На месте Маргариты

Думаю, те, кто читает и перечитывает булгаковского «Мастера», не могли не примерять на себя ситуацию с Маргаритой: «Так, стало быть, я могу попросить об одной вещи?» Маргарита была молода. Маргарита любила. Это ей и было единственно важно в мире. А я бы на её месте? Такая, как сейчас? Я стара. Я самодостаточна. Я мудра, чего уж фальшивить и скромничать. Любовь мне больше не нужна, ни секс. Единица с нулями, нулями, нулями в банке — тоже. Как и визиты к пальмам. Да, я бы растерялась. Нет, конечно, у меня есть достаточно мелких желаний, но ни одного такого, за которое я бы согласилась продать душу. Они, конечно, для меня составляют единое целое, но как его сформулировать? Да ведь и в формулировках надо быть очень аккуратным, вы же помните этот анекдот? Мужик поймал золотую рыбку и говорит: «Хочу, чтоб у меня всё было!» А рыбка отвечает: «Хорошо, мужик, у тебя всё БЫЛО». Наверное, правильно было бы сказать: «Пока мне отпущен этот мир, пока я могу им наслаждаться, пусть у меня всё будет в меру — необходимо и достаточно». Здоровье, достаток, еда, хороший сон — то базовое, о чём молодые не задумываются и чем частенько вообще пренебрегают. Я бы сказала это?

Впрочем, не будем пришпоривать фантазию, ибо на месте Маргариты я вряд ли вообще оказалась бы. Нет во мне для этого ни злости, ни жестокости, ни эгоизма, ни однозначности. Я была бы из «сто двадцать семь Маргарит обнаружили мы в Москве, и, верите ли, ни одна не подходит!» Так что отложим Булгакова в сторону.

Но склон жизни — такое время, когда всё-таки надо подводить итоги. И задавать себе вопросы. Чем ты жил? Чем ты живёшь? Чего ты хочешь? Что для тебя ценно? Ведь хочешь же ты чего-то? Так не бывает, чтоб у человека не было желаний, в том числе и одного заветного, самого главного.

Я говорю о себе лично. И мне лично совсем не хочется жить ради потребительского примитива: зелёных и рыжих бумажек, лакированного ведра с мотором, дворца, в котором надо, если самостоятельно, убираться две недели без перерыва, селфи на Эйфелевой башне и Пятой авеню. Так для чего же я живу?

Ради литературы? Нет. Литература — это мне важно, это весомая составляющая моей жизни, но это не самоцель и не способ добиться опять же того же потребительского рая. Литература — это инструмент для чего-то более глобального. Чего же?

Недавно я услышала: «Ваши произведения заставляют думать». И в этот момент я чувствовала себя, как победитель Олимпийских игр. Таким наградам отводят самое почётное место. Потому что это именно то, чего я хочу и добиваюсь. Зачем хочу? Зачем добиваюсь? Затем, что только через активную и действенную мысль умножается сумма добра в этом мире. Вот ради этого и живу. И творю. И стараюсь. Умножать сумму добра, насколько это доступно отдельно взятому человеку.

Я тешу себя мечтой, что когда-нибудь, когда меня уже не будет, мою книжку откроет случайный посетитель библиотеки и вдруг — задумается. И вдруг к нему придут мысли, которые его никогда не посещали. И вдруг он обнаружит, что мир хорош, надо только самому ему соответствовать и раскрываться навстречу. И он захочет этого. И сумма добра снова увеличится.

И разве так уж необходимо для этого вмешательство высших сил?


Рецензии