрических книгах запись о их рождении (заметьте – год рождения указан в военных архивных документах). При рождении ребёнка в метриках указаны его родители и только, но мы теперь уже знаем, кто они были: имя и отчество отца нас интересует. Далее ищем запись о браке родителей – если ребенок 1908 года рождения, значить брак был заключен не раньше 1907. При браке же указывался возраст  его участником- понимаем, когда искать факт его рождения, а следовательно , узнаем его родителей. Так по цепочке добираемся до дедушки, прадедушки… и так далее на несколько десятилетий в глубину веков. С помощью этой методологии мне удалось установить, что еще в 1722 году в городе Тетюш проживал Василий Васильевич Маямсин  1690 года рождения.

 

Из приведенного фрагмента Переписной книги города Тетюш за 1744 год видим, что в составе жителей города проживает пахотный солдат 54 лет от роду, а значит 1690 года рождения. Видим, что указанный персонаж был «написан» (переписан) еще в  прежней переписи 1722 года и у него были сыновья, один из которых – Сидор продолжил его род и через несколько поколений  привел к обнаруженному мной участнику  и жертве Великой Отечественной Войны.

Здесь хочется сказать добрые слова в адрес сайта
, которые за свои средства сканировали метрические книги по многим регионам России и предоставили бесплатный доступ к этим материалам через интернет. К сожалению, в последствии этот сайт попал под запрет на территории России, но я успел изучить генеалогию Маямсиных на территории Татарии, которая такой возможности,  к сожалению, не предоставляет.

Благодаря указанному выше сайту удалось обнаружить Василия Васильевича и его брата Егора в переписях 1722 года в качестве солдат.  «Егор Васильев сорока двух (лет), у него сын Гаврила четырёх (лет). У Егора брат Василий тридцати семи (лет)».  Здесь Василий имеет год рождения уже 1685, что вполне приемлемо с точки зрения  генеалогии и того внимания, которое придавали участники переписей своему возрасту. К тому же, чем ближе к факту рождения перепись, тем точнее указывался возраст. Итак имеем кроме Василия ещё его старшего брата Егора 1680 года рождения, а значит их отец мог родится не ранее 1660 года. А  следовательно  Василий Маямсин был свидетелем бунта казаков под предводительством Степана Разина, прокатившегося через окрестности города Тетюш осенью 1670 – начало 1671годов, а его старшие братья,  отец или дядья могли  быть участниками этого восстания.

 
   РГАДА, Фонд 350, опись 2, дело 1127, лист 80 обор. Солдаты пригорода Тетюш.

 По моим представлениям, один из Маямсиных должен был в бунте С. Разина участвовать, а после подавления восстания либо бросится в бега, либо быть сосланным в Сибирь за участие.
Если удастся установить имя Маямсина оказавшегося в 1676 году в городе Красноярске, мы будем знать человека, который будучи прямым родственником Егора и Василия Васильевичей Маямсиных, был сослан или сам бежал в Сибирь за крамолу и бунт.
К сожалению, дальнейшие поиски генеалогических связей более раннего периода установить не удалось. Переписи 1719, 1716, 1701 годов не содержат сведения о служилых людях, коими, скорее всего, были Маямсины. А переписи 1656, 1545 годов не содержат фамилии Маямсин. Здесь могут быть два варианта – либо наши персонажи  есть, а фамилия не употреблялась (хотя указанные переписи содержали многие фамилии у других персонажей), либо наши персонажи проживали в других населенных пунктах, к изучению которых я ещё не приступил. Но то, что они где-то существую в самих Тетюшах или рядом с ним, сомневаться не приходится.
Если обнаружу имя красноярского Маямсина, непременно продолжу поиски уже по имени.
А сегодня в городе Тетюши живут потомки тех персонажей  из Маямсиных, благоразумие которых удержало их от участия в бунте и спасло от расправы властей. Один из таких потомков - Маямсин Константин Павлович 1922 года рождения - стал председателем Горсовета 1964-1973годов.
 
