Почему арабские географы писали о царствах русов
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Попробуем разобраться почему арабские географы писали о трех землях или царствах русов, а не славян.
Кем были арабские географы? Послы, купцы, ученые – путешественники (арабские географы) Арабского Халифата собирали сведения о всех странах и народах, представлявших интерес для своего государства в том числе и в разведывательных целях. Арабский Халифат (VII – XI) веков превратился в результате арабских завоеваний в огромную империю. По - нашему мнению переводы работ арабских географов не совсем точны, а много материалов не вошло в их книги и труды по соображениям секретности того времени. В изданных позже книгах многое было перепутано и утеряно. И конечно необходимо учитывать мировоззрение арабов и их восприятие действительности с точки зрения ислама.
На территории Русской равнины было три царства или земли русов со своими царями: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, а царь его находится в Арте.» (Из "Книги климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси (написанной коло половины X века).)
Кроме Аль Истархи о трех царствах или племенных групп русов писали Аль Балхи и Ибн Хуакаль : «О трех племенных группах Руси сообщают следующие писатели X в.: 1) арабский географ Аль-Балхи (850—934), автор «Книги видов земли», составленной около 920 г.; 2) арабский ученый Аль-Истархи, труд которого составляет второе, сильно дополненное издание труда Балхи, сделанное между 930—933 гг.; 3) араб-путешественник из Багдада — Ибн-Хаукаль, автор «Криги путей и государств», работу над которой он закончил около 987—988 гг. Зависимость сообщений этих трех авторов одного от другого не вызывает сомнения. (из работы историка археолога, кандидата исторических наук, работавшего в Институте археологии АН СССР. Монгайт А.Л. " К вопросу о трех центрах Древней Руси"
У арабских географов X века нигде не упоминается правящая династия на Руси и сам Рюрик. Из чего можно сделать выводы о том, что - либо династия Рюрика выдумка, либо события, на которые ссылаются арабские географы произошли на много раньше времени призвания Рюрика.
Арабский географ Аль – Бахли в работе «Книги видов земли» написанной около 920 года, она писалась в то время, когда Русское объединенное государство, созданное Олегом Вещим согласно ПВЛ в 882 году, уже существовало почти 40 лет, но о нем ни слова, как и о правителе Рюрике и его роде. О Рюрике и Русском объединенном в 882 году государстве не говорится ничего и у двух других арабских авторов - Аль-Истархи, Ибн-Хаукаль.
В Большой Российской энциклопедии, статьи в которой написаны только дипломированными историками или авторами, не «имеющими профильного образования, но подтвердившие свою квалификацию публикациями на историческую тематику в престижных научных изданиях» о говорится: «КУЯВИЯ, СЛААВИЯ И АРСАНИЯ, наименования трёх территориально - политич. групп русов в сочинениях ср.-век. араб. географов. По их данным, правитель первой группы – ближайшей к г. Болгар– сидел в г. Куява (Куяба). Резиденцией правителя второй группы русов был г. Слав (Салав), а сама группа именовалась Славия (Салавийя).
Правитель третьей группы русов – Арсании (Арсанийя) – находился в г. Арса. Куява являлась оживлённым торговым центром, в то время как в Арсу не мог проникнуть ни один чужеземный купец из-за распространённого там обычая убивать иноземцев. Купцы Арсы сами вели торговлю, спускаясь по воде для продажи мехов (чёрных соболей и лисиц), свинца, ртути, а также мечей. Русы торговали с Хазарским каганатом, Византией, с Булгарией Волжско - Камской. К., С. и А. впервые упоминаются в сочинении араб. учёного 1-й пол. 10 в. Аль - Истахри «Книга путей и государств» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик»), который, вероятно, позаимствовал эти сведения у своего учителя аль-Балхи (ум. 934).»
Подчеркнем, что в работе кандидата исторических наук Монгайта А.Л. " К вопросу о трех царствах Древней Руси" сообщение арабских географов подтверждаются данными полученными антропологами, археологами и филологами: «Откуда взялась арабская легенда о трех племенах и о трех центрах Древней Руси? Имеет она какую-либо историческую почву или относится к досужим выдумкам древнего путешественника? В. А. Пархоменко заметил совпадение данных антропологии, археологии и филологии, как бы подтверждающих триединство восточного славянства. (В. А. Пархоменко. У истоков русской государственности. Л., 1924.)
Замечательно также, что подобно тому как арабские писатели признают вятичей одним из главных славянских племен, данные языка и антропологии позволяют выделить это племя из других восточнославянских племен. Это позволяет говорить о том, что вследствие каких-то сложных исторических процессов в период разложения родового общества восточнославянские племена составляли три большие группы, давшие общность языковых явлений, общность антропологического типа и общность исторических связей. Сообщения арабских географов — не выдумка, а могли быть связаны с реальной действительностью.»
Почему арабские географы писали о русах, а не о славянах?
Потому что на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, которых можно назвать потомками изначальных ариев или русами. Эти племена сохранили: «Архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип. Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.» («Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/ 1207-mk.pdf)
О рождении древних предков русского народа (автохтоны русы + славяне, вернувшиеся на свою прародину) Лидия Грот пишет: «Аналогично должно было происходить и рождение современной русской общности и как этнического, и как политического объединения в период расселения славянства в Восточной Европе. Одним из «родителей» русских, давших новой общности язык, было, безусловно, восточноевропейское славянство – «родитель» пришлый, как это и наблюдалось в истории большинства народов. Но тогда имя Руси не могло прийти «со стороны», как это продемонстрировано выше на известных примерах. Оно должно было родиться в Восточной Европе до прихода туда славянства, но иметь индоевропейское происхождение.
Поставив вопрос таким образом, я несколько лет тому назад подошла к идее индоевропейского субстрата (русов) на севере и в центре Восточной Европы в древности, в котором увидела этническую среду, явившуюся лоном для древней Руси. На основе данной идеи я стала развивать концепцию о двух периодах древнерусской истории: дославянском (индоевропейском) и славянорусском….»
По - нашему мнению славянские племена, возвращавшиеся на свою прародину Русскую равнину совместно с русами образовывали союзы племен, но по праву хозяина земли выходцы из русов составили большинство племенной аристократии, поэтому арабские географы и писали о русах, а не о славянах.
«Право хозяина – божественный принцип, при котором народ- хозяин (аналогично хозяину дома) сам устанавливает нормы поведения на своей земле.»( «Справочник русского человека» автор составитель Алексей Иванов.)
Свидетельство о публикации №223102100362