Мастер и Маргарита. Целостность внешнего образа

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства


Продолжение анализа и жизнеописания постановки «Мастер и Маргарита» С.Э. Алдонина Музея-Театра «Булгаковский дом»

Краткая заметка

Целостность внешнего образа героев

(в контексте анализа постановок «Мастер и Маргарита» в целом и постановки 19 октября 2023 года)

Живое произведение театрального искусства требует особого подхода к его сохранению. Каждое произведение, постановка уникальны. И данная заметка - продолжение жизнеописания постановки «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова. И здесь будут и новые грани, и дополнение анализа и «биографии» спектакля.

Сергей Эдуардович посвятил сегодняшнюю постановку своему учителю Марку Захарову, которому исполнилось бы 90 лет. Его имя и искусство родное с детства. К примеру, со многими кинематографическими произведениями меня познакомила мама: с рок-оперой «Юнона и Авось», кинокартиной «Обыкновенное чудо», и с одним из любимых с тех пор фильмов – «Формулой любви». В связи с исследованием сохранения живого произведения театрального искусства читаю и книгу М. Захарова о суперпрофессии режиссёра, серия «Мой 20 век», - и в книге много близких мыслей для философии воплощения. И вот его ученики и мастера длят жизнь духа в живом искусстве.

Ещё ранее я планировала написать о проработанности образов в постановке, но как раз сегодняшняя постановка подвигла к развитию темы. Образ - комплексное понятие, и наряду с воплощаемым внутренним содержанием, характером и действием, прорабатывается и внешний облик, который всегда схватывается нами в действительности с запоминающимися темпераментом, привычками, мышлением. А потому работа над внешним образом заслуживает внимания, как и жизнь духа возможна через его воплощение.

Проработанность облика героев должна представлять целостность. Мы воспринимаем внешность, и образ запечатлевается в целом, и затем в деталях. Запоминаемость образа во многом зависит от детальной работы над ним, складывающейся в это собирательное и цельное понятие. Образ может быть завершённым, и в художественных целях и незавершённым, но то, что этот создаваемый запоминающийся облик должен составить именно образ - не вызывает сомнений.

К примеру, рисуемый словами образ реальных людей, потрясающих нас личностью, и их облик, внешность. Вот пример из воспоминаний В.А. Нелидова о посетившем Малый театр Льве Николаевиче Толстом: граф, «гранд сеньор», соединение королевского с простотой, и из его внешнего облика несомненно ярче всего всем запоминаются и впечатляют глаза мудреца, сменявшие будто разные цвета, его борода и неизменная кофта. Или воспоминание К.С. Станиславского об А.Г. Рубинштейне с тем умением великого человека с прямотой, открыто и подробно рассматривать, изучать, видеть людей - и вы оказывались будто со львом, который затем мог на время вернуться к кошачьей мягкости: его грива, зажженный огнём взгляд - и Рубинштейн в памяти Константина Сергеевича прочно был соединён с образом льва. Так можно провести эксперимент с описанием образа людей из жизни и персонажей из произведений. Такие упражнения помогают нащупать образ, поскольку разница между образом, который существует, но не описан словами, и литературным образом существенна. И разница эта заключается в языке, и слово является надёжным посредником и связным между образом реальным или литературным и воплощаемым образом. И целостность внешнего образа способствует проявлению и внутренней жизни духа.

В романе «Мастер и Маргарита» всем помнятся точные описания М.А. Булгаковым в одно-два слова образов, по которым узнавались герои романа: «длинный» и «клетчатый», «рыжий» и «клыкастый» - и рисуются образы Коровьева и Азазелло. И каким образом в живом произведении театрального искусства создаётся образ и живёт, и более того - живёт и меняется.

Образ Воланда сложносоставной – описание из романа, отсылки к черновикам, авторская работа. Одна бровь выше другой и скрывающие бездонный взгляд очки.  Примечательно одеяние Воланда – чёрное, похожее на сутану священнослужителя, что имеет глубокий смысл, особенно в контексте его собственного свидетельства истории. Для посещения Варьете, чтобы посмотреть москвичей в массе, маска и цилиндр дополняют образ. В сцене бала - это королевская чёрно-белая мантия. Он со знаменитой тростью с набалдашником в виде головы пуделя, магической в постановке, так же как и его взгляд. И образы так же живые и меняются, а потому в который раз призываю смотреть постановку самим.

Актёру, исполняющему роль Ивана Бездомного, в сцене, когда поэт после поисков Воланда в Грибоедове попадает в сумасшедший дом, сделали тени под глазами, и он ещё более напоминает мученика, особенно в трансцендентном переходе от образов Бездомного и профессора Стравинского, про которого Иван сказал «ну, прям как Понтий Пилат», к допросу Понтием Пилатом Иешуя Га Ноцри.

Из образов в сегодняшней постановке иначе проработан образ Кота Бегемота – ему сделали бородку, надели кепи и нанесли грим так, что в целом он напоминал Ленина. В целом для образа Бегемота как раз найдено оптимальное соотношение Кот-Человек - и напоминающего человека, и кота, и это идеальное решение - не делать сложный костюм, а действительно создать образ Кота, напоминающего человека.

Образ Азазелло, сильного, резкого, прямого и нагловато-грубоватого «рыжего, как огонь», атлетически сложенного ещё одного рыцаря из свиты Воланда, воплощён будто со страниц романа. «Рыжий разбойник», с бельмом и клыком, - как пишет Михаил Афанасьевич. Речь - мощное орудие в воплощении, и в образе Азазелло используется весь арсенал, созданный для героя писателем: «убедительный голос» Азазелло, и он то говорит развязно, то гнусавит, а то может и рявкнуть на собеседника.