Носители фамилии Маямсин живут в Тетюшах и в наши дни.

Есть еще одна версия происхождения фамилии – третья как я её называю бытовая, потому что самая реальная из всех предложенных мною версий.
После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году, смирившись с положением дел, татары стали осваиваться в новых условия – принимать православие, признавать новые порядки, получать положенные новокрещённым  льготы: пахотные земли, рыбный лов, продвижение по службе и другие льготы предусмотренные новым  гражданам России, осваивать русский язык. Часто крестились и шли  в служилые люди  те иноверцы, которые и прежде владели пахотными землями и покосами.
Не знаю, как его звали, но татарин с плохим русским языком пришел крестит и записывать своего вновь рожденного сына в православный храм –имя дали как и положено русское, к примеру, - Иван, а вот отчество давали по имени отца, спросили - как зовут самого отца: -«чей сын?», ответ на плохом русском: -«мая сын!» или на смеси  татарского и плохого русского: - «мая-м сын». Здесь  буква «М» прозвучала как аффикс принадлежности из татарского языка. И получил наш новорожденный отчество –«маямсин», а впоследствии уже его сын, к примеру, Василий -получил отчество отца получил как фамилию по имени  деда: Василий Иванов сын Маям Сын (Маямсин) или как это было записано в городе Красноярске в 1713 году «МаямЪ СинЪ». 

Методологию получения фамилии по имени деда мы подробно рассматривали во втором научном варианте.

 Вернемся на землю города Тетюши. В процессе работы над поисками корней или «ранних» Маямсиных мне пришлось понять метрические записи по большому количеству персонажей. Генеалогические цепочки постоянно обрывались, приходилось искать  новые. В итоге я познакомился с  93 персонами Древа Маямсиных  город Тетюши, для которых стал малой Родиной. Большинство из них в Тетюшах и остались жить. Но обнаружилась ветвь, члены которой переселились в город Самару – это был Маямсин Василий Сергеевич ( 1864-1910), который в Самаре женился на Садовниковой Софье Аристарховне. Думаю, что это их потомки и сегодня живут в Самаре.
Большой фантазией в выборе имен своих чад жители этой диаспоры Маямсиных не отличались – Василии, Иваны, Андреи, Пётр, Михаил. Но были и сравнительно редкие имена – Сидор, Евграф, Лев, Константин.
В процессе работы над  Древом, результаты которой я выкладывал на сайте «Всероссийское Генеалогическое Древо» в фамильной теме «Маямсин», со мной связалась коллега и обратила мое внимание на то, что в родне Маямсиных есть и её родственники по фамилии «Калсанова». Более того, персонажей с фамилией «Калсанова» в древе оказалось две. Так что, кто из Маямсиных проживающих в городе Тетюши, будет заниматься родичами пусть имеют этот факт ввиду.
Хочется поделиться ещё одной записью, обнаруженной мною в процессе работы над метрическими книгами города Тетюши, - это была первая почти случайная запись, в которой встретилась фамилия «Маямсин», с неё начался системный поиск. Кроме судьбоносного характера для исследований Маямсиных в Тетюшах, эта запись интересна ещё с исторической точки зрения. Об этом подробнее:
 
Здесь записано, что умерла гражданка Александра Михайловна Сверчкова в возрасте 80 лет из дворян села Красная Поляна, а  заявительницей на получение документов на захоронение является гражданка Екатерина Ивановна МАЯМСИНА. Вроде бы и всё! Но посмотрите как много в этом документе междустрочных подтекстов! 1919 год – начало Советской власти, гражданская война, репрессии по отношению к буржуазным классам, всеобщая обструкция бывшему правящему сословию, а тут гражданка Маямсина занимается похоронами «из дворян», скорее всего, абсолютно постороннего человека. Сколь милосерден бывает человек! Как благородны были представители Рода Маямсиных! Хотелось бы подробнее узнать историю жизни и судьбу самой Екатерины Ивановны.

