Серенада Шуберта

   Мелодию серенады Шуберта  я впервые услышал на уроке немецкого языка. Мы доводили нашего "немца" как могли на каждом уроке. Мы соревновались с параллельным классом школы, чей класс наделает больше пакостей бедному Сан Санычу, который прекрасно владел немецким, но был человеком мягким и совсем не умел держать дисциплину. Практически на каждом урке он делал одну и ту же педагогическую ошибку - по нескольку раз выбегал из класса со словами:

-Я никогда больше не зайду в этот класс! - и возвращался...
 
   Мы встречали его смехом и вышибали из класса снова. Так мы, глупые дети, продолжали войну против гитлеровский Германии, которая кончилась победой наших отцов. Но однажды Сан Саныш взмолился:

- Что мне сделать, чтобы вы меня слушали?

   Я сидел в первом ряду на предпоследней парте, вальяжно развалился и сделал наглое заявление:

- А Вы спойте нам , Сан Саныч!

   Сан Саныч как-то странно посмотрел на меня, вдруг выпрямился и дрожащим голосом запел  словами Гёте на мелодию Шуберта:

";ber allen Gipfeln
Ist Ruh,
In allen Wipfeln
Sp;rest du
Kaum einen Hauch;
Die V;gelein schweigen im Walde.
Warte nur, balde
Ruhest du auch".

   Это было чересчур. Помню, как мне стало стыдно, и не мне одному, а всему классу. Я сидел красный как рак, в классе стояла гробовая тишина, мы слушали дрожащий голос учителя  и прекрасную незнакомую мелодию ...

   Потом мы попросили Сан Саныча перевести слова, он перевёл немецкий текст, но потом прочитал нам и перевод Лермонтова:

"Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты".

   Это был самый удачный  урок Сан Саныча. Но мы ненадолго стали вести себя лучше: через пару уроков всё встало на круги своя. Но всякий раз, когда я слышал"Серенаду" Шуберта мне становилось стыдно. Всегда хотелось повиниться перед Сан Санычем, но это сделать невозможно: он умер через некоторое время после моего окончания школы в возрасте около 40 лет.  У него оказалось доброе, но очень слабое сердце, и ему категорически было нельзя работать  с такими жестокими послевоенными детьми как мы.

   Мне уже 74 года. Всё чаще по ночам просыпается совесть - единственный инструмент Бога, действующий в таком жёстком и видавшем виды человеке как я. Этой ночью мне захотел найти в интернете видео "Серенады" Шуберта со словами Гёте, но  не нашёл. И до раннего утра в памяти дрожит голос моего учителя немецкого языка и мучает стыд. Что будет завтра?


Примечание: Извиняюсь перед читателем:как-то не распознал немецкий шрифт компьютер и не дал напечатать верно текст стихов Гёте (U с умлаутом).


Рецензии