Мифы Ойкумены. Философия
Теперь не вру
Дневник ДИП с его последействием больше не действуют
В качестве прощания я избрал самое удивительное в мифическом мире Ойкумены - точнее, ее европейцев - философию
Из всей философии я выбрал греческую досократическую за ее родоначалие, чистоту и отсутствие догм кафедр
Эта еще почти не философия или философия мифологическая первой среди народов этой части Ойкумены задалась вопросом о Сущем и Смерти, обо всем и одном, о человеке и его уме
Граница , за которой необозримое поле мышления о мышлении, о доверии уму и его продукту ...
***
История философии. Конспект конспекта КВЕ лекций МНА
(серия конспекты самообразования профана по курсу ликбеза)
Пушкин сам признался, что:
(а)
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
(роман Евгений Онегин ГЛАВА ОСЬМАЯ строфа I)
(б)
В трактах естественных наук он более отмечал язык описания, его слог и стиль, чем само содержание:
«В 1822 г в своем «Кишиневском дневнике» А.С. Пушкин записал: «Д`Аламбер сказал однажды Лагарпу: “Не выхваляйте мне Бюффона; этот человек пишет: благороднейшее изо всех приобретений человека было сие животное — гордое, пылкое и проч. Зачем просто не сказать — лошадь?” Лагарп удивляется сухому рассуждению философа, но д`Аламбер очень умный человек, и, признаюсь, я почти согласен с его мнением. Замечу мимоходом, что дело шло о Бюффоне. Великом живописце природы. Слог его, цветущий, полный, всегда будет образцом описательной прозы».
Где и когда молодой Пушкин успел почитать Бюффона и оценить его стиль, ученые-пушкинисты пока не выясняли, этот вопрос для них второстепенный. Но едва ли Пушкин читал работы Бюффона по дифференциальному исчислению, механическим и химическим свойствам древесины или трактат «Les epoques de la nature» («Об эпохах природы»). Вероятно, это было что-то из его «L`Histoire naturelle, generale et particuliere» («Естественной истории, общей и частной»), причем скорее из «частной», то есть описания каких-то животных, той же лошади или собаки, тигра, льва и т. д., с которыми вполне могли знакомить для общего развития воспитанников Царскосельского лицея.»
(см. Петухова Ася. Земля и ее обитатели по графу де Бюффону)
Поэтому мы решились с фра АИЯ в рамках самобуча старцев вести не только дневники исследования трехчастной ДИП Пушкина, но и конспекты лекций тех наук, которые помогут (м.б.) понять как, почему и зачем он нас покинул, избрав чудовищную насильственную смерть до естественного биологического срока ее прихода за жертвой
Первым стал, как и положено, конспект первой науки наук – философии. При этом мы избрали курс Истории философии как истории единой мысли мудрецов, полюбивших (фил) мудрить (софия) о сущем, истине и смерти
Наше внимание привлек конспект Клементьева ВЕ лекций Муравьева НА, который мы и законспектировали:
Часть 1 Досократкики.
Этап 1- бессознательное наивное философствование до философии = без мыслящего мышления
История не философий, а философии – единой мысли объекта и его предмета (предметов?) от самой начальной до текущей актуальной и не конечной
Философы занимаются познанием Истины. Без прагматизма, скепсиса и догматизма
Истина – имя предмета философии. Философия – мышление об истине
1.1. Милетская школа
1.2.
Фалес:
необходимо понять единую сущность всего, исключив ВСЁ и оставив ОДНО. Всё – из одного. Оно – первоначало. Это стихия = вода
Анаксимандр:
Идея мудреца Фалеса о первоначале верна, но взятие за оное определенного – неверно: Начало не может быть ограниченным – это д.б. неопределенным. Это апейрон – бесконечное и беспредельное.
Анаксимен:
Первоначало (возможное) – неопределенное, но все что из него (происходит) – определенное. Природа – это неограниченное ограниченное. Неопределенное определенное – это бесконечный воздух
Пифагор:
Мир – космос (порядок). Начало всего – вечные числа . 1. Единица. Монада. 1+1= не Два, а Две
1.3. Элейская школа элеатов из Элеи
Ксенофан Колофонский:
Одно и всё: одно есть всё что есть; всего нет, а есть только одно. Одно есть Бог величайший из богов и людей, им не подобный (ни видом, ни мыслью). Такое одно не конечно и не бесконечно, оно ни движется , ни покоится. Создатель первой настоящей философской школы, хотя мыслил еще мифологически
Парменид (великий и надменный из Элеи):
Не «бытие есть», а просто ЕСТЬ.