Село Моркваши.
Село Моркваши  описаны как одно из самых больших и древних поселений ещё в трудах    Г. Перетятковича «Поволжье» (очекри из истории колонизации края)в 1882 года издания.
Методологически поиски Маямсиных в селе Моркваши полностью совпадают с поисками в городе Тетюши.
На сайте жертв ВОВ нашелся Пётр Архипович Маямсин, доты рождения у него не было – пришлось повозиться, но труд всегда вознаграждается – нашлась его дата рождения 1915 год.
А далее по накатанной дорожке – до 1803 года. Причем, село Моркваши было небольшое, но возникло два варианта построения Древа,  далее либо Михаил Дмитриевич, либо Михаил Андреевич? Выбрать правильный нет возможности. Оба могут быть как правильным, так и нет – идентифицировать генеалогию  по косвенным признакам не удается. Вот что возникает, когда нет фамилий. В этом отношении с Тетюшами и Ямбухтино – повезло, там генеалогическая цепь коррелируется однозначно.

Село Ямбухтино.
Ямбухтино! Сколь красиво и грациозно звучит это слово! Село Ямбухтино или  Троицкое находится в Тетюшском районе Республики Татарстан, на слиянии речек Улема и Шонга.

«Там русский дух, там Русью пахнет» - пишет про свое путешествие в село одна из посетительниц этих мест.

В селе с 1714 года  действовала деревянная церковь, а с 1741 каменная – «Храм Троици Живоначальной», который даже по прошествии времени, будучи в  полуразрушенном состоянии выглядит величаво.

История села Ямбухтино такая  древняя, что нет даже современного её описания, пришлось воспользоваться описанием 1882 года.
 

Первоначально село было заселено татарами, после прихода русских в казанское ханство, татары бежали на левый берег Волги, где обустроили себе новое поселение с тем же названием (татарское Ямбухтино).
А старое Ямбухтино стало заселяться русскими, главным образом из Нижегородской и Костромской губерний, построили церковь, переименовали в село в Троицкое, после перехода села из Симбирской губернии в Казанскую, название восстановили.

Село Фёдоровское около Тетюш с 1598 года заселялось переселенцами, главным образов из южных районов Воронежской губернии, село принимало всех - хороших земель было вдоволь. В последующем в 1647 году все населении села с прилегающими  поселениями было переведено на жительство на Симбирскую черту.
Деревня Пролей-Каша –  (южнее Тетюшей) - в  1619году проживали латыши и чуваши.
Встречается название Покровский Тетюшский Монастырь, расположенный напротив города Тетюш (Нижние Тетюши) через реку Волга на луговой её стороне (левый берег).

Кроме русских семей, для занятия хороших земель, в Тетюский уезд стремились  и инородцы – язычники черемисы.  Правительство с целью получения надежных подданных с удовольствием селило здесь пленных западных земель (Польша, Украина, Прибалтика) в качестве служилых людей.
В переписях Тетешского и Лайшевского уездов 1645, 1656 годов часто встречается понятие «полонянин». Историки спорят относительно того, какой смысл был вложен в этот термин в 16-17 веках. Известная личность  как составитель Истории России – Г Ф. Миллер считал, что это пленные после Ливонской войны поляки. Советский историк А.Л. Станиславский  не исключал, что речь идет о казаках, живущих в «Поле» - степи низовья Волги.
Иноземцами считались пленные поляки, литовцы и ЧЕРКАСЫ.

В описаниях  Свияжского и Тетюшского уездов  в первой части работы Г. Перетятковича «Поволжье» (очерки из истории колонизации края)в 1882 года издания –село Ямбухтино на встречается, описания касаются первой половины века до 1650 года.
Скудность информации, а автор статьи пользовался теми же переписями, что и мы имеем возможность изучать, объясняется, очевидно, утерей документации по переписям.

