Асадов. Слепой поэт, который видел сердцем
Писать стихи и читать их на школьных мероприятиях Эдик начал ещё в детстве, когда жил с мамой учительницей русского языка и литературы в Свердловске, а потом в Москве. Война, начавшаяся через неделю после окончания им школы, перечеркнула его планы поступления в литературный или театральный институт. Он ушёл добровольцем на фронт, поступить так, а не иначе Эдуарда побудила его совесть активного комсомольца. Во время коротких передышек в боях он писал стихи о войне, о любви, о надежде на победу и тут же читал их сослуживцам, поднимая их уверенность и боевой дух.
Более десятка операций за полтора года госпитального лечения вернули Эдуарда к жизни, но зрение было утрачено. Ему предстояло жить, приспосабливаясь к новым трудностям и обстоятельствам. Часть из написанных на этот момент стихов он послал для рецензирования Чуковскому, который раскритиковал их, но и вселил уверенность в правильности выбора поэтического пути. Это укрепило уверенность Эдуарда, и он поступил в Литературный институт имени Горького. Помогала ему учиться одна из почитательниц его таланта Ирина, ставшая его женой и родившей сына Аркадия. В период учёбы Эдуард продолжал писать стихи и прозу. Темы для них он брал из окружающей жизни. Не имея возможности видеть события, он воспринимал их сердцем, преломлял в своём обострённом сознании и излагал в стихотворной форме. В результате чего события, отображённые им в стихах, становились ярче и глубоко проникали в души его слушателей и читателей. Остро он чувствовал и фальшь в отношениях окружающих к себе. Так флирт его жены с другим человеком он воспринял как предательство и измену, что и завершилось тяжёлым разводом с женой и расставанием с сыном. Это событие тоже нашло отражение в его стихах в теме взаимоотношений двух человек и влиянии этих отношений на судьбу третьих лиц.
Со своей второй женой Галиной Эдуард прожил тридцать шесть счастливых лет вплоть до её кончины в 1997 году. Она была его глазами и проводником по жизни в прямом и переносном смысле, его напарницей в многочисленных стихотворных концертных выступлениях в городах Советского Союз, редактором и помощницей в издании его стихов. А стихи он продолжал писать на темы, которые можно прочесть в названиях его многочисленных сборников – это: любовь, доброта, романтика, совесть, долг, мужество, мечты, и снова – любовь. Стихи находили горячую любовь и полное понимание у читателей и слушателей, чего не скажешь об официальных критиках и сотоварищах по перу. Последние, как я полагаю, просто завидовали огромной популярности Эдуарда Асадова в широкой народной массе. Сборники выходили тиражами в сотни тысяч экземпляров, и, тем не менее, их не хватало всем желающим ознакомиться с творчеством поэта, поэтому его стихи расходились ещё и в рукописном виде. Вспоминаю, что полвека назад первое стихотворение Асадова я перепечатал на портативной машинке из записной книжки моего брата, в то время курсанта авиационного училища лётчиков. Оно называлось «Баллада о ненависти и любви». Меня захватила острота сюжета, точность отображения двух противоположных и неотделимых чувств, проявившихся в сознании героя этой баллады, находящегося в трудном положении. В результате борьбы этих чувств – ненависти и любви, ему удалось найти выход из того, казалось бы, безвыходного положения, победить и спастись. Я заучил эту балладу наизусть и иногда декламировал её в кругу своих друзей.
Когда я узнал, что в Барнауле состоится моноспектакль, подготовленный к столетнему юбилею Эдуарда Аркадьевича, в авторском исполнении москвича Владимира Глазунова, я прослушал аудиозапись этой баллады, вновь ощутил переживания от описанных в балладе событий, и меня, пожилого человека, прошибла слеза. Слушая спектакль в актовом зале Алтайского университета, я вновь испытывал острые чувства от стихов, звучавших со сцены и в исполнении Владимира, и записи исполнений самого Асадова. Умилила, звучавшая в начале спектакля, запись голоса ребёнка, декламирующего вступление к сказке «Руслан и Людмила» Пушкина – отличная находка постановщиков моноспектакля. Биографические сведения об Эдуарде Асадове, которые я частично изложил в начале этого эссе, органично вписаны в сюжетную линию спектакля и отлично исполнены Владимиром Глазуновым, перевоплощающимся то в ведущего, то в самого Асадова.
По окончании спектакля я нашел в Интернете небольшие видеоролики об Эдуарде Асадове и поделился в виртуальном чате ими и моими впечатлениями о спектакле с товарищами по барнаульской организации ВОС, которая организовала коллективный поход на спектакль. Те из товарищей, которые не были на спектакле, в отличие от присутствовавших на нём, как-то вяло отнеслись к моим впечатлениям. Я понял, что это произошло потому, что они не получили того эмоционального заряда, который от спектакля получил я.
В современных условиях, когда реставрированный капитализм шаг за шагом отвергает истинные духовные, семейные, патриотические, социальные ценности, стихи Эдуарда Асадова, по моему мнению, следует включить для изучения в школьные программы, чтобы приостановить растление детей и молодёжи - будущего России.
октябрь 2023 г.
Свидетельство о публикации №223102101332
Мост Будущее 09.02.2025 16:39 Заявить о нарушении