Господь привел на могилу мамы

О ПУТЯХ НЕИСПОВЕДИМЫХ,
или как Господь привел меня к могиле матери, впервые после ее кончины.

Как не верить Богу? Хочу рассказать еще об одном удивительном случае в моей никчемной жизни, что стал явным доказательством промысла Божьего в ней - от Любви Господа даже ко мне, до полусмерти избитому грехами старому бытийно бесполезному хрычу Валерке, не достойному называться ни православным,  ни русским по вере человеком.

Рассказ сей будет длинным, а потому прошу дорогих читателей запастись терпением и дочитать текст до конца. Прошу прощения за опять, может быть, без меры открытость и искренность слов моих. Не умею я скрывать и таить то, что рвется из души. Может я графоман? Святые отцы советуют не растекаться мысью по древу в вопросах личностного пути к Богу, но больше молчать, чем по секрету всему свету городить всякую окололитературную чепуху, к коей, возможно, относятся и мои нескладные тексты.  А что я? Или тараканы в беспутной башке? Итак, начали.

Так случилось, что в 2015 году я не смог приехать на похороны матери моей и долгие годы не мог сходить поклониться ее могиле. Когда же я, наконец, смог приехать из Санкт-Петербурга в город, где она похоронена, за краткое время моего пребывания там никто из сродников так и не смог по каким-то причинам показать мне место ее могилы на кладбище. И вот, после 38 лет жизни в Санкт-Петербурге и в области вокруг нее в моей жизни произошло нечто, что лишило меня там жилья, и я по настоянию сродников или по какому-то другому закону вновь оказался здесь, в родном городе - теперь, кажется, навсегда. Не благодаря ли моим молитвам о покойной матери моей? Не сложилось ли все так, что Господь неисповедимыми путями все-таки привел меня к ее могиле. Да еще как! Это не могло быть случайностью.

На праздник Покрова Пресвятой Богородицы утром после тяжелого разговора с одним из сродников о "Боге в душе и попах-развратинках на мерседесах", где я попытался неумело защитить священников, душа моя потянулась в местный храм и привела в движение ноги и молитву изнутри. Храм удивил обилием икон, включая и старинные. Здесь были иконы всем дорогим сердцу православных людей святым, но и тем святым, коих я по гордыне ложного всезнайства и от столичной спеси, полагая что они не столь ... хм.... популярны (?) ... или вовсе неизвестны местному православному люду, не ожидал увидеть здесь вовсе: святому Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому), святым царственным страстотерпцам, новомученикам в годы сталинских гонений на земле Русской просиявшим, святой Матроне Московской, святой блаженной Ксеньюшке Петербуржской, И каждый входящий в храм человек так же как в монастыре преподобного Александра Свирского подходил к каждой из них, поклонялся каждой из них, а рядом с некоторыми ставил зажженные свечи. Их на литургии в одном из двух имеющихся в городке православных храмов было мало - не больше пятидесяти на население около 50-60 тысяч человек. Я украдкой всматривался в их лица, пытаясь найти знакомые мне и поклониться им в знак восхищения и благодарности за то что они теперь из просто земляков стали моими братьями и сестрами во Христе. Голос, увы, не хора как в монастыре и в храмах Санкт-Петербурга, а лишь одной певчей звучал так чисто и проникновенно, что развеял все мои - от питерской гордыни ложного всезнайства - напраслины в мыслях о будто бы какой-то даже ущербности и нищете храмов в малых селениях России.

Молитвы во время литургии звучали на церковно-славянском, и это тоже порадовало меня: будто я никуда не уезжал из Санкт-Петербурга и даже будто бы нахожусь в Преображенском храме любимого Александро-Свирского монастыря, и вот-вот появится мой духовный отец и соберет всех чад своих на исповедь. На утрени и литургии было больше женщин, чем мужчин. Возраста почти все больше 50 лет, но порадовал один вдруг подошедший к иконе праздника малыш лет пяти, по такой же чернявости, что и у меня, скорее всего из кряшен. Он не торопясь, а как взрослый, осознавая торжественность момента, поклонился иконе, попытался дотянуться до нее, но из-за малого роста смог поцеловать лишь край ее. Господи, да за одно это доказательство истинного в вере возрождения России стоило претерпеть многие скорби! Один этот малыш достоин тысячи тысяч наших молитв о том, чтобы житейские бури не смогли поколебать его веру и не заключить его в темницу "бога в душе", из которой раздаются только вопли с осуждением "попов на мерседесах", но не видится в Церкви истинный Бог. Сродник мой говорил ранним утром, что побывав один раз в храме он увидел среди прихожан столько душевной грязи, что решил так: больше туда ни ногой! Решил он от гордыни, что лучше не мараться ему этой грязью, а тихо и мирно молиться дома в одиночку, с "богом в душе". Только вот вопрос, с каким богом? Господи, какая же это величайшая нелепость приходить в храм не к Тебе, не в ожидании встречи с Тобой, а нести туда свои все еще советские пионерские ожидания чуда от святых священников, потому что они обязаны быть святыми, от кристально чистых прихожан храма, потому что они обязаны быть такими, а Волшебник Бог пусть исполняет все наши желания - патаму шта! Как же не могут понять эти несчастные люди, что Церковь - это не в "Гостях у сказки", а иногда страшный труд по очищению души, очищения в том числе и благодаря видимой тобой грязи в других, но видимой не ради осуждения этих людей, а ради видения того же, а может и больше в своей душе.

