Мы обижаем, нас обижают...

       На конкурс "Если друг оказался вдруг..." http://proza.ru/2023/10/15/1218


       - Девочки, привет! - озвучила свой приход одна из дам. – Что вероятнее: я с возрастом становлюсь все более обидчивой или у отдельных личностей портится характер, затрудняя общение?
       - Солнышко, - участливо произнесла подруга, - устраивайся поудобнее, хлебни чайку с ромашкой и расскажи, кто тебя так расстроил? Надеюсь, камешек не в наш огород?

        - Не в ваш. Помните, лет 5 назад я в нашу компанию приводила бывшую сотрудницу Арину? Мы с ней пахали на моей второй (по списку в трудовой книжке) работе. Близкими подругами не были, если что друг о друге узнавали, то исключительно во время совместных чаепитий. Вне работы у каждой – своя жизнь. Встретились снова уже будучи пенсионерками, и поскольку с каждым годом нашей братии становится все меньше, то потянулись друг к другу. Тогда я ее и привела в наш кружок, думала, вольется. Но нет, Арина позже объяснила: мы с вами так спелись, что она, невзирая на вашу приветливость, чувствовала себя лишней.
       Времени у меня – вагон и маленькая тележка, поэтому я успевала общаться на 2 фронта, и с вами, и с ней. Сначала у нас такое понимание было… Хоть и не с полуслова, тем не менее, совместные прогулки настроение поднимали.
       Но, повторюсь, за минувшие года то ли я стала чересчур чувствительной и теперь реагирую на мелочи, на которые раньше не обращала внимание, то ли у Арины какие-то комплексы обострились. Начался разлад.
       В чем он проявился? Слушайте.
       «Мартышка к старости слаба глазами стала», возникли проблемы со зрением. Относительно четкий обзор сохранен в радиусе 20-30 м, дальше – туман со смутными очертаниями.
       Так вот, о разладе. Например, идем мы с Ариной куда-то, сбоку в отдалении старинное здание, и я даже в туманности замечаю, что оно затянуто сеткой. То есть, его реставрируют. Вдруг Арина восклицает:
       - Ты посмотри, что они творят?!
       Я уточняю, что из-за ухудшившегося зрения, сетку вижу, а что за ней - увы! Оказывается, у здания снесли 2 этажа. Арина не унимается:
       - Зачем они трактор затащили на 3-й этаж?
       - Какой еще трактор?
       - Ты что, не видишь? – рукой указывает на здание.
       - Здание вижу, трактор – нет!
       Мне такого ответа достаточно, и я бы сменила тему, но Арина непонятно отчего уперлась в этот трактор, несколько раз призывала меня вглядеться и все-таки увидеть злосчастную машину. Перестала докапываться лишь когда я довольно-таки резко спросила, ей-то какое дело до того, вижу я трактор или нет.
       Еще. Опять прогуливаемся. У Арины вырывается:
       - Зачем городские власти позволяют устанавливать эту хрень? Только портят вид.
       Уточняю:
       - Какая хрень?
       Арина вместо того, чтобы сказать словами, взмахивает рукой и указывает на противоположную сторону. Опять несколько вопросов с моей стороны, прежде чем я поняла, что Арину возмущают рекламные баннеры на крышах (которые я, кстати, вижу). Моей подслеповатости удивляется (причем, не впервые), а сразу назвать предмет возмущения – не-ет, догадайся, мол, сама.
       Одно из последних. Пошли мы в парк, там публике обещана необыкновенная музыкальная программа. Вдоль аллей – лотки, киоски, крохотные павильончики. Продавцы игрушек часть товара прямо на плитки дорожек выложили.
       - Смотри, смотри, что только они не выдумывают (под «они» подразумевались производители игрушек). – теребит меня Арина.
      Я соглашаюсь, что движущиеся фигурки – это здорово. Хотя не скажу, что принципиально ново. В моем детстве уже были подобные, только тогда они были механическими и заводились ключом, а в нынешних, надо полагать, батарейки спрятаны. Я любуюсь белой лошадкой и вслух соглашаюсь, что лошадка просто чудо!
       - Причем тут лошадка?! Ты куда смотришь? Сюда взгляни, - и указывает пальцем на копошащиеся игрушки, коих десятка полтора.
       Уж в который раз только после ряда уточнений стало ясно, что ее восхитил ползущий с автоматом десантник. Опять я спросила почему она с первой попытки не обратила мое внимание на десантника. В ответ услышала, что кроме него и смотреть-то больше не на что. Завершила пожеланием, чтобы я поскорее занялась глазами. Сказала очень вежливо по форме, и почти что нахамила по сути. Интонацией.
       Вроде бы капельки, но, с другой стороны, как-то вдруг стало заметно, что Арина, будто ежик, ощетинивается практически на каждую безобидную реплику (с моей точки зрения). Меня стало задевать не то, ЧТО она произносит, а то, КАК она отвечает. Почти огрызаясь.
       Был в моей практике эпизод, рассказ о котором я начинала словами песни «Два кусочЕка колбаски предо мной лежали на столе», добавляя, что остановиться на отдых довелось в полуразрушенном бараке, но свой сухпаёк разложили по тарелочкам тончайшего японского фарфора. И чай пили из таких же раритетных чашечек японского сервиза. Музейные экспонаты среди развалин – это показалось мне очень забавным, и все, кому я рассказывала о сочетании несочетаемого, услышанное воспринимали с улыбкой. Но Арина, к моему удивлению, отреагировала почти грубо:
       - Какая, к черту разница, из чего есть и пить. Наелись, напились – и слава Богу.
       Снова остался неприятный осадок.