В образе Мастера каждый из актёров воплощает разные его грани - и можете вы увидеть и Мастера-романтика, вспоминающего встречу с Маргаритой и вздрагивающего, будто от прикосновения её руки во время рассказа о ней Бездомному, и образ Мастера, внешне похожего на Михаила Афанасьевича, Мастера с «встревоженными» и «очень беспокойными» глазами. Внимания заслуживает игра Изнаура Орцуева не только в роли Фагота – в этот раз он исполнял роль Мастера - смущенного, робкого и уставшего от критики человека. Примечательно и в смысловом отношении мощно, что весь спектакль мы видим Мастера в больничной одежде, что ещё более подчёркивает то, что его жизнь до этого момента осталась в воспоминаниях, болью отдающихся в сердце («не могу без боли вспомнить свой роман»), но которые - целая жизнь, и лишь воспоминание о любви оживляют его на мгновения.

Образ Коровьева-Фагота, запомнившийся всем героям романа как «клетчатый» и в треснувшем пенсне, также тщательно проработан с вариациями и экспериментами К примеру, это костюм Фагота, который просто является неполным – та же жилетка без рубашки, но с воротничком, или то же пенсне – используются очки, но только одна линза, при том затемнённая – стильный атрибут и интересный вариант. В сегодняшней постановке Фагот сказанное в разговоре с Босым на этот раз параллельно воплощал в действии, к примеру, Варьете-Кабаре, и получился язык жестов и речи.

Образ Маргариты сильный, энергетика передаётся через голос, в особенности - в сценах трансцендентных перевоплощений и сближения историй. К примеру, это перевоплощение Маргариты и её речь от лица Левия Матвея с угрозой небу. И в сегодняшней постановке примечательным является то, что Маргарита после прощения Фриды осталась в её платке, будто приняв на себя груз исповеди этой женщины. И актрисы также воплощают разные грани образа Маргариты. К примеру, прелесть исполняемой роли Маргариты новой актрисой заключается в движениях и интонации, и есть общее с исполнением роли Маргариты Екатериной Климовой, у которой образ гармонично проработан, и обе актрисы являют образ Маргариты одновременно в двух ипостасях: то раскрывается образ Маргариты-ведьмочки, то самоотверженной любящей женщины, устремлённой во что бы то ни стало найти Мастера. Или мощный, серьёзный, потрясающий, волевой образ Маргариты в исполнении Ксении. И решительная, и тем не менее страдающая и разделяющая участь того, кого любит, но сохранившая внутренний стержень и желание бороться, Маргарита в исполнении Оксаны. И само одно имя Маргарита уже является носителем созданного Михаилом Афанасьевичем образа - так с именем каждого героя романа связан целостный образ, созданный писателем.

И, конечно, это новые образы, создаваемые в постановке. К примеру, в одном из спектаклей во время сцен, происходивших в Ершалаиме и перевоплощений Маргариты, костюм отбивающего ритм на барабане чем-то напоминал палача - на играющем был головной убор красного цвета с двумя остроконечными верхушками, похожий на средневековый двурогий эннен или русскую кику рогатую.

Меняются и внешние образы оперных певцов: к примеру, это повторение грима Воланда, или же, как в сегодняшней постановке, это чёрно-белая маска-грим - сочетание Инь и Ян. Не менее виртуозна и смена внешнего образа во время исполнения актёрами нескольких ролей, например, поэт Рюхин и Лиходеев, Михаил Берлиоз и Жорж Бенгальский.

Несмотря на то, что данная заметка посвящена внешнему выражению, невозможно не говорить о внутренней, содержательной стороне в контексте работы со смыслами. К примеру, в сцене рассказа Воландом казни в конце речи сделано ударение на смысловом значении произошедшего и содеянного: люди казнили сына Бога – и даже древнейший город словно на самом деле «пропал, будто не существовал на свете» - и Сергей Эдуардович подчёркивает это, подбросив листы романа, будто и сама история в таком случае не пожелала длиться далее. Или незримо-зримое присутствие Воланда во время знакомства и разговора Бездомного и Мастера и его исчезновение именно в тот момент, как только Иван даёт клятву Мастеру не писать больше. В постановке были несколько новых моментов: к примеру, роман не был сожжён, и Мастер сказал профессору Стравинскому, что ему стало лучше, ему помогли, и Стравинский снял очки и убрал их в карман больничной одежды Мастера, и здесь можно представить, что в контексте сказанного он постарался передать ему своё видение жизни. И тогда после этого Сергей Эдуардович подошёл к колоколу и дёрнул однократно, язычок колокола сорвался, будто утвердив раз и навсегда эту традицию его учителя, Марка Захарова, - передавать знания и продолжать школу его мастерства в живом искусстве.

В конце спектакля был показан фильм, посвящённый 90-летию Марка Захарова, и об истории постановки «Мастер и Маргарита» с 1997 по 2023 год, и как трогательно было слышать сказанное С.А. Алдониным, что они - его ученики, - и длится искусство их Учителя. Именно так возможна жизнь духа – в его длении – и живое искусство длит эту жизнь бесконечно. Длят ученики и непревзойдённые мастера, и вы, зрители, воспринимающие живое произведение театрального искусства.

Заметка о внешних образах будет дополняться и редактироваться.

2023, Ксения Мира, исследование сохранения живого произведения театрального искусства


Рецензии