Их храма я вышел, чтобы успеть на автобус для поездки в другую часть города, называемом Новым городом. Еще несколько лет назад автобусы здесь вообще ходили через пень колоду, и горожанам приходилось платить немалые деньги таксистам для перемещения из старой части горда в новую. А сейчас, после передачи транспортного хозяйства маленького городка в ведение владельцев более мощного АТП в крупном городе по соседству, появились целых - мяу! - два (!) автобуса, и они стали ходить - sic! - по расписанию через каждые полчаса! Увы, позвонивший мне сродник сообщил, что ожидавшегося по расписанию ближайшего автобуса не будет, его перенесли на время позже. Я сообщил эту новость милой женщине, стоявшей рядом со мной на остановке.

Вспомнил я как в школьные годы ходил по этим улицам на занятия вместе с потерявшимся сейчас где-то в Санкт-Петербурге другом. Он был твердым троечником, но, в отличие от меня. рос настоящим мужиком. Его отец тоже был алкоголиком, но друг мой уже с класса седьмого вдруг сам самостоятельно научился монтировать какие-то схемы из радио деталей и выходить в эфир, что было строго-настрого запрещено. Он сам разобрался в механике мотоцикла отца, как-то научился управлять им. Он наравне с отцом строгал, пилил, строил, то есть делал все то, что и полагается делать мужику в частном доме. И при этом мой друг смог прочитать книг намного больше чем я, грамотей, акамедик, профессор кислых щей, круглый отличник в школе. В Санкт-Петербурге мой друг оказался благодаря мне. Потом поступил в мореходное училище, еще в советское время походил по заграницам, женился, у него появился сын, ео потом после развала Союза у него что-то сломалось в душе, он развелся, попал в автокатастрофу, сломал ногу. Это были страшные голодные 90-е годы. Я не помню откуда тогда у меня в те безденежные дни появились деньги, но я, узнав о его беде, тут же приехал к нему, навез еды, помг чем мог. . А потом уже в 2009 году случилась и со мной беда, когда этот друг помог мне. А потом он исчез. Я остался должен ему 10 тысяч рублей.

А в доме напротив жила моя одноклассница, вроде бы в школьные годы влюбленная в.. меня (?!). Почему не в моего друга? Ведь он мог бы стать мужиком-сокровищем в их общей семье. А я любил другую, что на улице Свободы, но это другая история После кратких воспоминаний о былом и ушедшем навсегда вдруг что-то - или кто-то - будто внушил мне: "А что ты будешь стоять тут целых полчаса в ожидании следующего - по расписанию - автобуса? Ты пойди до следующей остановки. Так время пробежит быстрее". И я пошел. Это ли не чудо то, что произошло потом? Я дошел до следующей остановки, потом решил дойти до следующей. Прошел мимо улицы, в конце коей открывался вид на кладбище. Опять укорил себя за то, что так и не поклонился могиле матери моей. Остановился на следующей остановке, неподалеку от кладбища. Или что-то остановило меня? Ведь крутилась мысль о том, чтобы дойти до Нового города пешком, а это час или два пешком. Как В Санкт-Петербурге, повторить молитвенные прогулки, но уже в родном городе.

Что-то или все-таки Кто-то остановил меня на остановке рядом с кладбищем. Старый 70 лет мужик, подошедший к ней, спросил у меня закурить. Я ответил, что не курю и продолжил по питерской привычке искать что-то в мобильном телефоне, чтобы скоротать время до ожидавшегося автобуса. Однако прошло и полчаса, и час, а его все не было. Старичок вдруг спросил что-то еще, я присмотрелся и вдруг вопрос:
- Валера, ты?
Я уехал из этого города 38 лет назад, и уже почти никого не узнавал в нем. А тут будто кто-то подсказал:
- Женя?

Оказалось, что это один из лучших друзей моего старшего брата. Узнав о том, что я с 2015 года так и не побывал на могиле матери моей, он тут же предложил пойти с ним туда - могила его родителей находилась рядом! Это не могло быть случайностью! Отмена автобуса одного, потом второго, моя прогулка от одной остановки к другой, а потом всего один сосед по остановке, до которой я дошел пешком, который оказался моим проводником к могиле матери, покойного отца, брата и других сродников, о ком я молился все последние годы в Санкт-Петербурге и в Алексанлро-Свирском монастыре. Не чудо ли? Слава Богу за все! ./// Немного по другом теме. В последнее время я иногда говорю не только "Слава Богу за все", но и "Слава Богу за СВО!". Почему? Потому что именно благодаря ей в русском народе, слава Богу, появился новый мощный импульс к реальному истинному возрождению в Святом Духе.

17 октября 2023 года
Татарстан


Рецензии