Есть:
Не возникает и не исчезает
Цело, единого рода
Бесконечно и не движется
Одно, вечно в настоящем и настоящее, не прерываясь, без прошлого и без будет
Такое настоящее, что никогда не становится прошлым
Не имеет источника
Первое определение истины = бытие, есть
Не бывает до мысли
Бытие и мысль = неразделимое одно
Одно есть мышление и то, ради чего оно есть
Мыслимое бытие – действ. Начало философии как способа мышления свободного от превратности мнений
Нет бытия без мысли и без мысли нет бытия
мыслить и быть – одно и то же
Есть только бытие, небытия нет
Лучший мыслитель – не знающий мнений, не слышащий, не видящий, немой, только думающий
Мнимое не есть истинное
Кто начнет мыслить (не приведи Дикэ!) не минует противоречия с самим собой…
1.3
Гераклит Эфесский
Единое = Логос (Слово) – божественный закон (отношения единого и многого)
Все и течет, изменяется = значит есть у этого Единое = Логос (Слово) – божественный закон один для всего В Природе все разумно (ибо есть это Единое)
Из одного - все, из всего - одно
Логос по Гераклиту: всё есть и не есть, возникает и исчезает, бытие – не более, чем небытие; бытие и д логос – закон становления единого;
Небытие возникает из бытия, бытие – их ничто
Настоящее единое это только то, что вернулось в себя, пройдя через свою противоположность
Есть космический закон всего сущего: космос это вечно живой огонь
Космический закон управляет взаимопревращением стихий: огонь – воздух (смерть огня) – вода (смерть воздуха) - земля (смерть воды) – огонь (смерть земли)
В этом процессе рождается душа – в этом цель (миссия) превращения стихий
Душа бесконечна и вечна как логос (идея бессмертия души)
Прим. Гераклит автор разработки темы об отношениях единого и многого, которая стала основным вопросом всей дальнейшей зародившейся философии
Эмпедокл
Это что-то сказочное о сущем - вечном круге (сфере) сплочения (синтеза) разделения (анализа) существования 4-х стихий и двух начал (сил) – любви и ненависти, в котором нет бытия и небытия
Демокрит
Два рода познания – ощущения (темного знания) и мысли (истинного)
Попытка решить философски сформулированную Гераклитом проблему отношения бытия и небытия, единого и многого
Есть что и Ничто, диакосмос
Что – это бытие, полное, основа – неделимые формы (идеи) = атомосидеас (*) – идеи в бесконечном количестве
(*) атомосидеас материалистами ошибочно принято за материальные «атомы», тогда как это лишь идеи! которые могут быть только мыслимы!
Ничто - это небытие, пустое, пустота (ксенон)
Неделимые идеи вечно движутся в пустоте, давая соединяясь появление вещей
Атом - неделимое единое, целое, доступное только мышлению
Что – это одно как многое, Ничто – многое как одно
Мир демокритов – вихрь атомов-идей, сцепляющихся, проявляющихся и ощущаемых, расплетающихся и исчезающих.Мир это объяснен «из чего « и «как» возник и есть, Но не т ответа на «почему».
Анаксагор
Главное не только из чего мир возник, но и почему он именно такой, какой есть
То из ЧЕГО материя мира = гомеомерии (семена), а то ПОЧЕМУ он такой - работа НУСА – ума = принципа или причины
Нус вне гомеомерий, он чист в его бытии в самом себе, обладает совершенным знанием
Ум изначально знает как все должно быть
Научиться можно только от чистоты – потому надо для познания очистить разум от мнений
2 этап
Софисты
Протагор
Человек – мера всех вещей.
Мир это лишь суждение о нем отдельного человека
Истина относительна
Горгий
Ничего нет
Если и есть, то непознаваемо
Если и познаваемо, то не сообщимо другим
Если Истина и есть, то она не достижима: если тебе холодно, есть кто-то другой кому жарко, если тебе сладко, то есть кто-то иной кому горько
Софизм – это гроб истины (надежд на ее отыскание и признание)
Единого содержания нет, истины нет
Человек свободен думать как ему заблагорассудится
Софизм - начало мышления о мышлении
***
Сущее
Рассуждения о сущем
Мысль о сущем
Мысль о мышлении о сущем
Мысль о мышлении
Мышление о мышлении
Без лени унт хандры
Сократ
FIN
Свидетельство о публикации №223102100302