       Чуть позже до меня дошло, что если в первые года Арина тянулась ко мне сильнее, чем я к ней - у меня вы были, а у нее никого, с кем могла бы совершать прогулки по городу – то в последнее время 90% приглашений исходило от меня. Может, я Арину чем-то раздражала, да она сказать не решалась? Надеялась, что я сама догадаюсь? Если так - больше не навязываюсь. Три недели ей не звоню, и она помалкивает. Ладно, если нашла новую попутчицу, но вдруг в одиночестве переживает?.. Как бы там ни было, проявит инициативу – от встречи не откажусь. Будет молчать и ждать – да сколько угодно…

      - Это называется психологическая несовместимость. Частичная. Была бы максимальная - тряслись бы при встрече, сдерживаясь, чтобы не облаять друг друга. – глубокомысленно заметила одна из слушательниц. - Из-за частичной несовместимости ты с Ариной могла мирно беседовать минут 20 в день, но не подружилась и не чувствовала потребности с ней встретиться. Не горюй, разочарование настигает каждого.
       Что касается обид, то одно из двух: либо я настолько толстокожая, что не понимаю, когда меня обижают, либо склеротичка, так как сейчас вспомнить ни одной не могу. Хотя... Не совсем склеротичка. Был период, работала я в компании «Пень&Колода». Там я встретила несколько единомышленниц, с которыми и в пир, и в мир, и просто поговорить в минуты затишья. В гости друг к другу не ходили, но совместные вылазки по очагам культуры устраивали. День рождения каждой на работе праздновали. Застолье проводили в моем кабинете, так как и кабинет просторный, и стол самый большой по размеру (2,05х1,2 м, меня 5 см постоянно умиляли; то ли мастерам было лень отпилить эти 5 см и они допустили перерасход, то ли, наоборот, решили сэкономить материал и вместо, допустим, 2,15 -2,2 оставили 2,05м). Обычно, собиралось нас за столом от 8 до 10 душ.
       Еще один момент. Здание старое, контора до финансового дна не дошла, зависла где-то посередке, но подъём в ближайшей перспективе не светит. Это я к тому, что ремонт не проводился много лет, и в моем кабинете из 5 розеток действовала всего одна. Пока за столом собиралось до 10 человек, вскипятить пару чайников и заварить чай особого напряга не вызывало. Обязанности чайханщика, как хозяйка кабинета, исполняла я сама.
       Начальница ОТК Гертруда (Герой труда – за такое имя «спасибо» бабушке-активистке и первой комсомолке на деревне, и «спасибо» родителям, что отстояли Гертруду, не согласившись с тем, что бабушка-активистка предлагала до Гертруды, что-то связанное с лагерем челюскинцев и расколовшейся льдиной) решила свое 50-летие отметить на работе с большим количеством приглашенных (50-60 рыл, извините мой французский). Для приличия она спросили: не возражаю ли я против того, чтобы устроить празднование в моем кабинете? Я дала согласие, не догадываясь о том, что меня ожидает.
       Что самое безрадостное в застольях? Уборка после. Но за минувшие 3-4 года я убедилась, что мои сотрудницы со следами застолья управляются настолько шустро, что оставалось лишь ресницами хлопать, глядя на столешницу без единой крошки. Мне бы мозгами пораскинуть и о другом подумать…
       Мужчины загодя часть стеллажей вынесли, оставшиеся придвинули к стенам, внесли дополнительные столы и стулья. В день Х на тумбе возле единственной действующей розетки стояло 6 или 7 электрочайников! Воду в огромном баке тоже принесли.
       Девочки, вы уже догадались, в чем подвох? Розетка оказалась настолько маломощной, что тянула лишь один чайник. Стоило подключить второй, как автомат выбивало. Весь юбилей для меня превратился в сплошное наливание воды в чайники и заливание кипятком заварочных чайничков. Я время от времени кое-кого тревожила, чтобы меня сменили, но каждая из потревоженных, включив или заварив один из чайников, возвращалась к компании за столом. А я по деликатности (или глупости) уже не решалась отозвать несколько дам в уголок и там определить очередность принимать эстафету чайханщицы.
       К столу я время от времени возвращалась, успевала что-то хапнуть, но никак не посмаковать. Утешала себя тем, что когда все разойдутся, уж тогда я отведу душеньку… Размечталась!..
       Уборка после застолья была произведена так стремительно, что я не успела отнести в свой закуток ни одного блюда с остатками салатов и закусок. Осталось много, но виновница торжества своим командирским голосом распорядилась: «Это - монтажникам, это – разработчикам, это – технологам, это - …» Всем сестрам по серьгам досталось, лишь меня обделили.
       С одной стороны, понимаю, сама виновата, не приняла в расчет, что на 50 ртов одного чайника не хватит и не провела «круглый стол» до празднования. С другой, почему ни одна из тех, с кем «так хорошо и сладко пелось» не заметила, что у чайников я провожу больше времени, чем за столом? Особенно грызло, что ни сама Гертруда, столь щедро раздающая не съеденное, ни одна из убирающих не догадались оставить мне хоть что-то из съестного.
       Почему сама не забрала пару блюд и не унесла в обеденный закуток? Мало того, что я постоянно вскакивала и металась между столами и тумбой. Самыми почетными гостями были директор и главный инженер, которые не считали нужным для перекура выходить в коридор. То, что они курили имело настолько убойный запах, что у меня, нормально переносящей даже дым самосада, в голове замутилось, так как мое место за столом располагалось очень близко к директорскому. Меня от руководства отделяла только Гертруда. Пока я, высунувшись в окно, глотала свежий воздух, стол опустел.
       Юбилей крепко запомнился! Я тот урок хорошо усвоила! Если бы еще кто-то захотел бы устроить подобное с многочисленными приглашенными, то я бы выкатила список условий из десятка с лишним пунктов… Но поторжествовать не довелось, контора, не дождавшись очередного юбилея, все-таки пошла ко дну, и бывшая дружная компания распалась в поисках другого места под солнцем.