Мое знакомство с селом Ямбухтино состоялось в процессе изучения переписей по селу Петровское, что в Башкирии. Совершенно случайно обнаружились это переписи, хотя случайно ничего не бывает,  «кто ищет тот всегда найдет» -этот принцип провозглашенный Лебедевым-Кумачем  сработал.  Так вот в переписи 1834 года против семьи Маямсина Григория Дмитриевича было указано, что они являются переселёнными в село Петровское из села Ямбухтино Тетюшского уезда Симбирской губернии.  Как-то сразу мне «глянулось» это название, что-то близкое и знакомое почувствовалось.
По итогам изучения удалось составить Древо жителей села в количестве  68 человек, причем я не стремился к количеству, а работал над поисками «ранних» Маямсиных. В итоге удалось обнаружить и переселившегося в село Петровское Григория Дмитриевича, и выявить оставшихся в селе его родственников. У Григория Маямсина от первой жены был  сын Григорий, от второй – ещё четыре сына, да взял он вторую жену с пасынком Елистратом Трофимовичем. Вот со всей этой компанией после смерти помещика Киндякова он и был отправлен в село Петровское в качестве наследства его дочери Елизаветы Петровны, которой и досталось село.
Два же брата Григория –Трофим и Елисей остались в Ямбухтино в наследство второй дочери Киндякова Екатерины Петровны Раевской. У братьев так же были и сыновья и внуки, но это уже другая история, которой пусть занимаются их потомки. Нас же интересуют «ранние» Маямсины, нас интересует историческая Родина всех Маямсиных и село Ямбухтино к этой роли очень даже подходит.
У Григория был отец Дмитрий, у того – отец Михаил, а Михаила – отец с оригинальным именем ВЛАС, около 1670 года рождения. Хранящиеся переписи Тетюшского уезда мною пока изучены не все, но та информация, которая «бродит» по интернету не содержит упоминаний села Ямбухтино, что наводит на мысль, что таких переписей может не быть.
До того, как Маямсиных «делили» наследники помещика Киндякова, они принадлежали помещику Петру Алексеевичу Татищеву.
А до Татищева был ещё Генерал-майор Нефёда Никитич Кудрявцев, в дворовых людях у которого служил Харитон Влосович Маямсин 1693 года рождения.
Изучив биографию Ямбухтинских Маямсиных, я пришел к выводу, что появление  Маямсиных не связано с помещиками, которые приходили и уходили, а Маямсины были в селе вечно.
И село Ямбухтино может с успехом претендовать на статус исторической Родины Рода Маямсиных. Вспомним же, с чего началось описание села – по данным Е. Т. Соловьева - это древний татарский город известен ещё со времен Волжской  Булгарии.
Да, пришлось предкам сменит веру, получить звучную, запоминающуюся фамилию, но при этом Родина осталось Родиной,  помещики и власти… пришли, ушли и пропали - а хранители генофонда и носители фамилии остались, хотя и разошлись по свету.

1713 год - в переписи города Красноярска записаны пешие казаки братья Козьма 1677 года рождения, Иван и Андрей Маямсины.

1722 год –в  городе Тетюш числятся в солдатах братья Егор 1680 года рождения и Василий Васильевичи Маямсины.

1772 год – село Ямбухтино Тетюшского уезда исповедные росписи местной Троицкой церкви - исповедуется крестьянин Михаил Власович Маямсин 1713 года рождения.

1780 год – исповедная роспись завода Нытвинский  Пермской губернии  - исповедуется в Спасской церкви Дмитрий Степанович Маямсин  1714 года рождения.

 1800 год - в городе Нижний Новгород на исповеди Похвалинского прихода был отмечен ямщик Григорий Иванович Маямсин 1758 года рождения.

1803 год – село Моркваши Свияжского уезда в исповедных росписях местной церкви числится Михаил Дмитриевич Маямсин 1765 года рождения.

1831 год – в переписях села Петровское, Башкирия за 1834 год числится Маямсин Григорий Дмитриевич 1772 года рождения с сыновьями.

1890 год – город Самара - венчается Василий Сергеевич Маямсин 1864 года рождения.

Сегодня Маямсины проживают в Соединенных Штатах Америки, Узбекистане, Белоруссии, В России от Калининградской области до острова Сахалин.


Рецензии