       В беседу включилась третья дама:
       - Разочаровываться всегда горько. Но особенно досадно, если расстраивают самые-самые близкие. Девочки, вы знаете, что я весьма пунктуальна, и очень не люблю ждать опаздывающих. Из-за этого как-то раз случился неприятный инцидент с родным сынулей.
       День рождения внучки. Гостей-детей пригласили в развлекательный центр, я туда не пошла. Договорилась с молодежью, что встретимся у дверей кафе, где предполагалось посидеть в узком семейном кругу - сама виновница торжества, ее родители, обе бабушки, да дядюшка (брат невестки) с женой. Встречу назначили на 19.00.
       Кафе порекомендовал дядюшка. Не то, чтобы далеко, но и не совсем близко. Нередко сожалею, что не могу предвидеть будущее хотя бы на 2-3 часа вперед. Обладай я таким даром скольких мелких неприятностей могла бы избежать... Так и в этом случае. Знай я заранее, сколько ждать придется - пошла бы пешком, как раз подошла бы к тому моменту, когда явилась основная масса. Но, не обладая нужной информацией, вышла из дома с солидным запасом времени на ожидание транспорта, и по закону всемирной подлости, автобус к остановке подошел одновременно со мной, поэтому у дверей кафе я оказалась аж за полчаса до назначенного времени. Ладно, начинаю прогуливаться. У самого входа особо не разгуляешься, я отошла метров на 100, там была славная аллейка. Жду, расхаживая туда-сюда.
       Для вас также не секрет, что сотовым телефоном я обзавелась гораздо позже вас, и на момент того события не срослась настолько, чтобы кожей ощущалось его отсутствие. То есть, уходя из дома, не проверила в какой из сумок он лежит, не переложила, в результате осталась без связи. Жду, жду, жду... Потихоньку зверею...  Неудивительно, что после того, как стрелки показали 19.35, развернулась и ушла. Наташин брат, кстати, тоже почему-то до этого времени не появился. Приезжаю домой, телефон аж дымится от звонков. В конце концов трубку все-таки подняла. Разумеется, первый же вопрос:
       - Почему не дождалась?
       В ответ:
       - Потому, что вы на часы не смотрите! Мы на сколько договаривались? А вы во сколько приехали? За те годы, что мы прожили бок о бок уж мог бы заметить за мной такую странность - не опаздывать самой и не одобрять тех, кто злостно нарушает уговор.
       Мой орёлик говорит: только тебя не хватает, выходи, лови такси, я оплачу. В голосе слышно искреннее сожаление и раскаяние. Я почти готова сменить гнев на милость, если бы не неосторожное признание:
       - Мы когда на такси проезжали, видели тебя на аллее. Тебе всего-то пару минут ждать оставалось. Я за тобой пошел, а тебя уже нет.
       Вот тут-то и взыграло ретивое:
       - Видели?! Что ж ты из такси не посигналил, что мое ожидание близится к концу? А еще лучше - вышел бы и сопровождал бы эти 100 метров. Не догадался? Не надо опаздывать, раз такой недогадливый!
       Так и не поехала.


Рецензии